Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Радости жизни

В носках и без тапочек

18.02.2008
Нереально реальная UnReal Student Life

Ася КАЛИТИНА

Выставка UnReal Student Life, открывшаяся в минувший вторник в минском Музее истории белорусского кино, войдет в историю как самая посещаемая за все время существования музея. По вечерам здесь не продохнуть: на вешалках ни одного свободного крючка, пальто и курточки повсюду - в углу, на старой парте, на железной кровати, что принесли организаторы из общежития университета культуры. В минувшую пятницу здесь было «человек 200 - не меньше», подсчитала сотрудница музея.

Организаторы признаются: они хотели «открыть новое творческое пространство», которое «зазвучало бы языком произведений литературы и искусства». Но оказалось, что это пространство давно было, просто раньше оно не покидало стен студенческих общежитий.

Это «нереально реальная студенческая жизнь», говорят те, кто уже который вечер стремится «не в общагу, а в музей»: на полу по-турецки расселись студентки с колечками в носу и гадают на суженого, на кровати «юноша бледный со взором горящим» что-то доказывает облокотившейся на спинку подружке, на балкончике случайно закрылся паренек и стучится в окно, а все думают: «Это перфоманс такой?» А поодаль - «своя свадьба»: координатор проекта UnReal Student Life Олег Ларичев откупоривает шампанское. «По глотку на брата - шикарно!» - радуется девочка с дрэдами.

Тут каждый вечер - словно вечеринка в общежитии: споры об искусстве, перфомансы, концерты. «Пока ты студент - ты можешь все!» - громко объявляет Олег Ларичев. Он давно хотел организовать такую выставку: без чинных поз, серьезных лиц, чтобы все по-студенчески, в носках и без тапочек. И на вопрос журналистов, почему UnReal Student Life именуют первой выставкой актуального студенческого творчества, если работы студентов можно увидеть довольно часто, например в галерее «Университет культуры», он отвечает: «Наша выставка интерактивна». И не под запись: «Она пропитана духом студенчества». Олег с гордостью замечает: «Большинство посетителей говорят: такое возможно только в Киеве, но не у нас...» В Киев, кстати, выставка и поедет после закрытия. А потом в Краков: поляки уже пригласили. А на будущий год UnReal Student Life снова будет в Минске. Проект планируется сделать ежегодным.

«Рок-н-ролл будзе жыць, пакуль не памрэ...», - уже доносится с импровизированной сцены. Здесь каждый день новый концерт: на открытии выступали «Джамбибум» и Yo-Yo, на следующий день был анонсирован перфоманс от группы «Яна-Тры-Ён», а 20 февраля здесь ждут группу «ДетиДетей».

«А это новая группа Андруся Такинданга,- весело кивает в сторону только что вошедших музыкантов Ларичев. - Эй, кто-нибудь знает, как она называется?» Никто не знает. В большом списке приглашенных групп ее нет. Музыканты сами пришли, по собственной инициативе.

По словам организаторов, сюда может прийти каждый, «только предупредив нас», торопится вставить Ларичев. В среду, например, незапланированные выступающие спасли вечер: у анонсированной группы «с клавишником что-то случилось», но «кто со стихами выступил, кто на гитаре сыграл...» Публика подмены не заметила. Сказали: «Это было волшебно!»

Набор экспонатов тоже пополняется почти ежедневно: вот на полу картонная коробка с книгами и дисками. «Можно брать, можно приносить - это называется буккросинг», - демонстрирует лежащие наверху томик Карнеги и яркую книжицу «Салаты мира» Олег. Порывшись в «хозяйстве», он констатирует: «Меньше вещей не становится... Хотя нет: диски все разобрали!»

Днем, когда посетителей в десятки раз меньше, Ларичев проводит по всей экспозиции: «Тут у нас больные фантазии студенток Академии искусств», - указывает он на спящих в деревянных ящиках фарфоровых младенцев: малыши не пришлись по вкусу преподавателям академии, «а тут их очень любят».

Деревянный юноша с раскалывающейся головой - автопортрет Артема Малаховского. Автор выставлял работы «у себя во дворе»: приковал цепями, вернулся домой и из окна снимал на камеру реакцию людей, демонстрирующую «отношение к человеку в обществе»: одни пинали деревянного человечка ногами, другие отряхивали, а один мальчик подошел и перекрестил.

«Это игрушки Карины Писаренко, она их обычно друзьям дарит», - продолжает экскурсию Олег Ларичев. За ними - снова работа Артема Малаховского: куб с коконом. «Очень зрелая работа», - похвалил ее вечером кто-то из взрослых посетителей. Он же предположил, что «Бублик мира» Алексея Нестерова мог бы быть сделан и его отцом, художником Григорием Нестеровым. «Не скажите!» - включается в спор Олег. Он уверен, что только в студенческие годы можно так просто объявить бублик «символом мира». «Такая простая вещь, как еда, - и арт-объект».

Правее «Бублика» - другой арт-объект: на невысоком кубе выстроилась батарея из немытых чашек во главе с пузатым электрочайником. «А здесь мы чай пьем!» - хохочет Олег, глядя, как две девушки пытаются найти на кубе записочку с фамилией автора и названием инсталляции.

В экспозиции UnReal Student Life много таких предметов: «то ли экспонаты, то ли для мебели», как замечают девушки. Голова, утыканная кисточками, раньше стояла в общежитии, но здесь ее решили «облагородить». Или парта отзывов, на которой «каждый может писать и царапать что хочет». Или зеленая оконная рама, вдоль и поперек исписанная шариковой ручкой, с чуть побитой чашкой на изумрудном подоконнике и фарфоровым Пушкиным с порочащей поэта надписью «третий сорт». Раму, как утверждает Олег, выдрали из окна в общаге, а статуэтку нашли на свалке и раскрасили разными красками.

«А эта серия фотографий под названием «Жизнь в большом городе» мне особенно понятна, - в который раз прерывает молчание Олег. - Когда я приехал сюда из Мозыря, я тоже ощущал себя каким-то покинутым». Под фотографиями - старый чемодан с грудой банок «для матушкиных солений» с оптимистичной надписью «Еду домой».

Кажется, здесь вообще не было отбора: принимали на выставку все, что приносили. «Наоборот, - обижаются организаторы, - мы тщательно отбирали работы, оставляли лишь то, что, как нам казалось, отражает студенческую жизнь». В советчики брали маститых художников. Их было так много, вспоминает Олег, что «цензуру не прошли» даже очень достойные работы. Их разместили тут же, в маленькой «каморке». «Только молодость столь демократична», - добродушно улыбается тот самый бородач-посетитель, что назвал работу Малаховского зрелой.

«КТО И КАК МОГ БЫ НА ЭТО СРЕАГИРОВАТЬ»

Выставка UnReal Student Life проходит при поддержке посольства Великобритании. Временный поверенный в делах этой страны в РБ Найджел Гулд-Дэвис объяснил БелаПАН, что необходимо «общаться и налаживать тесные связи именно со студентами, молодыми людьми, потому что в любой стране они - будущее».

В посольстве корреспонденту «БелГазеты» рассказали, что хотели «поддержать стремление белорусских студентов к самовыражению, желанию выставлять свои работы».

На вопрос, почему организаторы UnReal Student Life обратились за помощью в организации выставки в иностранное посольство, Олегу Ларичеву пришлось ответить в различных интервью много раз: «Мы даже не обращались куда-то еще с просьбой поддержать проект, - говорит он. - Мы просто не знали, кто на это и как мог бы среагировать. Написали в британское посольство, потом встретились - и им понравилось».
Добавить комментарий
Проверочный код