Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№5 (626) 04 февраля 2008 г. События. Оценки

Подвели под кодекс

04.02.2008
пока - этический

Татьяна КАРЮХИНА

№ 5 [626] от 04.02.08 - «Фармацевтические компании вербуют белорусских врачей» - в минувшую пятницу новость о том, что специалисты здравоохранения «сотрудничают с определенными фармацевтическими компаниями», стала главной, заняв лучшие места на крупных новостных сайтах. И это вызвало возмущение участников республиканского совещания «Этическое продвижение лекарственных средств», собравшихся 31 января в Минздраве. Можно было подумать, что специалисты Минздрава затеяли крестовый поход против фармацевтических компаний, которые огульно пользуются запрещенными методами продвижения своих препаратов.

Фармацевтический рынок Беларуси представлен как оригинальными, так и генерическими лекарственными средствами: в результате потребитель имеет возможность выбирать оптимальное средство для эффективной борьбы с поразившим его недугом. Но «продвижение фармацевтической продукции в условиях столь высокой степени конкуренции, характерной для фармацевтической отрасли, требует создания и особых механизмов общественного регулирования, которые позволили бы обеспечить наполнение рынка эффективными, безопасными и качественными препаратами», - считают представители Ассоциации международных фармацевтических производителей.

Лекарственные средства - «товар особый: они непосредственно связаны со здоровьем человека», считают медицинские представители - члены АМФП. Но «только в нашей организации принят этический Кодекс маркетинговой практики, который предписывает соблюдение определенных нравственных норм при продвижении лекарственных средств», говорят они. «В АМФП входят компании-производители оригинальных лекарственных средств, и каждая из этих серьезных компаний выполняет еще и положения своего этического Кодекса», в то время как «компании, которые производят копии оригинальных продуктов, как правило, таких кодексов не имеют».

В интервью корреспонденту «БелГазеты» исполнительный директор АМФП Алексей СЫЧЕВ рассказал, что задача ассоциации заключалась «не в том, чтобы устроить «разборки» с не гнушающимися неэтичных методов продвижения своих препаратов фармацевтическими компаниями, а «показать, как надо осуществлять это продвижение».

- Некоторые публикации поставили всех фармпроизводителей в один ряд...

- ...и предъявили претензии абсолютно ко всем компаниям. Это, конечно, неправильно! В нашу ассоциацию входят 19 компаний, это самые крупные мировые производители-разработчики инновационных препаратов. Каждая из них имеет свой кодекс маркетинговой практики и утвержденную с руководством компании очень жесткую процедуру работы с различными информационными источниками, связанными с продвижением лекарственных средств, и такую же жесткую процедуру работы медицинских представителей с врачами и провизорами.

Кроме этого, в апреле позапрошлого года в Ассоциации международных фармацевтических производителей был разработан и подписан свой Кодекс маркетинговой практики, положения которого также обязаны исполнять все компании, которые входят в АМФП.

Например, в кодексе есть отдельный раздел, посвященный работе медицинских представителей: в каких рамках они должны работать, какие принципы этики соблюдать... Прописана процедура рассмотрения жалоб и вынесения решений по всем фактам выявленного неэтичного поведения тех или иных специалистов или тех или иных компаний.

Но положения кодекса, естественно, обязательны для исполнения только членами нашей ассоциации. Эти правила не распространяются на другие компании, которые не являются членами АМФП. Так что говорить о том, что сегодня все фармацевтические компании работают на рынке одинаково, по меньшей мере некорректно. Да, мы стремимся привлечь к себе внимание других производителей, не членов АМФП. В апреле прошлого года мы выступили в специализированных СМИ с открытым письмом-обращением ко всем фармкомпаниям, работающим на рынке Беларуси, с призывом поддержать наш кодекс, присоединиться к нему и следовать этическим методам продвижения своих лекарственных средств.

- И какова была реакция на эти публикации?

- Особо бурной реакции мы не увидели. Конечно, каждому понятно, что принятие дополнительных обязательств к кодексу есть ограничение торговых возможностей в рекламе и продвижении своей продукции. Поэтому, естественно, многие компании этого не захотели. И сведения о том, что фиксируются определенные случаи не совсем этичного поведения от компаний, действительно верны. Но нельзя говорить о том, что абсолютно все компании работают так.

- Как вы узнаете о примерах неэтичного поведения некоторых производителей?

- Порой появляется информация о том, что та или иная компания действует ненадлежащим образом: например, ее сотрудники предлагают известному профессору принять участие в каком-то семинаре, а гонорар обещают выплатить наличными, что в принципе запрещено. Некоторые компании продвигают свою продукцию путем организации различных рекламных акций или конкурсов, и мы это знаем. К примеру, сулят провизорам: если вы продадите 200 упаковок такого-то препарата, то получите СВЧ-печь или чайник. Мы это называем «чайники для «чайников».

Бывает еще так, что в аптеки предъявляют рецепты, заранее отпечатанные какой-то компанией: специальный бланк, на котором врачу остается только указать дозировку и поставить свою подпись.

Естественно, лекарственные средства - это особый товар: если в других сферах такие методы продвижения товара допускаются, то в фармацевтической среде сие недопустимо. Нельзя стимулировать провизора или врача выписать или продать специализированный препарат какой-то отдельной компании. Выбор препарата должен зависеть только от врача. А если речь идет о безрецептурных препаратах, то пациент должен иметь никем не навязанную возможность выбора того лекарства, которое он считает эффективным в борьбе с заболеванием. Вот и все!

А работа медицинских представителей в большей степени должна сводиться к информированию специалистов здравоохранения и провизоров о новых препаратах, о преимуществах одного препарата перед другим, но без ссылки на какое-то конкретное средство.

- В личных беседах медицинские представители называют компании, которые не гнушаются неэтичных методов. Вы можете их перечислить?

- Я не хотел бы. И на совещании, которое проводил по нашей инициативе Минздрав, я счел неправильным устраивать «разборки»: если бы мы пришли к выяснению, кто работает корректно, а кто некорректно, то мы превратили бы совещание в разбирательство. Мы же хотели другого. АМФП внесла свои предложения, которые были поддержаны Минздравом: о создании общественного совета, в который вошли бы специалисты министерства, общественных организаций, нашей ассоциации, ассоциации врачей; чтобы на этом совете можно было рассматривать и подходы по формированию положений этического продвижения, и те случаи, которые сегодня встречаются. И второе. Мы предложили создать рабочую группу по разработке определенных правил надлежащего продвижения лекарственных средств фармацевтическими компаниями, которые впоследствии будут утверждены Минздравом, и каждая из компаний будет знать, в каком правовом поле она работает.
Добавить комментарий
Проверочный код