Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Автостоп

«Космич» выходного дня

18.02.2008
 

Евгений КЕЧКО

Если бы Элвис Пресли родился в Беларуси, вполне вероятно, вместо розового «Кадиллака» он подарил бы своей маме вишневый «Москвич-403». На такие исторические параллели натолкнули сам автомобиль производства Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК) и его хозяин, минчанин Ярослав. Доносившийся из салона машины старый добрый рок-н-ролл гармонично сочетался с кожаной курткой, массивными бежевыми ботинками и стильными солнцезащитными очками владельца. Внешний вид машины вызывал какой-то неземной восторг, и становилось понятно, почему некоторые владельцы «Москвичей» называют свой автомобиль ласково - «космич».

При виде «Москвича-403» у постоянного ведущего рубрики «в тесте» - руководителя Высшей школы водительского мастерства Белорусской академии физвоспитания и спорта Сергея ОВЧИННИКОВА загорелись глаза. Опытный водитель вспомнил свое счастливое детство: «Сразу окунулся в приятные воспоминания, когда ездил в старых автомобилях на коленях у дяди. Знакомо очень многое, о чем современные водители даже не догадываются. Некоторые не знают, что такое масляные фильтры тонкой и грубой очистки. В автомобиле есть генератор постоянного тока, реле-регулятор. Мотор довольно скромный, если судить по месту, которое он занимает. Вообще, «Москвич-403» напомнил мне уменьшенную копию «ГАЗ-21» - очень похожи технические и стилистические решения производителей».

Погрузившись в салон, Сергей Овчинников напомнил историка, изучающего быт людей разных эпох: «В салоне много места. Раньше вперед могла сесть тетя и поставить на колени мешок муки, еще и сзади набивались здоровые дядьки. Довольно комфортно и на водительском месте: может, спине не очень удобно в жестком кресле, зато ногам свободы хватает. Рядом с основными педалями находится ножной переключатель ближнего и дальнего света фар. Для современных водителей это непривычно, но какая-то изюминка в этом есть. Особого неудобства это не доставляет - все равно левая нога вождением не занята».

Внимание тест-драйвера привлекла и скромная панель приборов. Слева от руля в глаза бросается амперметр, который современные водители рассматривают как анахронизм, но в продукции советского автопрома он считался довольно передовой технологией. «Принцип работы амперметра прост: знаками «+» и «-» он показывает зарядку и разрядку. Помимо амперметра и спидометра на панели приборов еще можно найти датчики температуры и давления. Из органов управления есть рукоятка стояночного тормоза, ручка подсоса, ручка управления жалюзи, которые открывают и закрывают доступ встречного воздуха к радиатору. В холодное время это необходимо для того, чтобы машина могла разогреться. Все это довольно скромно по сравнению с тем же «ГАЗ-21», но «Москвич-403» - бюджетный вариант. Может, производители просто хотели все «засушить», чтобы был контраст».

Несмотря на то, что старые советские автомобили у многих ассоциируются с черно-белым кино, некоторые водители пытаются осовременить свое средство для передвижения: ставят более мощный мотор, изменяют дизайн салона. Другие владельцы раритетов - против модернизации: по их мнению, из-за этого автомобиль затеряется в эпохах. Сергей Овчинников в этом вопросе придерживается нейтралитета: «Если автомобиль предназначен в основном для участия в выставках - вряд ли стоит что-то менять. Но когда машина находится в постоянной эксплуатации, старый двигатель может сыграть плохую службу. На «Москвиче-403» сильно резвиться не удастся: это небезопасно. «Москвич» вполне подходит в качестве автомобиля выходного дня, но для ежедневных поездок лучше приобрести еще одну машину, более современную».

Есть у старого «Москвича» и определенные преимущества перед современной техникой: «В автомобиле хорошая обзорность. Стойки хоть и широкие, но сильно не мешают. Главное, чтобы в холодную погоду стекла хорошо отогревались, тогда управлять автомобилем будет комфортно. Думаю, владельцы новых иномарок были бы счастливы повернуть голову назад и так четко, как в «Москвиче», видеть, что происходит за машиной. Сейчас багажник поднимается гораздо выше и иногда водителю трудно представить, где находится задняя часть автомобиля».

Настало время проверить гордость советского автопрома в движении. Сергей Овчинников сразу обратил внимание на не очень удобный руль - он слишком узкий, и рукой его не обхватишь, поэтому приходится управлять при помощи фаланг пальцев. «Машина идет достаточно ровно, но при поворотах чувствуется отсутствие гидроусилителя. Приходится много крутить руль: для перехода из одного крайнего положения в другое нужно сделать порядка пяти оборотов - это примерно вдвое больше, чем в «Жигулях». Реакции у автомобиля также немного замедлены: надо хорошо просчитать, когда завершить обгон, как выйти из заноса, трудно будет в сложной местности выехать за счет газа. На таком автомобиле лучше практиковать академичную езду, к тому же «Москвич» четко показывает, в каком ритме жили советские люди - неторопливо, неспешно. Это скорее хобби - радость для современного водителя. После езды на резвом BMW чувствуешь совсем другой запах, слышишь иной звук, иначе воспринимаешь динамику. Такая машина должна быть праздником, а праздника каждый день не бывает».

Тест-драйвера поправляет владелец автомобиля Ярослав: «Москвич» позволяет двигаться со скоростью потока в городе - я никому не мешаю. А светофоры довольно часто покидаю впереди остальных, т.к. на первой передаче разница в мощностях особо не чувствуется. Правда, лидерство мое заканчивается примерно через 20 м: более сильные моторы дают о себе знать».

А вот как ведущий рубрики прокомментировал ходовые качества автомобиля на предмет его пригодности к экстремальному вождению: «Колея не такая широкая, сама машина достаточно валкая. На сухом асфальтовом покрытии она держится уверенно, но в экстремальных ситуациях будут «подламываться» шины, машину начнет заносить. Однако по железу автомобиль прочный: такие машины мало гнутся, зато в случае чего сильно мнутся пассажиры. Это как при столкновении двух танков: сам агрегат не пострадает, а вот что будет с экипажем - вопрос».

Овчинников соглашается с тем, что раньше разобраться в начинке автомобиля было проще: «Здесь довольно простые технические решения. Некоторые шутят: если нет зарядки - надо стукнуть отверткой по тому черному ящику, а вдруг получится. Если машина не заводится, значит, либо нечему гореть, либо нечем поджигать. Старые машины ремонтопригодны в полевых условиях: положил в багажник запчасти - обязательно доедешь до места назначения. Здесь все на виду, не то что в современных автомобилях: открыл капот, а там… В современной технике есть диагностический разъем, который можно проверить только при помощи спецаппаратуры. Поэтому нынешние водители напоминают компьютерных пользователей: они знают, как использовать автомобиль, но разбираться в устройстве им совсем необязательно. Сейчас появилось много безличностных автомобилей: владельцы пользуются ими какой-то непродолжительный срок, а потом покупают новый. Водители старой закалки более тщательно следили за своими автомобилями, зная: чем больше в него вкладываешь, тем выше его духовная ценность. Поэтому с такими раритетами и расставаться нелегко».

Основные технические характеристики «Москвич-403»

Тип двигателя - четырехцилиндровый.

Объем двигателя - 1,4 л, мощность - 46 л.с.

Коробка передач - механическая, 4-ступенчатая.

Привод - задний.

Разгон до 100 км/ч - 30-35 сек.

Расход топлива - 10-11 л/100 км.

Максимальная скорость - 120 км/ч.

Масса автомобиля - 960 кг.

Комментарии владельца

- Я купил машину несколько лет назад, до этого у нее был только один владелец. Автомобиль я купил у его сына, рассказавшего, что семья приобрела «Москвич-403» в 1963г. На ней ездили в Россию и даже в длительные путешествия на юг. Людям надо отдать должное: после 100-120 км дневного рейса у меня на следующий день болит спина. Спинка сиденья заканчивается в районе лопаток - требования тех лет особым гуманизмом не отличались. Но в целом преимуществ больше, чем недостатков. «Москвич» не дает такого наслаждения от вождения, как спортивный Subaru или другой мегафаршированный спорт-кар, но ты получаешь большое удовольствие от погружения в ту эпоху. Причем внимание и любопытство других водителей также приятно: «Вот молодец, чувак, прикололся!»

Сергей ОВЧИННИКОВ - водителям

- Существует стереотип, согласно которому начинающим водителям труднее всего ориентироваться в городе в час пик. На самом деле, когда трассы перегружены, особых проблем у новичков возникнуть не должно: становишься в свой ряд и отрабатываешь трогание с места и остановку. Проблемы может вызвать разве что перестроение в плотном потоке в полосу для поворота или разворота. Гораздо труднее, когда скорость потока выше - тогда дорожной ситуации нужно уделять больше внимания.

Для начинающих водителей в таких ситуациях я рекомендую поэтапное обучение. В понедельник и пятницу люди более активны и агрессивны, особенно утром, когда торопятся на работу. Поэтому новичкам лучше либо выезжать раньше, либо отказаться от поездки на автомобиле. Маршруты же проще изучать в выходные дни. К примеру, доехать до работы в воскресенье, спокойно посмотреть, где на маршруте лучше перестроиться, из какой полосы удобнее совершать маневр. Затем надо начать ездить на работу рано утром, а потом со временем можно привыкнуть к увеличению количества машин на дороге.

Вначале проще всего ездить по второму ряду: вам не будут мешать общественный транспорт и припаркованные автомобили. Это я называю «тоннельное вождение». Ведь неопытный автолюбитель внимательно следит за движением рук, ног, обращает внимание на педали. Самый лучший способ упростить задачу - внимательно изучить маршрут, тогда останется время для повышения азов мастерства.

Большие трудности, причем не только у новичков, возникают при вождении на кругу. В Минске многих пугает круговое движение на пл. Победы и на пл. Бангалор. На центральном проспекте проще: там есть четкая разметка, и трудности могут возникнуть в основном у водителей, выезжающих с ул. Киселева и Захарова. На пл. Бангалор разметки нет, а загрузка там порой больше. Основная опасность при подъезде к кругу заключается в том, что не все водители смотрят налево и вперед. Часто случаются попутные столкновения, когда водитель пропускает машину слева и не замечает, что впереди идущий автомобиль притормозил. Еще на кругу немаловажно уметь быстро ускориться. Надо подвести сцепление и вовремя переключить передачу - это повысит безопасность. Свою внимательность лучше подкрепить указанием маневра. Опытные водители въезжают на круг с включенным левым поворотом, а выезжают - с правым.
Добавить комментарий
Проверочный код