Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Автостоп

«Кто ты такой? Твоё дело - везти!»

18.02.2008
 

Евгений КЕЧКО

В прошлом году в столице произошел странный случай. Ночью таксист вез домой пьяных пассажиров. Вскоре те со словами «Это ограбление!» приставили к затылку водителя некий холодный предмет, а по приезде на место отказались расплачиваться по счетчику. Затем пассажиры вытащили водителя из автомобиля и начали избивать. На помощь коллеге приехали предварительно вызванные по рации водители…

Версия другой стороны была диаметрально противоположной. Пассажиры никаких денег от водителя не требовали, а, подъехав к дому, вышли из машины и закурили. Водитель, которому из-за нехватки средств недоплатили только Br1,5 тыс. (по показаниям таксиста, сумма была большей), вызвал подмогу, и вместе они начали избивать пассажиров.

В ходе судебного разбирательства суд признал правоту пострадавших пассажиров, один из которых получил черепно-мозговую травму, и постановил взыскать с водителя, помимо прочего, в счет компенсации морального вреда пострадавшим соответственно Br3 млн. и Br500 тыс. Более того, таксисту грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет…

Об отношениях «водитель-пассажир», о мерах безопасности таксистов, о поведении современной молодежи корреспонденту «БелГазеты» рассказал таксист с почти 30-летним стажем Вячеслав МАКАРОВ, в карьере которого также случилась занятная детективная история.

«Всё, докатался! Свидетелей не оставляют!»

- В случившейся ситуации я полностью на стороне коллеги. На кой они делали вид, что выставляли «пушку»? Шутили? Я таких шуток не понимаю и всегда действую мгновенно. Старый-старый, а реакция есть, и благодаря ей однажды жив остался.

Я перешел из государственного таксопарка на частную службу и взял в кредит новую Peugeot 406. Все мне говорили: «Загнешься!», но я сумел ежемесячно выплачивать $600 и при этом не оставался внакладе. Машина у меня была новая, а т.к. солидных иномарок тогда было мало, она привлекала пассажиров, так что заказов у меня хватало. Очень часто звонили в диспетчерскую и называли мои позывные - «три нуля». Девчата даже удивлялись: «Что это за таксист такой: недавно пришел, а уже столько заказов?!» Но новый автомобиль доставил и неприятности.

После того как на меня произошло нападение, я проанализировал ситуацию и понял: за мной начали охотиться. Иногда пассажиры ненароком спрашивали: «Такой автомобиль - и в такси. Вам не жалко?» Я отшучивался: «Надо же когда-то вылезать из лаптей и покупать хорошую обувь. Да и вам наверняка приятно прокатиться в новой машине». От количества заказов я немного потерял бдительность и однажды за это едва не поплатился.

Как-то в три часа ночи привез на железнодорожный вокзал в Минске пассажира и ждал следующего заказа. Вижу, идет худощавый парень небольшого роста, проходит через ряд стоящих «Волг» и садится ко мне: «До гостиницы «Старт» довезете?» Я согласился. По дороге мы с ним немного поговорили, вел он себя адекватно. Подъехали к гостинице, к металлическому ограждению. Он вышел, но рюкзак оставил в автомобиле. Когда я напомнил ему о рюкзаке, дверь открылась, и двое здоровых молодых парней начали меня душить. Первая мысль: «Все, докатался! Свидетелей не оставляют!»

В это время мой пассажир ворвался в салон, чтобы выключить зажигание. Я сообразил за доли секунды: ударил его по руке, врубил заднюю передачу и нажал педаль газа. Пассажира сразу выбросило из салона, один из нападавших упал и схватился снизу за дверь, второй пытался уцепиться за руль. Я почти выехал из ограждения, но на последних метрах все-таки зацепился за него и сложил дверь в гармошку. Только тогда нападавший отпустил руль и пытался убежать. По рации я вызвал подкрепление и пытался прижать его к стенке, но он ломанулся в лес, где их с сообщниками ждал автомобиль. В итоге им удалось выскочить на Логойский тракт и сбежать.

Меня потом затаскали по кабинетам. Составляли фоторобот, в Институте криминалистики и судебной экспертизы просмотрел много портретов подозреваемых и в итоге нашел своего пассажира. Им оказался житель Борисова, который до этого отсидел два года за квартирную кражу. Его объявили в розыск, но чем дело закончилось, я не знаю. Восстановил автомобиль по автокаско и продолжил работу.

«В ответ - мат…»

По мнению Вячеслава Макарова, проблемного пассажира выявить трудно, особенно если он трезв. Да и подвыпившие клиенты бывают разные.

- Сейчас стало трудно работать: у многих собственные автомобили, такси вызывают только по мере необходимости. Раньше среди моих постоянных клиентов хватало предпринимателей, которые довольно часто пользовались моими услугами: дел-то невпроворот, а пешком не много находишь. Сначала один откололся, потом второй, третий… Потом узнал, что все они купили машины, а кое-кто даже две. Они залазят в долги, берут большие кредиты, но им это все равно выгодно.

Пассажиры видят в таксисте психолога: хотят излить душу, поговорить о наболевшем. Приходится и о поэзии разговаривать, и о политике, и о музыке, даже с блатными компаниями научился находить общие темы для разговоров. Когда люди подвыпившие, их лучше уболтать, ведь у них могут обостриться и другие желания.

В конце прошлого года подсел ко мне в Серебрянке подвыпивший пассажир, попросил отвезти на другой конец города - рассчитается, мол, на месте, потому что денег у него нет. Немного отъехали, он начал звонить другу, и выяснилось, что друга там нет. Я остановил машину и спрашиваю: «Кто же за тебя расплатится?» В ответ - мат-перемат: «Кто ты такой?! Твое дело - везти, остальное тебя не волнует». Когда попросил показать деньги, он попытался применить силу. Я воспользовался газовым баллончиком, после чего парень выскочил, начать колотить машину ногами и попробовал скрыться. Я по рации вызвал подмогу, и мы отвезли его в ближайший РОВД, куда за ним приехали друзья.

«У меня под рукой жёсткий шланг»

- Одно время мы долго шумели, чтобы наши такси были похожи на западные, где водителя от пассажиров отделяет решетка, и были установлены кнопки открывания и закрывания дверей. В случае чего пассажир никуда не денется, а начнет стрелять - водитель быстро может покинуть автомобиль.

Сейчас самым надежным способом защиты считается газовый баллончик: его может носить каждый. Кроме этого, у любого водителя есть дополнительные средства самообороны. Кто-то пользуется монтировкой, у меня же под рукой лежит жесткий шланг.

Одно время мы пытались организовать профсоюз таксистов, чтобы коллективно решать многие спорные моменты. Но администрации крайне невыгодно, когда кто-то лезет не в свои дела, поэтому идея была загублена. Кому нужно рассматривать многочисленные жалобы, принимать какие-то меры?! Проще установить за нами контроль. Водителям запрещается работать на линии позже положенного срока. В советские времена за 15-20 опозданий могли лишить премии. Такие же меры применялись и к курящим водителям и их пассажирам. Заметит контроль в машине такси курильщика - в конце месяца, так сказать, получи и распишись. Как можно бороться за свои права, если начальство постоянно говорит: «Бизнес есть бизнес».

Этой фразой пытаются отгородиться, когда между водителями возникают какие-то противоречия. Сейчас в службы такси набрали много молодежи, которая и города толком не знает, и пытается диктовать свои условия. Бывает, по рации воруют заказы. Подъезжает машина в положенное время, а потенциальный пассажир уже с кем-то уехал. Этим занимается в основном молодежь - у водителей со стажем старая закалка, они по-другому воспитаны. Бывает, стою я в конце очереди, ко мне подходит клиент, я ему рекомендую первую машину. Молодые же этим правилом брезгуют, иногда еще фарами зазывают клиента, а чуть что - и послать могут.

Сейчас в нашей среде стал популярным термин «фильтровщики». Это таксисты, которые стоят на стоянке и самостоятельно выбирают заказы, спрашивая у прохожих: «Вам куда?» Как правило, выбирают дальние рейсы и загибают цену. Потом, естественно, у людей ко всем таксистам меняется отношение: «Вы - живодеры, дерете по полной!» Звонят, пишут жалобы, но проконтролировать этот процесс практически невозможно. Начальство в этой ситуации занимает нейтральную позицию: «Ваша конкуренция - вы и разбирайтесь». Деньги-то им приносит и один водитель, и другой.

«Словно из голодного края - давай план выполнять»

- Сейчас нас и государство сильно контролирует. Контролеры цепляются к каждой мелочи. Дошло до того, что стали линейкой измерять ширину полосы на борту автомобиля, которая должна быть 25 см. Я полоску наклеил три года назад, а недавно ко мне прицепились: мол, она меньше положенной нормы. Говорю им: «Вы же головой подумайте. Это пленка, за такое время она от солнца могла сжаться». Но меня никто не слушал, начали составлять протокол. Теперь ребята к старой полосе дополнительный кусок подклеивают - смотрится коряво, зато никто не сможет придраться.

Если не к чему придраться, начинают детально изучать путевку. Летом автотранспортная инспекция на практику набирает студентов, так те - словно из голодного края - давай план выполнять.

Раньше у меня автомобиль стоял в автопарке, сейчас оставляю его на стоянке недалеко от дома. С утра надо ехать к механику, к врачу, а кататься вхолостую нет смысла. В это время клиентов, спешащих на работу, хватает, я взял одного, до центра. А тут служба контроля: прицепились, что в путевке нет отметки врача. Никакие аргументы не действовали. Пришлось высадить пассажира и ехать в инспекцию для разбирательства. Замначальника пытался меня успокоить, но штраф все-таки выписали. Получается, скоро доездимся до такого состояния, что бензин не за что будет купить…

Тop-5 опасных профессий.

Версия Вячеслава МАКАРОВА


1. Авиаторы. В Советском Союзе, прежде чем выпустить машину на линию, ее тщательно проверяли. Я сам видел, как «тормошили» двигатель перед полетом. Сейчас же повсюду частная собственность - давай только деньги. Поэтому самолеты и бьются.

2. Таксисты. В нашей профессии надо в первую очередь опасаться странных пассажиров. Сейчас ведется борьба с преступностью, поэтому ситуация более спокойная, чем в той же России. Недавно приезжали знакомые из Москвы, удивлялись: увас так тихо, спокойно. Но отдельных элементов и у нас хватает. Чем они думают? Сначала наделают дел, а потом раскаиваются.

3. Военнослужащие. Сейчас армия не опасна, но это всегда постоянные подъемы, нагрузки для организма. А на третье место я поставил эту профессию потому, что военные действия не щадят никого. Сколько людей погибло в том же Афганистане из-за бездарного руководства! Хорошо, что сейчас все мирно.

4. Шахтеры. Профессия неплохая, если подходить к ней с толком, знать все технические нюансы. Но люди часто надеются на «авось», и маленькие неполадки приводят к серьезным последствиям.

5. Строители. Профессия тоже в целом безобидная, но хватает строителей, которые любят выпить, потом лезут на высоту и падают.
Добавить комментарий
Проверочный код