Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Автостоп

«Кто ты такой? Твоё дело - везти!»

18.02.2008
 

Евгений КЕЧКО

В прошлом году в столице произошел странный случай. Ночью таксист вез домой пьяных пассажиров. Вскоре те со словами «Это ограбление!» приставили к затылку водителя некий холодный предмет, а по приезде на место отказались расплачиваться по счетчику. Затем пассажиры вытащили водителя из автомобиля и начали избивать. На помощь коллеге приехали предварительно вызванные по рации водители…

Версия другой стороны была диаметрально противоположной. Пассажиры никаких денег от водителя не требовали, а, подъехав к дому, вышли из машины и закурили. Водитель, которому из-за нехватки средств недоплатили только Br1,5 тыс. (по показаниям таксиста, сумма была большей), вызвал подмогу, и вместе они начали избивать пассажиров.

В ходе судебного разбирательства суд признал правоту пострадавших пассажиров, один из которых получил черепно-мозговую травму, и постановил взыскать с водителя, помимо прочего, в счет компенсации морального вреда пострадавшим соответственно Br3 млн. и Br500 тыс. Более того, таксисту грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет…

Об отношениях «водитель-пассажир», о мерах безопасности таксистов, о поведении современной молодежи корреспонденту «БелГазеты» рассказал таксист с почти 30-летним стажем Вячеслав МАКАРОВ, в карьере которого также случилась занятная детективная история.

«Всё, докатался! Свидетелей не оставляют!»

- В случившейся ситуации я полностью на стороне коллеги. На кой они делали вид, что выставляли «пушку»? Шутили? Я таких шуток не понимаю и всегда действую мгновенно. Старый-старый, а реакция есть, и благодаря ей однажды жив остался.

Я перешел из государственного таксопарка на частную службу и взял в кредит новую Peugeot 406. Все мне говорили: «Загнешься!», но я сумел ежемесячно выплачивать $600 и при этом не оставался внакладе. Машина у меня была новая, а т.к. солидных иномарок тогда было мало, она привлекала пассажиров, так что заказов у меня хватало. Очень часто звонили в диспетчерскую и называли мои позывные - «три нуля». Девчата даже удивлялись: «Что это за таксист такой: недавно пришел, а уже столько заказов?!» Но новый автомобиль доставил и неприятности.

После того как на меня произошло нападение, я проанализировал ситуацию и понял: за мной начали охотиться. Иногда пассажиры ненароком спрашивали: «Такой автомобиль - и в такси. Вам не жалко?» Я отшучивался: «Надо же когда-то вылезать из лаптей и покупать хорошую обувь. Да и вам наверняка приятно прокатиться в новой машине». От количества заказов я немного потерял бдительность и однажды за это едва не поплатился.

Как-то в три часа ночи привез на железнодорожный вокзал в Минске пассажира и ждал следующего заказа. Вижу, идет худощавый парень небольшого роста, проходит через ряд стоящих «Волг» и садится ко мне: «До гостиницы «Старт» довезете?» Я согласился. По дороге мы с ним немного поговорили, вел он себя адекватно. Подъехали к гостинице, к металлическому ограждению. Он вышел, но рюкзак оставил в автомобиле. Когда я напомнил ему о рюкзаке, дверь открылась, и двое здоровых молодых парней начали меня душить. Первая мысль: «Все, докатался! Свидетелей не оставляют!»

В это время мой пассажир ворвался в салон, чтобы выключить зажигание. Я сообразил за доли секунды: ударил его по руке, врубил заднюю передачу и нажал педаль газа. Пассажира сразу выбросило из салона, один из нападавших упал и схватился снизу за дверь, второй пытался уцепиться за руль. Я почти выехал из ограждения, но на последних метрах все-таки зацепился за него и сложил дверь в гармошку. Только тогда нападавший отпустил руль и пытался убежать. По рации я вызвал подкрепление и пытался прижать его к стенке, но он ломанулся в лес, где их с сообщниками ждал автомобиль. В итоге им удалось выскочить на Логойский тракт и сбежать.

Меня потом затаскали по кабинетам. Составляли фоторобот, в Институте криминалистики и судебной экспертизы просмотрел много портретов подозреваемых и в итоге нашел своего пассажира. Им оказался житель Борисова, который до этого отсидел два года за квартирную кражу. Его объявили в розыск, но чем дело закончилось, я не знаю. Восстановил автомобиль по автокаско и продолжил работу.

«В ответ - мат…»

По мнению Вячеслава Макарова, проблемного пассажира выявить трудно, особенно если он трезв. Да и подвыпившие клиенты бывают разные.

- Сейчас стало трудно работать: у многих собственные автомобили, такси вызывают только по мере необходимости. Раньше среди моих постоянных клиентов хватало предпринимателей, которые довольно часто пользовались моими услугами: дел-то невпроворот, а пешком не много находишь. Сначала один откололся, потом второй, третий… Потом узнал, что все они купили машины, а кое-кто даже две. Они залазят в долги, берут большие кредиты, но им это все равно выгодно.

Пассажиры видят в таксисте психолога: хотят излить душу, поговорить о наболевшем. Приходится и о поэзии разговаривать, и о политике, и о музыке, даже с блатными компаниями научился находить общие темы для разговоров. Когда люди подвыпившие, их лучше уболтать, ведь у них могут обостриться и другие желания.

В конце прошлого года подсел ко мне в Серебрянке подвыпивший пассажир, попросил отвезти на другой конец города - рассчитается, мол, на месте, потому что денег у него нет. Немного отъехали, он начал звонить другу, и выяснилось, что друга там нет. Я остановил машину и спрашиваю: «Кто же за тебя расплатится?» В ответ - мат-перемат: «Кто ты такой?! Твое дело - везти, остальное тебя не волнует». Когда попросил показать деньги, он попытался применить силу. Я воспользовался газовым баллончиком, после чего парень выскочил, начать колотить машину ногами и попробовал скрыться. Я по рации вызвал подмогу, и мы отвезли его в ближайший РОВД, куда за ним приехали друзья.

«У меня под рукой жёсткий шланг»

- Одно время мы долго шумели, чтобы наши такси были похожи на западные, где водителя от пассажиров отделяет решетка, и были установлены кнопки открывания и закрывания дверей. В случае чего пассажир никуда не денется, а начнет стрелять - водитель быстро может покинуть автомобиль.

Сейчас самым надежным способом защиты считается газовый баллончик: его может носить каждый. Кроме этого, у любого водителя есть дополнительные средства самообороны. Кто-то пользуется монтировкой, у меня же под рукой лежит жесткий шланг.

Одно время мы пытались организовать профсоюз таксистов, чтобы коллективно решать многие спорные моменты. Но администрации крайне невыгодно, когда кто-то лезет не в свои дела, поэтому идея была загублена. Кому нужно рассматривать многочисленные жалобы, принимать какие-то меры?! Проще установить за нами контроль. Водителям запрещается работать на линии позже положенного срока. В советские времена за 15-20 опозданий могли лишить премии. Такие же меры применялись и к курящим водителям и их пассажирам. Заметит контроль в машине такси курильщика - в конце месяца, так сказать, получи и распишись. Как можно бороться за свои права, если начальство постоянно говорит: «Бизнес есть бизнес».

Этой фразой пытаются отгородиться, когда между водителями возникают какие-то противоречия. Сейчас в службы такси набрали много молодежи, которая и города толком не знает, и пытается диктовать свои условия. Бывает, по рации воруют заказы. Подъезжает машина в положенное время, а потенциальный пассажир уже с кем-то уехал. Этим занимается в основном молодежь - у водителей со стажем старая закалка, они по-другому воспитаны. Бывает, стою я в конце очереди, ко мне подходит клиент, я ему рекомендую первую машину. Молодые же этим правилом брезгуют, иногда еще фарами зазывают клиента, а чуть что - и послать могут.

Сейчас в нашей среде стал популярным термин «фильтровщики». Это таксисты, которые стоят на стоянке и самостоятельно выбирают заказы, спрашивая у прохожих: «Вам куда?» Как правило, выбирают дальние рейсы и загибают цену. Потом, естественно, у людей ко всем таксистам меняется отношение: «Вы - живодеры, дерете по полной!» Звонят, пишут жалобы, но проконтролировать этот процесс практически невозможно. Начальство в этой ситуации занимает нейтральную позицию: «Ваша конкуренция - вы и разбирайтесь». Деньги-то им приносит и один водитель, и другой.

«Словно из голодного края - давай план выполнять»

- Сейчас нас и государство сильно контролирует. Контролеры цепляются к каждой мелочи. Дошло до того, что стали линейкой измерять ширину полосы на борту автомобиля, которая должна быть 25 см. Я полоску наклеил три года назад, а недавно ко мне прицепились: мол, она меньше положенной нормы. Говорю им: «Вы же головой подумайте. Это пленка, за такое время она от солнца могла сжаться». Но меня никто не слушал, начали составлять протокол. Теперь ребята к старой полосе дополнительный кусок подклеивают - смотрится коряво, зато никто не сможет придраться.

Если не к чему придраться, начинают детально изучать путевку. Летом автотранспортная инспекция на практику набирает студентов, так те - словно из голодного края - давай план выполнять.

Раньше у меня автомобиль стоял в автопарке, сейчас оставляю его на стоянке недалеко от дома. С утра надо ехать к механику, к врачу, а кататься вхолостую нет смысла. В это время клиентов, спешащих на работу, хватает, я взял одного, до центра. А тут служба контроля: прицепились, что в путевке нет отметки врача. Никакие аргументы не действовали. Пришлось высадить пассажира и ехать в инспекцию для разбирательства. Замначальника пытался меня успокоить, но штраф все-таки выписали. Получается, скоро доездимся до такого состояния, что бензин не за что будет купить…

Тop-5 опасных профессий.

Версия Вячеслава МАКАРОВА


1. Авиаторы. В Советском Союзе, прежде чем выпустить машину на линию, ее тщательно проверяли. Я сам видел, как «тормошили» двигатель перед полетом. Сейчас же повсюду частная собственность - давай только деньги. Поэтому самолеты и бьются.

2. Таксисты. В нашей профессии надо в первую очередь опасаться странных пассажиров. Сейчас ведется борьба с преступностью, поэтому ситуация более спокойная, чем в той же России. Недавно приезжали знакомые из Москвы, удивлялись: увас так тихо, спокойно. Но отдельных элементов и у нас хватает. Чем они думают? Сначала наделают дел, а потом раскаиваются.

3. Военнослужащие. Сейчас армия не опасна, но это всегда постоянные подъемы, нагрузки для организма. А на третье место я поставил эту профессию потому, что военные действия не щадят никого. Сколько людей погибло в том же Афганистане из-за бездарного руководства! Хорошо, что сейчас все мирно.

4. Шахтеры. Профессия неплохая, если подходить к ней с толком, знать все технические нюансы. Но люди часто надеются на «авось», и маленькие неполадки приводят к серьезным последствиям.

5. Строители. Профессия тоже в целом безобидная, но хватает строителей, которые любят выпить, потом лезут на высоту и падают.
Добавить комментарий
Проверочный код