Подписка Архив номеров Распространение RSS
Четверг, 19 Апреля 2018 г.

БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости
Тема недели
Рука Госдепа на пожарной кнопке
Экономика
488-й остаётся угрозой
Общество
«Шоу прекратите здесь устраивать!»
Газета
Свежий номер
Свежий номер
Тема недели События. Оценки Экономика Общество Modus vivendi
Расценки на баннеры
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
ПП НС планирует принять изменения в закон о СМИ, регулирующие деятельности интернет-ресурсов. Что должно измениться в медийном ландшафте РБ?
пора заканчивать с клеветой и фейками в Интернете
нужно поставить интернет-издания в одинаковые условия с традиционными СМИ
идентификация пользователей - насущная необходимость
блокировать сайты с незаконной информацией надо без суда
это еще один удар по имиджу РБ
Архив журнала Sexus
Facebook
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Тема недели

Пожать руку президенту

18.02.2008
заместителю главного редактора «БелГазеты» не удалось

Виктор МАРТИНОВИЧ

Эта история случилась более 10 лет назад, когда журфак возглавлял совсем другой декан, а БГУ руководил совсем другой ректор. Персонажи этой истории давно ушли с постов, которые тогда занимали, часть из них уже не имеет никакого отношения к БГУ. Да и сам факультет с тех пор так изменился, что речь здесь идет, кажется, совсем о другом учебном заведении. И только президент - главное действующее лицо - остался совершенно неизменным.

События развивались в мрачные 90-е. Преподаватель истории с бело-красно-белым значком, прочитав лекцию о коллаборационизме или битве под Оршей, сухо кивал аудитории, и через два часа аудитория обнаруживала его на митинге, на который шла всем составом. И вот в эту-то лихую годину факультет журналистики решил посетить Александр Лукашенко.

Накануне в актовом зале журфака побывал начальник главного управления информации администрации президента Александр Федута, человек тогда не менее величественный, чем президент. Федута поднялся в актовый зал на последнем этаже факультета, не снимая тяжелого зимнего пальто, хотя газовым кризисом в те времена еще не пахло и топили в аудиториях будь здоров. Студентам стало понятно, что люди, работающие в администрации президента, сделаны совсем из другого теста: они не испытывают ни жары, ни холода, ни страха, ни сомнений. После визита Федуты в пальто слухи о приезде Александра Григорьевича отнюдь не казались фантастичными.

В общем, попросили нас с одной из моих сокурсниц остаться после лекций. Что очень характеризует те мрачные времена лихих 90-х: подготовкой визита и работой с нами занимались не декан лично, а преподаватель одного из гуманитарных предметов и женщина, которую можно было бы назвать кафедральной методисткой. Факультет знал, что у нее очень хорошо получается организовывать всех и вся.

Я тогда носил длинные волосы, из-под которых выпирали пушкинские бакенбарды, и строгий костюм с галстуком без всякого повода. Паганини, в общем. Видно, этот мой прилежно-сценический облик и привлек внимание руководства. Мои политические взгляды остались на периферии внимания: мрачность 90-х предполагала полный плюрализм. Тот факт, что я не только не состоял в тогда еще не существовавшем БПСМ, но и, как и Федута, совмещал дела государственные (учебу) с работой в независимой газете, причем именно в той, на которую втайне пописывал Федута, никого не насторожил.

Девчонка, вошедшая со мной в пару, была совершенно модельной внешности. Под два метра ростом. Идеальная фигура. Лицо - как у актрисы из «Дня сурка». Если бы не президент, не видать бы мне ее бедер никогда в жизни, и никакой галстук тут не помог бы. Такие любят парней, проводящих больше времени в спортзале, чем над книгой.

Торжественным голосом нам было сообщено: на следующей неделе на факультет приезжает президент Республики Беларусь, и мы отобраны для вручения ему цветов в конце его выступления. А теперь у нас произойдет организационное собрание - мы «немножечко порепетируем». Оргсобрание состоялось в специально очищенном актовом зале. Двери были плотно закрыты, что само по себе, в контексте девушки, уже волновало, но наши попечители не собирались оставлять нас вдвоем.

Была поставлена боевая задача: отработать вручение букета главе государства с подходом к нему сзади. В качестве муляжа букета сначала предполагалось использовать бумажный сверток, но потом, ввиду богатого воображения собравшихся, было предложено держать перед собой… просто пустоту. Наши кураторы заняли места в зале. Мы заняли исходную позицию у входа. Нам было предложено обняться. Она взяла меня за локоть. Я положил правую руку ей на бедро. Непонятно, куда деть букет, но он нам был не особенно нужен, и, опустив его вниз левой рукой, я сконцентрировался на ощущениях правой. Так мы сделали несколько шагов, получилось нечто вроде прогулки сутенера с близкой знакомой. Посовещавшись, ответственные за «ивент» пришли к выводу, что выходит чересчур развратно. Нужно было что-то делать с цветами. Их передали моей спутнице, мне наказали просто идти рядом. Еще раз посовещавшись, решили, что вышло, «как на кладбище». Непонятно было, зачем здесь я, в своем пиджаке, галстуке и с патлами. Так букет занял окончательное свое положение: мне надлежало сжимать его обеими руками, повернув голову к спутнице.

Спутнице предлагалось либо просто идти рядом, либо придерживать меня за локоть. «Четче шаг! Мартинович, не сутулься», - командовали из зала. Мы несколько раз проделали тот путь в пять шагов, который отделял вход в зал от трибуны с президентом. Но сценографы снова задумались. Как мы узнаем, стоя за дверьми, что президент уже закончил говорить? А вдруг мы пропустим момент, и он останется обиженным?

Так исходная позиция изменилась. Нас усадили в первый ряд. После того как президент закончит речь, мы, стараясь не шуршать упаковкой цветов, должны были встать, подойти к нему с правого фланга (три больших шага) и поймать его на лестнице, ведущей с кафедры (примерно посередине). Как показало будущее, такая позиция - благодарные студенты снизу и глава государства, принимающий букет, сверху - была совершенно идеологически правильной.

И снова мы на исходной. Встали, три шага к трибуне, два шага по лестнице, замерли, ожидаем его поворота к нам, считаем до двух, чтобы он подготовился принимать цветы… Я медленно и торжественно протягиваю ему букет. «Старайтесь идти в ногу! Мартинович, не сутулиться!»

Моей постоянной ошибкой было то, что я неверно представлял себе размеры букета. Я отпускал в своих объятиях места максимум на три-пять розочек, а нужно куда больше. «Шире руки! Еще шире!» - звучало из зала, и я уже не представлял, как можно собрать такой огромный букет и сколько, черт побери, он будет весить. «Главное, не упасть, когда буду подниматься по лестнице, - лихорадочно говорил я себе. - Если я грохнусь, я стану легендой журналистики совсем не с той стороны, с которой нужно».

И тут наши попечители вспомнили о рукопожатии. Эта часть церемонии оказалась совершенно не отработанной. После вручения букета, который по размерам уже вплотную приблизился к стогу сена, мне полагалось пожать руку президенту. «Сам руку не тяни, - учили из зала. - А если протянет, не колеблясь, без паузы, сразу же - жми!»

Мы встали на исходную для финального прохода. Моя спутница, кажется, волновалась. Я обнял руками пустоту букета. «Три шага вперед», - командовали из зала, а я все спрашивал себя: то ли я делаю? Нужно ли все это, зачем? «Вручаем, вручаем букет», - и я передавал розы невидимому, улыбающемуся сверху главе государства. «Рука пошла, жмем ее, жмем!» - от волнения кураторы встали с мест и переместились в проход между рядами, чтобы все было лучше видно. «Жмем, Мартинович, жмем», - напирали они, а до окончания университета оставалось так мало, и рука, невидимая, но такая теперь судьбоносная, зависла в пустоте. И я протянул свою и пошарил ею перед собой, изображая пожатие.

Визит президента Александра Лукашенко на факультет журналистики БГУ был отменен в последний момент. Глава государства не приехал ни в тот год, ни во все последующие, которые я провел студентом на журфаке, но я до сих пор ощущаю силу его пожатия на своей правой ладони.
Читайте также:
  • Мимо вымени
  • «Смотрите, мужики. Лучше нищим, но на свободе»
  • Рука Госдепа на пожарной кнопке
  • После Кемерово: ждать ли усиления административного давления на бизнес?
  • Танго с огнетушителем
Добавить комментарий
Проверочный код


БелГазета. Новости Беларуси. Белорусские новости

© 1995 - 2018. Все права защищены.

Использовать материал разрешается только со ссылкой на источник.

Пользовательское соглашение

Регистрационное свидетельство №598 выдано
10 августа 2009г. Министерством информации Республики Беларусь
Rambler's Top100
В номере
Тема недели События. Оценки Экономика Общество Modus vivendi
О "БелГазета"
Распространение Вакансии Газета Контакты Пресс-релизы
Новости партнеров Новости компаний

Рекламодателям
Отдел рекламы Расценки на баннеры Базовые расценки
"БелГазета" в соцсетях