Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Тема недели

«Нельзя устраивать проблемы ряду стран»

04.02.2008
 

Елена АНКУДО

№ 5 [626] от 04.02.08 - Об упрямстве в решении личных проблем, зарплате и попытках минимизации конфликта на белорусско-польской границе корреспонденту «БелГазеты» рассказал замначальника управления организации таможенного контроля ГТК Андрей ПЛАНИН.

В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ

- Когда стало известно о проблемах на польской границе и в чем они выражались?

- Первые сигналы, что на польской таможне не все благополучно, стали поступать осенью прошлого года, когда таможенники потребовали повышения зарплаты. На обстановку на границе это не повлияло: работа продолжалась в обычном режиме. Ситуация обострилась 24 января, когда польские таможенники не вышли на работу на польско-украинской границе. На следующий день проблемы начались и на белорусском участке: сотрудники польского пункта пропуска «Кукурыки» на брестском направлении не вышли на работу. В Гродно аналогичная ситуация произошла 26 января.

Сотрудники польской таможенной службы прекратили пропуск большегрузных машин. По нашей информации, осуществлялся пропуск скоропортящихся товаров и машин с дипломатическими номерами, не было проблем у физлиц и туристов. Но очередь фур с польской стороны на брестском направлении составляла в разные дни от 20 км до 40 км. На белорусской территории очередей не было: машины удалось разместить на предприятиях Бреста, при наличии возможностей они дозированно подавались в польскую зону пропуска.

В конце минувшей недели работа пунктов пропуска пришла в норму. В минувший четверг, 31 января, на выезде из Беларуси в гродненском направлении очередей не было, в Бресте количество машин сократилось приблизительно в 2 раза - до 250 единиц.

- Какие меры предпринял ГТК после сообщения о первых очередях?

- Работа началась 25 января. Прежде всего появился план превентивных мероприятий, подписанный председателем ГТК Александром Шпилевским. В нем определили действия и задачи белорусских пунктов пропуска. Напрямую повлиять на ситуацию мы не могли: обращения к руководителю польской таможенной службы остались без ответа. О ситуации проинформировали и продолжаем информировать белорусское правительство, Совет безопасности, МИД. Подписан приказ ГТК, обязавший начальников Гродненской региональной и Брестской таможен совместно с местными органами власти обеспечивать водителей горячим питанием и медпомощью, охрану правопорядка. В Бресте особых усилий не требовалось: как я уже сказал, фуры распределили по предприятиям, а водителей - по гостиницам, условия были нормальные.

С просьбой о помощи в обеспечении этих процедур ГТК обратился к губернаторам Брестской и Гродненской областей. Также по просьбе ГТК озабоченность ситуацией выразил МИД по дипломатическим каналам; Минтранс и БАМАП рекомендовали перевозчикам ехать через белорусско-литовскую границу, где не было проблем. После улучшения ситуации часть сотрудников белорусской таможни откомандировали в те пункты пропуска белорусской стороны, которые нуждались в помощи. Белорусская сторона работала в обычном режиме.

ЧЬИ УБЫТКИ?

- Когда начали подсчитывать убытки?

- Расходы из-за вынужденного простоя фур понесли и перевозчики, и отправители, и получатели грузов, которые смогут ответить на этот вопрос.

- В понедельник, 28 января, появилась информация о повторном официальном обращении ГТК, направленном в польскую таможенную службу и госорганы Польши, где шла речь о компенсации ущерба транспортных компаний. Значит ли это, что вопросы получения грузоперевозчиками компенсации решает ГТК?

- Нет. Причиной заявления стало отсутствие реакции с польской стороны. Мы надеялись на скорейшее разрешение проблемы и напомнили польской стороне, что ей придется возмещать ущерб.

- Известно ли вам о реакции других стран, которые также понесли убытки?

- Знаю только о совместном заявлении руководителей белорусской и российской таможенных служб, в котором прозвучала серьезная озабоченность сложившейся ситуацией и было сделано напоминание: все страны несут убытки.

БЕЗ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ

- Было ли известно белорусским таможенникам о материальных трудностях их польских коллег, вынужденных прибегнуть к столь заметному протесту?

- ГТК не получал официальной информации о настроениях польских таможенников в октябре-ноябре минувшего года. Сообщений о прекращении работы польских пунктов пропуска в конце января также не поступало, хотя большегрузные машины практически не пересекали белорусско-польскую границу.

- После событий на польской границе нельзя исключать некое недовольство и сотрудников белорусской таможни. Удовлетворены ли наши таможенники своей зарплатой?

- В прошлом году средняя начисленная зарплата сотрудников белорусских таможенных органов составила около $500. Если кому-то недостаточно такой зарплаты, пусть ищет больший заработок в другом месте. Нельзя устраивать проблемы ряду стран из-за личных трудностей.

- Трудно ли устроиться инспектором белорусской таможни?

- Это зависит от региона расположения пункта пропуска или другого органа таможенной службы. На границе, где зарплата стабильная и довольно высокая, устроиться на работу нелегко. В Минске проще: здесь находятся ГТК, Минская региональная таможня, Минская центральная таможня, таможня «Минск-2». Во всех регионах существует конкурс, поскольку зарплата довольно высокая. А работа престижная, хоть и тяжелая.

- Одним из требований польских таможенников стало разрешение на ношение оружия тем, кто несет службу на постах. Случаются ли во время таможенного досмотра конфликты, для разрешения которых может понадобиться оружие?

- В Беларуси таможенные органы относятся к правоохранительным органам, поэтому разрешение на хранение и ношение оружия у белорусских таможенников, которым оно необходимо для работы, имеется. К примеру, сотрудникам таможен, занимающихся борьбой с контрабандой и административными правонарушениями, приходится останавливать фуры, объезжающие пункты пропуска по лесным дорогам. И оружие, и спецсредства им необходимы: те, кто сопровождает контрабанду, могут оказать сопротивление. Инспекторы таможни, находящиеся на пункте пропуска и внутреннем пункте таможенного оформления, права на ношение оружия не имеют. Конфликты, которые случаются, решаются без применения оружия.

- Так ли плачевно, на ваш взгляд, положение польских таможенников, зарплаты которых сопоставимы с зарплатами белорусских коллег?

- Для ответа на этот вопрос требуется проанализировать затраты граждан обоих государств, стоимость жилья и продуктов питания в Польше и Беларуси. Я такими сведениями не располагаю.

- Решит ли проблему увеличение зарплат польских таможенников, опробовавших удобный рычаг воздействия на правительство?

- Решение личных проблем за счет ухудшения мировой обстановки и имиджа собственной страны недопустимо. Уверен, что мою точку зрения разделяют граждане всех стран, пострадавших из-за ситуации, сложившейся на восточной границе Польши.
Добавить комментарий
Проверочный код