Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№7 (628) 18 февраля 2008 г. Автостоп

Автосерость

18.02.2008
«Продолжать работу стало невыгодно»

Елена АНКУДО

№ 7 [628] от 18.02.08 - Запчасти подорожали. Привыкнув к постепенному росту цен прямых дилеров, автолюбители с грустью отметили подорожание запчастей на стихийном авторынке. Еще недавно дешевая по отдельным позициям «бэушка» догоняет стоимость официально ввезенных деталей. Но даже несмотря на это, отдельные представители легально работающих предприятий прогнозируют скорое исчезновение «серых» запчастей. Как и большинства предпринимателей, доставляющих их в Беларусь.

Первыми подорожание ощутили покупатели моторного масла. Требование присутствия на канистре акцизной марки стоимостью в Br100 подняло цену пятилитрового баллона на $2. По словам представителя официального предприятия, занятого поставками из Европы автокосметики, пожелавшего остаться неназванным, это объяснялось «работой по приобретению контрольных знаков, их отправкой заводу-изготовителю и дальнейшей наклейкой». Стремление государства легализовать авторынок в этой части успешно выдавило «серых» игроков, формировавших нижний ценовой порог на моторное масло и снижавших прибыли официальных компаний.

Затем подошла очередь резины. По сравнению с прошлым годом цены на колеса выросли на 40-50%. «Если раньше низкая стоимость объяснялась экономией, которой предприниматели, ввозящие товар в страну, добивались при помощи нарушений законодательства, - объясняет консультант холдинга «Атлант-М» Дмитрий Перлин, -то сегодня с помощью нескольких законодательных актов государство поставило барьер на границе с Европой. В большинстве случаев резина ввозится с соблюдением законодательства, и «серым» игрокам приходится подстраиваться под официальный ценник».

Килограмм по 2 евро

Изменения на рынке запчастей связаны с активизацией законотворческой деятельности госорганов. Наиболее заметный удар по «серому» рынку нанес указ N503, вступивший в силу в конце декабря минувшего года. Один из его пунктов установил размер таможенной пошлины в 2 евро за каждый килограмм запчастей, ввезенных в страну. После этого работа многих поставщиков моторов, коробок передач, деталей кузова и пр. из Европы перестала быть прибыльной, а значит, потеряла и смысл.

Одновременно изменились правила временного ввоза автомобилей, зарегистрированных в других странах гражданами Беларуси, проживающими, работающими или проходящими обучение за рубежом. Гарантией обратного вывоза стал залог от 1 тыс. до 3 тыс. евро., оставляемый на границе. Новое положение отсекло возможность поставок нашими гражданами старых автомобилей с целью их дальнейшей разборки. В начале года председатель ГТК Александр Шпилевский заявил, что ранее в Беларуси ежегодно «исчезало» до 5 тыс. таких автомобилей, которые «скорее всего, были разобраны на запчасти или увезены в Россию».

Уравнивание условий хозяйствования деятельности ИП и юрлиц указом N706, внесшим изменения в указ N285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», заставило многих фигурантов рынка запчастей задуматься о прекращении работы. Или поднять цены для компенсации затрат. Серьезным барьером, возникшим независимо от воли отечественных борцов с «серым» рынком, стало расширение границ Шенгенской зоны. По мнению наблюдателей, после этих событий автомобильная «бэушка», еще недавно завозимая в основном из Польши или стран Балтии, стала расти в цене.

«Серая» конкуренция

Цены на запчасти, представленные разными игроками рынка, растут стихийно, порой не привязываясь друг к другу. «Бывают ситуации, когда разные предприниматели продают один и тот же товар по разным ценам, - делится наблюдениями представитель официального импортера. - По цене он может отличаться как в два раза, так и на 10%. Это обусловлено способностью отдельных игроков экономить на таможенных сборах и налогах». Законодательный барьер пока поставлен лишь на западной границе, российский же рубеж все еще свободен и позволяет наводнять белорусский рынок дешевыми запчастями, большинство из которых китайского происхождения.

«После усложнения перемещения запчастей из других стран они потоком пойдут из России - на личных автомобилях, - прогнозирует Перлин. -Единственное, что может реально защищать белорусский рынок, - это акцизирование всего, что имеет отношение к автобизнесу. Но даже эта мера не искоренит теневой оборот».

Представитель официального импортера готов поспорить: «Детали поступают из России до тех пор, пока некий предприниматель не попадется контролирующим органам. Вынужденный заплатить большой штраф, он еще долго никуда не поедет. Поэтому еще 10 лет назад, обратив внимание на официальные санкции, многие предприниматели прекратили возить запчасти. К тому же большинство покупателей завязано с крупными поставщиками. Это значит, что мелкие предприниматели будут вынуждены уйти с рынка, т.к. продолжать работу в сложившейся ситуации стало невыгодно».

Но предложений на стихийном авторынке меньше пока не становится. Это можно объяснить еще и тем, что с официальными импортерами «серые» поставщики не конкурируют. «Предлагаемая продукция редко перекрещивается между разными субъектами хозяйствования, разве что по отдельным, особо распространенным брендам и оригинальным запчастям», - отмечает Перлин. Серые игроки вполне объяснимо делают ставку на более доступные, а значит, дешевые детали, пользующиеся большим спросом. Несмотря на отсутствие гарантии производителя, очевидное низкое качество и вопросы к истинности указанных логотипов изготовителя, автолюбители нередко отдают предпочтение именно такому товару.

Качество - серьезная проблема «серого» рынка. Уклоняясь от учета реализуемой продукции, предприниматели не сертифицируют весь товар: по убеждению контролеров, значительное количество деталей продается по чужим сертификатам качества. Впрочем, и официально ввезенный товар тоже может быть низкого качества. «Даже крупные поставщики имеют в своем ассортименте бюджетные, дешевые товары, - убежден собеседник «БелГазеты». -Последние же традиционно самого низкого качества».

Легальные убытки

И все же предпринятые государством меры облегчили положение далеко не всех официальных поставщиков запчастей. Работу белорусских дилеров сдерживает институт наценок при сервисном обслуживании.

В случае оптовых продаж запчастей импортер может сделать наценку от 20% до 30%. Розничная продажа позволяет дилеру устанавливать наценку самостоятельно. Однако в случае установки детали на автомобиль при его сервисном обслуживании ситуация меняется кардинально: расходные материалы отпускаются по себестоимости. Создавшееся положение сдерживает не только окупаемость развития производственных мощностей дилерских предприятий (по расчетам их сотрудников, на это потребуется около 50 лет), но и объем поставок в страну оригинальных запчастей.

При организации сервиса дилеру приходится тратить крупную сумму на приобретение запчастей, их доставку и хранение на складе. Не имея возможности сделать наценку при их реализации на СТО, дилер несет убытки. Создавшееся положение вынуждает вести имитацию закупочной деятельности, делая вид, что запчасти, проданные клиенту, предоставлены им самим. Нередко дилер вообще не завозит запчасти, а рекомендует клиенту обратиться в определенный магазин, по странному стечению обстоятельств расположенный напротив дилерской станции. А это значит, что «серость» на рынке остается.
Добавить комментарий
Проверочный код