Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Личный вкус

«Четыре месяца, три недели и два дня» (Румыния, 2007)

18.02.2008
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

Режиссер Кристиан Мунджиу. В ролях: Анамария Маринка, Лаура Василиу, Влад Иванов, Луминица Георгиу, Алекс Поточеан.

Наконец-то! Белорусский зритель откроет для себя новое румынское кино. С легкой руки Каннского фестиваля оно вошло в моду, взбудоражило Европу. Фильмы «Смерть господина Лазареску», «12:08 к востоку от Бухареста», «Мечты о Калифорнии» занимают умы киноманов мира. А их создатели, молодые, тридцатилетние авторы, сегодня разве что не полубоги. Окончательным признанием современного румынского кино в мире стала драма Кристиана Мунджиу «Четыре месяца, три недели и два дня». В конце минувшего года она была признана лучшим фильмом Европы. Решение Американской киноакадемии не включать фильм в шорт-лист на получение премии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» было освистано мировой прессой и признано позорным.

О чем кино. «Четыре месяца…» представляют пилотную часть проекта «Истории золотого века». Мунджиу планирует снять цикл картин, в которых через персональные истории рядовых румын будет отображена эпоха румынского коммунизма. По жанру это сверхинтимная бытовая драма, почти «подпольное кино», которое впивается взглядом в болезненную изнанку жизни с клинической дотошностью. Никакого сведения счетов со временем, никаких обличений, никакой политики. Исключительный быт, преподнесенный в традициях городского «хоррора», когда кровь стынет в жилах от одной мысли, что все происходящее - это обыкновенная жизнь в ее жестоких преломлениях. Сюжет в традициях Петрушевской. В 80-е годы, когда аборты в Румынии были официально запрещены, одна студентка берется помочь «залетевшей» подруге прервать беременность. Учитывая, что жизнь при социализме была у всех на виду, можно представить, каких усилий и нервного напряжения потребует от экранных героинь эта затея. Физиологические подробности операции по удалению плода - ничто по сравнению с самоотверженностью и душевными терзаниями героини, которая из соображений бескорыстной дружбы берется довести дело до конца. Она снимает гостиничный номер, находит специалиста по абортам, расплачивается собственным телом за оказанные услуги, в срочном порядке заметает следы и избавляется от зародыша. Порой, кажется, что и дружба тут ни при чем. Просто желание скорее преодолеть весь этот кошмар толкает героиню к активным действиям. Подставить себя, подвергнуть свою жизнь опасности нужно лишь для того, чтобы вырваться из этой экзистенциальной западни. Мужество и упорство, с которым героиня подавляет собственные страх и опустошенность, вызывают неподдельное восхищение.

Что важно. Конечно, найдутся зрители, которые посчитают, что подобные фильмы снимали в России и странах СНГ в перестроечный период. Некоторое сходство наблюдается, но румынский натурализм возвышается над нашей чернухой. Фильм Мунджиу преодолевает рамки вуайеристской драмы, поскольку режиссер не забывает о морали. Ее он преподносит беспристрастно, без признаков дидактики. Это кино морального беспокойства, в котором ключевые смысловые моменты приходятся не на само действие, а на паузы. Удивительного напряжения паузы, которые гениально держат актеры.

Как снято. Фильм избегает авторского присутствия. По задумке режиссера, «зритель не должен осознавать, что смотрит «сделанный» фильм». Вы словно подсматриваете за реальностью, в которой нет намека на игровую условность. Вместе с тем это не игровая стилизация под документ. В фильме преобладают неподвижные долгие планы, которые лишь несколько раз перебиваются кадрами в манере датской «Догмы»: дрожащее изображение, размытый фон, съемка ручной камерой. Фильм снят в традициях чистого кино. В нем нет музыки, на протяжении всего действия Мунджиу прибегает только к натуральным шумам и звукам. Отказ от формальных киноприемов усиливает психологическое напряжение внутри кадра, которое передается зрителю. Чувство тревоги и беспокойства не отпускает публику при просмотре этого внешне простого фильма, что, в свою очередь, позволяет критикам сравнивать «Четыре месяца…» с картинами Альфреда Хичкока.

Где посмотреть. В Доме кино с 15 по 24 февраля.
Добавить комментарий
Проверочный код