Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Sexus

10 причин, чтобы не уезжать из Беларуси

04.02.2008
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

№ 5 [626] от 04.02.08 - В последнее время в среде моих друзей и знакомых распространился т.н. «шенгенский психоз». Все боятся, что не смогут никогда никуда поехать.

Возле немецкого посольства зреют жуткие городские легенды («Не дали визу вашему коллеге? А я слышала, вчера не дали одной девочке, которая ехала на выставку»). На кухоньках и в кафешках молодежь беседует в основном о новоявленном феномене невыездных - это внутренняя сторона психоза. «У одного моего знакомого саночки украли из предбанничка, он подал заявление, и теперь он невыездной. Потому что даже потерпевшие теперь невыездные». - «А свидетели тоже невыездные».- «Мой друг работает в компании, на которую подали в суд, - теперь все работники должны быть свидетелями и никуда не ездить, пока дело не закроют. А его никогда не закроют!»

Абсурдность ситуации подкупает: всем страшно и смешно. «А как узнать, выездной ты или нет? Ждать месяц, пока ответят?» Кто-то предложил идею сайта в духе «Одноклассники.ru» - «Невыездные.by». «Вот, представь, ты просто открываешь сайт, вбиваешь там в окошечко свою фамилию… И она автоматически попадает в эту базу данных! И все, ты невыездной!»

В ходе таких оруэлловских бесед родилась идея: с другой стороны, ведь можно говорить о том, что в Беларуси нравится. О других, более высоких и не связанных со списками причинах, никуда не уезжать. Как выяснилось, таковые все же имеются - пусть в этом есть невыносимая субъективность.

В Беларуси, как нигде, народ умеет сам себя развлекать. Видимо, в качестве протеста против более чем удачных попыток развлечь себя на государственном уровне, а также благостного спокойствия, разлитого в воздухе. Разумеется, это больше относится к области культуры.

Один московский деятель искусства в ответ на мои стенания о том, как в Беларуси все тихо и скучно, резонно заметил, что нет скучных мест, есть скучные люди. Потому что нескучные сумеют развлечь себя где угодно. Это очевидная правда. Например, самый сумасшедший русскоязычный глянец о музыке и культуре - культовый журнал «Наш» - издавался и делался в украинском городе Днепропетровске, месте, где, казалось бы, ничего не происходит и происходить не будет.

Клубов в Минске почти нет, концерты редки, тем не менее постоянно что-то происходит. Бесплатная «ЖЖ-пати» конкурирует с организованным в тот же день вечером памяти легендарного буфета «Ёё». Возродившийся из небытия «Белорусский климат» с проектом «Изустное кино» (популярный в середине 90-х способ элитарного развлечения: участники проекта вслух рассказывают придуманные ими же кинофильмы) едет в Швецию на литературный фестиваль. В мистических загородных коттеджах проходят фестивали электронной музыки и архаичного блюза. В гостевой книге гостиницы «Европа» появляется таинственная надпись: «Жыве Беларусь! Mick Jagger». На фестивале «Интерфильм» во время показа короткометражных фильмов выпускников немецких киношкол кто-то из зрителей постоянно истошно вопит: «Цимбалы!». В общем, каждый развлекается, как может.

Беларусь не стыдно показывать иностранным гостям - главное, знать, что показывать. Идеально подходит метод белорусского художника и писателя Артура Клинова: презентация тоталитарной архитектуры в качестве элемента национальной гордости. Действительно, иностранцы в восторге от сталинского ампира, Национальной библиотеки («алмаз» обладает чудовищным магнетизмом; ночные любители визуального экстрима съезжаются туда, как в автокинотеатр). Рассказывая им о том, что Минск - идеальная модель Города Солнца, утопически нереального прекрасного коммунистического города, начинаешь гордиться собственной пропиской.

Архитектура Минска эстетически близка к египетским пирамидам и таинственным фигурам пустыни Наска - это сооружения, которые должны быть заметны из космоса, своего рода порталы во Вселенную. В Минске можно чувствовать себя древним ацтеком, притворяясь, что Дворцу спорта тысячи лет. Мифология города имеет гигантский потенциал: гостей можно водить в Музей валунов, показывать им Детскую железную дорогу (в этом контексте один мой товарищ популяризировал миф о Детской Отечественной Войне - когда детские партизаны вели детскую рельсовую войну), водить в Лошицкий парк наблюдать призрак Белой Панны и гр. Селицкой, убитой знаменитым Лошицким Маньяком.

В Беларуси хватает и культурной мифологии. На белорусско-венгерской свадьбе, где мне довелось присутствовать, выступали «Порт Моне» (да-да, свадьбу отмечали в Минске). Жених-венгр, ныне сотрудничаюший с более чем известным европейским коллективом Yonderboi, был в восторге: «Что это за группа? У нас ничего подобного нет!»

Действительно, ничего подобного нигде нет и быть не может. Белорусская культура может гордиться своими безумцами, фриками и деятелями андеграундного искусства. В России такого уже нет: в условиях развитого шоу-бизнеса безумие стоит конкретных денег и становится лайф-стайлом. Наша культура изначально свободна от ценников, поэтому только у нас возникают такие неформатные явления, как Бенька, Пукст, Svet Boogie Band, «Гурзуф» и «Кассиопея». Тот факт, что сейчас они наконец-то могут зарабатывать на жизнь музыкой, только радует.

Даже если отбросить эти околокультурные мелочи, жить в Беларуси стоит хотя бы потому, что только здесь продаются крохотные бутылочки «Белорусского бальзама». В принципе, маленьких дурацких вещей здесь не очень много, но те, что есть, великолепны!

Тем не менее уличать себя в немотивированном героизме немного неловко. Во время написания данного текста я вместе с несколькими коллегами присутствовала на небольшой конференции в Берлине, связанной с тем, что Беларусь в шенгенских рамках якобы оказывается помещенной в своего рода гетто. Один из слушателей задал резонный вопрос: «Я вас послушал и подумал: ведь почти все нормальные умные люди из Беларуси уезжают. Как я понимаю, проблема «утечки мозгов» у вас более чем актуальна. Меня интересует, по какой причине лично вы не уехали». Видимо, ему хотелось услышать что-то в духе «мы остались, чтобы сделать нашу унылую реальность прекраснее» или хотя бы одну из вышеперечисленных причин. Но всем стало жутко неудобно, и никто ничего не сказал. Как ни странно, в такой ситуации лично за себя ответить невозможно.
Добавить комментарий
Проверочный код