Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Дом

Складские запасы

18.02.2008
свободного места

Ольга МИКША

В настоящее время в Беларуси нет ни одного специализированного складского помещения, отвечающего современным требованиям. При этом спрос на такую недвижимость огромный, а цены иногда сопоставимы с ценами на офисы. Строительство логистических комплексов ожидается лишь в перспективе.

Спрос на складские помещения в Минске остается стабильно высоким в течение нескольких лет, ежегодно прирастая на 80-100%. Развитие бизнеса требует помещений, где произведенный или приобретенный товар необходимо хранить, а с советских времен в Беларуси специальных складских помещений не строилось ни метра. Под эти цели используются самые разнообразные объекты, от военных ангаров до бывших коровников - нуждающиеся в складах предприятия делают реконструкцию «стен», устанавливают необходимое оборудование и, таким образом, получают склад с минимальными потребительскими характеристиками.

Из предъявляемых требований главным являются удобные подъездные пути. Поэтому на некоторые особенно удачно расположенные объекты спрос многократно превышает предложение. К примеру, два года назад компания «Аквабел» всерьез рассматривала возможность проведения аукциона по продаже свинарника, на который претендовали около десяти покупателей. По оценкам специалистов, дефицит складских помещений в Минске в целом составляет около 80%.

При аренде либо покупке части пустующих помещений у госпредприятий новые хозяева зачастую сталкиваются с неразрешимыми проблемами по эксплуатации грузовых лифтов. Обычно это один лифт, который обслуживает все этажи здания, поэтому в случае его поломки работа останавливается, предприятия терпят убытки, а обязанности по ремонту лифта лежат на собственнике здания, которому до этого обычно уже нет никакого дела.

Как сообщили «БелГазете» в агентстве недвижимости «Милхаус Эстейт Менеджмент», наибольшим спросом пользуются помещения площадью 100-300 кв. м. В последнее время стала расти потребность и в более просторных складах. К примеру, поставщики алкогольной продукции заинтересованы в помещениях площадью 1000-2000 кв. м. Впрочем, как отмечают эксперты, произошло это не в результате естественного укрупнения предприятий, а в силу изменившегося законодательства, согласно которому такие поставщики должны располагать большими складскими помещениями.

На фоне оживления бизнеса сохраняющийся в течение нескольких лет острый дефицит складов вызвал в прошлом году существенный рост арендных ставок. По оценкам специалистов «Милхаус Эстейт», в 2007г. аренда складов подорожала примерно на 80%, и сегодня ставки колеблются от 5 до 15 евро за кв. м, вплотную приблизившись к минимальным ставкам арендной платы за офисы. Кстати, примерно таков уровень цен на аренду складов в Москве и Подмосковье, правда, качество предлагаемых объектов намного выше: в последние годы там было построено несколько крупных логистических комплексов, отвечающих современным требованиям.

В Минске большинство складских помещений сосредоточено в промзонах: Шабаны, Колядичи, Курасовщина, Масюковщина, Степянка. Однако предприятия активно интересуются складскими помещениями за пределами кольцевой автодороги. В 30-километровой зоне цены значительно ниже - 1-3 евро за кв. м. Поэтому эксперты прогнозируют, что в недалеком будущем спрос распространится и на 50-километровую зону.

Беларусь остро нуждается в строительстве современных логистических комплексов, где складские помещения удовлетворяли бы современным стандартам - высокие потолки, ровный пол, выдерживающий большие нагрузки, погрузочно-разгрузочное оборудование, принудительная вентиляция, хорошие подъездные пути, связь с основными автомобильными и железнодорожными магистралями, а также аэропортом.

Идея создания подобного комплекса в СЭЗ «Минск» - «Прилесье» - была выдвинута еще в конце 90-х, однако, несмотря на интерес многочисленных иностранных инвесторов, до сих пор не реализована. В прошлом году Минтранс принял развернутую программу по созданию транспортно-логистической системы, подразумевающую строительство нескольких крупных логистических комплексов, объединенных в единую сеть. Первые центры будут создаваться в Минске на территории Национального аэропорта «Минск-2», а также в областных центрах и крупных промышленных регионах страны. Планируется организовать их и на базе уже имеющихся грузовых терминалов БелЖД, и на некоторых предприятиях автомобильного комплекса. Будут строиться и новые терминальные комплексы.

Согласно программе, создание логистических центров, ориентированных на обеспечение торговых предприятий, - лишь небольшая часть целой транспортно-логистической системы, которая должна быть создана в Беларуси. По предварительной оценке, на их долю придется порядка 25-30% объектов системы. Основная ее часть (50%) будет работать с транзитными грузами. Планируется, что еще 25% мощности логистических центров будет задействовано на нужды тех отечественных экспортеров, которые продают за рубеж свою продукцию не составами и танкерами, а гораздо меньшими партиями. Разработчики программы полагают, что всего на внешнеэкономическом направлении должно работать порядка двадцати транспортно-логистических центров. Пока решено, что они должны появиться в каждом областном городе.

Недавно администрация СЭЗ «Минск» объявила тендер по выбору инвестора для создания транспортно-логистического центра в районе Национального аэропорта оценочной стоимостью $200 млн. Этот проект обсуждается довольно давно, и к нему, как и к «Прилесью», проявляют интерес инвесторы. Так, три иностранных компании уже заявили о своих намерениях стать стратегическими инвесторами по строительству этого объекта. В частности, свои бизнес-планы представили бельгийская компания и американско-российское СП. Третий инвестор - литовско-белорусское СП - внес в Минтранс инвестиционное предложение. Предложения инвесторов предусматривали объем инвестиций в размере от $1,5 млрд. до $200-300 млн.
Добавить комментарий
Проверочный код