Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Личный вкус

CD-обзор

18.02.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* Osimira. Druva * Uria. «Рай Коню»

В преддверии грядущей «Рок-коронации» с ее неизменными «традициями и современностью» мы решили обратить внимание на два главных, по нашему мнению, фолк-альбома минувшего года. Могилевская арт-фолк-формация Osimira презентует слушателю интровертные обработки архаичных обрядовых мелодий средневековой Крывии, а world-music-оркестр Uria - экстравертную, помпезную этно-электро-рок-оперу, поражающую воображение звуковыми ландшафтами.

OSIMIRA. DRUVA

Sketis Music, 2007.


На этот раз Osimira подошли к аутентичному материалу донельзя трепетно - эта работа минималистична и нарочито компактна. Их интерпретации совершенно лишены украшений и аранжировочных излишеств, разве что чуть пожужжит пчелкой волынка, кое-где вступает не совсем свойственный восточнославянской музыке варган, а военные марши неизменно таят в себе походную ритмику и далекий лязг мечей. Подход группы к материалу скорее культурологический, нежели музыкальный, - они сознательно концентрируются в узком славянском контексте, не искушаясь современными world-music-тенденциями, пытаясь не развлечь слушателя, но тактично проинформировать, ввести в курс дела.

Druva не предлагают слушателю прокатиться в фальшивой и размалеванной лубочными сюжетами машине времени, здесь нет никакого театра. Но нет и четкого концептуального подхода. Если у каждой существующей формации белорусского фолка есть своя уникальная методика подачи оригинального материала, то у Osimira к каждой композиции - отдельный подход, скорей обусловленный контекстом исполняемого материала, а не музыкальной идеологией коллектива. Здесь ее и не чувствуется, они растворяются в музыкальном тексте, самовыражаются через полное погружение. Эта призрачная, сновидческая отдаленность передается и слушателю - он буквально зависает между мирами, не в силах применить к этой музыке, направленной внутрь самой себя, импульс самоидентификации. Если тот же «Стары Ольса» предполагает оживленное участие слушателя в мистериях, разыгрываемых его музыкой, то Оsimira предлагают более концентрированный экспириенс, напоминающий скорее чтение книги, нежели просмотр бурлескного спектакля. Однако, как ни странно, за пределами Беларуси их музыка востребована гораздо больше, нежели на родине.

URIA. «РАЙ КОНЮ»

БМА, 2007


Юрий Выдронок - музыкальный волшебник, а не фолк-архивариус. С первого же звука его композиций вы сразу попадаете в своего рода страну сказок. Его музыка пришлась бы по душе и Питеру Гэбриелу, и Дэвиду Бирну, потому как белорусский фолк он презентует в виде пышной, гротескной экзотики - с кострами, безумием, электроникой и даже церковным органом (песня «Тры ангелы», где сдержанная форма классической баховской фуги контрастирует с почти истеричной босховской интерпретацией знаменитой песни про то, что «в нашем раю жить весело, только некому»). В этом карнавальном подходе присутствует и аутентика, но специфического порядка: здесь эффект «транса» достигается аранжировками. Исполнение фолк-материала - вопрос технологии в том числе. Цель обрядовой музыки - транс, катарсис - раньше достигалась не очень богатым набором средств. Сейчас средств сколько угодно: включил электронную «подложку» - и слушатель уже на небесах. Перед исполнителями обрядовой музыки негласно встает вопрос: если требуется передать воздействие мелодики на восприятие человека, не резонно ли, учитывая изменения в массовом сознании, учитывать и изменения в музыкальной технологии? Музыка последнего альбома Оsimira, будучи перенесенной в XVII в., наверняка пришлась бы всем по душе. Если же устроить там же концерт Uria, боюсь, слушатели попросту сошли бы с ума. Оба подхода, несомненно, по-своему правильные, рассчитанные на разных слушателей. Изощренному меломану, который знает, кто такие Yat-Kha или Afro Celt Sound System, гораздо ближе пейзажи Выдронка, по сути рок-н-ролльные до мозга костей (особо яркий пример - ядреный этно-блюз «А у нас сеньня», где классическая американская фолк-блюзовая структура в духе Боба Дилана служит фундаментом для психоделических фолк-песнопений по мотивам крывийского этно-наследия). Тем, кто интересуется белорусской культурой и этническими трансформациями славянской фолк-музыки, ближе Osimira.
Добавить комментарий
Проверочный код