Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Услуги предварительного декларирования в Москве. Большой опыт. Гарантия
profilogistik.ru
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Тема недели

Рассосались за 500 злотых

04.02.2008
Польские таможенники закончили забастовку

Елена АНКУДО

№ 5 [626] от 04.02.08 - События последней недели обогатили массовые представления о национальных особенностях польского характера. Отныне авторы анекдотов могут делать упор на польском умении торговаться: всю последнюю неделю таможенники упрямо требовали от правительства прибавки в 1500 злотых ($600). Торговаться придется учиться: после недельного упрямства поляки согласились на первоначально предложенное увеличение зарплаты на 500 злотых ($200). Многокилометровые очереди из фур на границе рассосались.

Стоило Польше войти в ЕС, как сквозь прозрачные границы стала видна разница в зарплатах таможенных инспекторов Польши и, скажем, Германии. Впервые шлагбаум протестов против такой несправедливости опустился на польско-украинской границе 11 октября прошлого года. Расчетливые поляки взяли отпуска и больничные - чтобы не терять на забастовке. Те, кто остался, начали забастовку «по-итальянски», т.е. работу с буквальным исполнением всех правил и предписаний, когда тщательное соблюдение всех инструкций в разы затягивает оформление машин.

Профсоюз таможенной службы Польши потребовал увеличения пенсий до уровня представителей гражданских служб, повышения зарплаты на 1500 злотых и разрешения носить оружие тем, кто занимается таможенным контролем. Бастующим не удалось достичь цели: министр финансов на встречу не согласился. В конце января побеседовать с таможенниками рвались представители польских властей во главе с премьером Дональдом Туском.

ЧП на польской границе началось накануне Всемирного дня таможенника. С 25 января очереди образовались у границы с Беларусью.

Затор из большегрузных фур у самого проблемного места - польского пункта пропуска «Кукурыки», что у «Козловичей», рос на глазах: 27 января 800 машин растянулись на 15 км, через два дня очередь удлинилась втрое. Оформление шло, но крайне медленно: по сводкам Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси, в день через «Кукурыки» на Беларусь проходило не более 30 машин - десятая часть пропускной способности. Несколько польских таможенников, на которых не хватило больничных, тщательно оформляли документы, надолго задерживая водителей. У последних за время ожидания заканчивались визы. Напряжение росло по всем направлениям. На украинской границе умерли три дальнобойщика, на польской территории начались драки: водители из очередей выясняли отношения с теми, кто пытался подъехать к пункту пропуска по проселочной дороге.

Только в Беларуси ситуация была стабильной. В Брестской области фуры расставили по стоянкам РУП «Белтаможсервис» и «Брестгрузавтосервис», водителям обеспечили горячее питание и медпомощь, а милиция проводила профилактическое патрулирование. Водителей просили «воздержаться от поездки», направляли в ЕС через Литву или гродненские пункты пропуска, где очереди были меньше.

Все это время в адрес польской стороны шли обращения, но Польша в первые дни забастовки отвечала молчанием. Пресс-секретарь МИД Андрей Попов безрезультатно призывал Евросоюз«предпринять все необходимые меры по урегулированию в кратчайшие сроки возникших проблем на польском участке границы, включая направление туда представителей других европейских таможенных служб». Дуэт ГТК и Федеральной таможенной службы России взял высокую ноту: ситуация на польской границе «наносит значительный экономический ущерб». Почти сразу руководитель пресс-службы ГТК Владимир Пехтерев намекнул: «Польская сторона отдает себе отчет в необходимости компенсации не только материального, но и морального ущерба… Мы считаем, что требования о возмещении ущерба, предъявляемые перевозчиками, вполне обоснованы».

В официальном заявлении Минюст упомянул слово «иск», сообщив польской стороне о планах направить в международные судебные инстанции требование компенсировать потери. Их размер помог представить замминистра юстиции Игорь Тушинский, по словам которого ущерб от простоя одного большегрузного автомобиля составляет $300 в сутки. Подтвердив эту сумму и сообщив о предположительном ущербе перевозчиков в «сотни тысяч долларов», Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) сообщила: готовится образец заявления о возмещении ущерба, который транспортные компании смогут предъявить польским органам власти.

Пока белорусская и польская стороны пытались прийти к соглашению, премьер Туск уламывал бастующих, предлагая прибавку к зарплате. Таможенники колебались. Информагентства то сообщали о достигнутой договоренности, то объявляли продолжение забастовки. 30 января появилась информация о «стабилизации на переходах», глава белорусского МИД Сергей Мартынов даже начал строить планы совместной с ЕС выработки «системы соответствующих мероприятий по профилактике, нейтрализации и урегулированию подобных ситуаций».

Но на следующий день, 31 января, появилась новая информация: переговоры между польским правительством и таможенниками прекращены, белорусский консул временно заблокирован на погранпереходе «Козловичи-Кукурыки», а водители фур в порядке протеста против недельного простоя готовы блокировать основные выезды из Варшавы. «Протест продолжается. Нами пренебрегают, мы только зря потратили свое время», - заявила агентству РИА «Новости» представитель протестующих таможенников Ивона Фолта.

К 1 февраля бастующих уломали. «Предложение, подготовленное правительством, было принято сотрудниками таможенных служб», - с облегчением объявил Туск. Польские таможенники будут получать на 500 злотых больше.

«СКАНДАЛ ИСЧЕРПАН»

«БелГазета» обратилась к журналисту белорусской службы Польского радио Дмитрию ГРУНЕВИЧУ с просьбой рассказать, что говорят о забастовке в Варшаве, где он живет и работает.

- Забастовка закончилась. Поляки стремятся как можно быстрее ликвидировать очереди на границе. У пункта пропуска «Корощин» в прошлую пятницу стояло всего 80 фур. Скандал исчерпан. Небольшое обострение наблюдается под Белостоком, но протест тамошних инспекторов уже не влияет на ситуацию. Газеты выходят с заголовками «Конец забастовке», главная тема обсуждений - как вернуть деньги. Спорят, кто будет платить - правительство или польская таможня. Во время забастовки ходили слухи, будто таможенников запугивают, убеждая вернуться на работу, но это неправда, появление штрейкбрехеров лишь усугубило бы ситуацию: за правами человека здесь следят. Но симпатии - на стороне водителей фур. Последние обижаются на таможенников и считают, что повышать зарплату не за что: они всегда плохо работают и часто вымогают взятки. Из-за действий бастующих Польша приобрела статус очень непредсказуемой страны.
Добавить комментарий
Проверочный код