Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Радости жизни

«Зайку бросила хозяйка - х…ая жизнь для рабочего класса!»

18.02.2008
В Минске выступила скандальная московская электро-трэш группа «Барто»

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

Электро-панк дуэт «Барто» превратился в медиа-бомбу с подачи Артемия Кивовича Троицкого, в восторге заявившего, что «каждая молодая российская девушка обязана иметь этот диск в качестве противоядия от…» (глянцевой культуры, телевидения, корпоративной эстетики - нужное подчеркнуть). О «подрывном электро из подмосковных Люберец» пишут в Rolling Stone, их антиглобалистскими, феминистскими, социальными текстами, разоблачающими глянцевый пафос современной культуры, восхищаются как журналисты, так и коллеги.

Вероятно, в России ниша хулиганской оппозиции массовой музыкальной культуре слишком долго пустовала: живительным плацебо могло оказаться что угодно, лишь бы оно наконец-то щедро уматерило с широкой трибуны потребительский культ, офисное рабство и, допустим, McDonalds. И, разумеется, действовало в том же контексте, что и пресловутый Рональд Макдональд: ведь кто заметит ваши анархистские призывы, если не выбрать рупор помощнее?! К сожалению, любой, кто с экрана телевизора кричит о том, что телевизоры нужно вынести на помойку, является не более чем картинкой на экране телевизора. Замкнутый круг. Разорвет ли его детсадовский наив-анархизм группы «Барто» - вопрос сложный.

Маша и Леша, основной костяк группы, вначале назвали коллектив словом «Бардо» (воздействие «Тибетской книги мертвых»?), но от депрессивной эзотерики быстро отказались, выбрав более вызывающую, детскую и убийственно воздействующую на психику форму стишка-агитки. В плане настроения и отражения общей безрадостности бытия их «анархия и хаос, пошел в ж…у, Микки-Маус!» ничем не отличается от более привычного «уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу», а песня про мальчика Владика, который уныло таскается за лирической героиней, но «вряд ли сможет развести ее на fuck», сюжетно совпадает с классическим «зайку бросила хозяйка». Любители детских стишков подросли и начали забавляться антиглобалистскими считалочками: можно ли это выгодно продать? Увы, в Москве что ни сделай - все можно выгодно продать. Такова аура этого прекрасного мегаполиса.

Так или иначе, ребята очень понравились минской публике. Маша - сексапильная и небрежная умница-кривляка, этакая «Любочка» с «ленточкой в косе» (вместо ленточки - розовое боа, под балетной юбочкой - вульгарные золотые лосины) - почти не поет, просто сладко мяукает и визжит в микрофон под холодный электро-бит. Леша играет на гитаре, параллельно пытаясь то отъесть Маше голову, то залить ее с ног до головы неведомо откуда взявшимися реками крови («Из-за крови было неудобно держать микрофон, - написала обрадованная концертом Маша в своем блоге. - Потому что он скользил в руках»). Простенькие и милые песни, несмотря на обилие нецензурной лексики, не вызывают ассоциаций с матерыми мэтрами суровой лирики вроде того же «Ленинграда» - даже самые чудовищные ругательства в устах Марии звучат как-то по-детски. Да и основная аудитория группы - девочки-подростки в разноцветных гольфах. Они уже знают тексты наизусть и восторженно кричат в прокуренный потолок: «Нах...й буги-вуги! В п…у рок-н-ролл!» Эти девочки вряд ли следят за творчеством Miss Kittin’, M.I.A., Peaches и Chicks On Speed. Но им близко и знакомо все, о чем поют «Барто»: они, разумеется, презирают всех, кто ради денег решил «стать корпоративной б», им знакома формулировка «свободная касса - х…ая жизнь для рабочего класса», и, понятное дело, рок-н-ролл им надоел - то ли дело свежайший, новаторский электро-клэш!

То, что в Европе электро-клэш слушают, поди, с середины 80-х, их не касается. И слава богу. То, что над McDonalds не смеялся разве что сирый и убогий, их тоже не касается. Каждое поколение должно само найти себе героев и антигероев, не опираясь на ошибки и достижения поколений предыдущих.

Подобная музыка, функционирующая в широком массовом контексте, - действительно, революция. Но, будучи включенными в более узкий и требовательный контекст анархо-электро-клэша, «Барто» выглядят довольно бледно по сравнению с корифеями жанра. Впрочем, все это вопрос позиционирования. По сути, группа «Барто» - то же самое, что и книга «Духless» - набор революционных откровений о том, что давно известно тем, кто никогда не будет читать книгу «Духless» и слушать группу «Барто».

«Живьем» дуэт энергичен - зал мгновенно заводится. К сожалению, сильных песен у «Барто» почти нет - аранжировки довольно традиционны, мелодии отсутствуют. Тем не менее их вздорная наивность подкупает: похоже, они искренне уверены, что являются новаторами в деле социально протестной музыки (во всяком случае, в России), и поэтому действительно звучат очень свежо. Их детская непосредственность не может не нравиться, и неудивительно, что пустился в пляс даже Сергей Пукст, мощнейшей энергетики музыкант и личность крайне незаурядная.

Как ни странно, не все музыканты разделили восторг Пукста (серьезная доля присутствующей на концерте публики - минские электронные музыканты: видимо, им были интересны технические секреты удачливых коллег). «А где, собственно, песни?» - сетовал на отсутствие внятной мелодики вокалист коллектива Sex Drive, исполняющего винтажное трэш-диско а-ля Pet Shop Boys. «Именно так должны были кончить Soft Sell», - осознал его коллега. «Кто-то сверху, кто-то снизу, но не кончить никому!» - пели «Барто», обливаясь кровью. «А вы слышали украинский симфо-панк дуэт «Хамерман Знищуе Вируси»? - грустно бубнил кто-то в толпе. - Это то же самое, но гораздо круче, потому что там постмодернизм и потому что поют два мужика, у одного из которого оперный тенор!» И только один белорусский электронный музыкант восторженно скакал у самой сцены, подпевая Маше прямо в микрофон, - похоже, он пришел на концерт просто повеселиться. Похоже, ему это удалось. Все, кто пришел на «Барто» с другой целью, потерпели фиаско.

Ближе к финалу «Барто» стали и вовсе задиристыми. Песню «Сучки», посвященную девочкам, которые предпочитают мужчин побогаче, Маша посвятила «этой вашей телеведущей… как ее… Люся Лущик? Да, точно. Мы ее видели вчера, и это был полный восторг!» А новая песня, посвященная сайту «Одноклассники.ru», порадовала прелестной мелодикой. Оказывается, если к параду карманных, кукольных разоблачений и без того очевидно фальшивой реальности добавить умение сочинять песни, получится неплохо.

* * *

В эстетике «Барто» почти отсутствуют юмор и ирония. Смешные ужимки и идущий в ж…у Микки-Маус скорее родственны искрометным гэгам Comedy Club, нежели, скажем, чернушной социальной сатире группы «НОМ», давным-давно заимствовавшей эстетику синт-трэш-попа для обрамления своих инфернальных фантазмов, вдохновленных российской действительностью.

Видимо, поэтому в выступлении «Барто» корреспондента «БелГазеты» больше всего порадовала русскоязычная кавер-версия знаменитой игги-поповской Passenger: обмазанная чужой кровью, растрепанная и уставшая Маша, рычащая в микрофон: «Я просто пассажир!», выглядит по-настоящему трогательно и искренне: душа, вот в чем дело, душу-то не спрячешь…
Добавить комментарий
Проверочный код