Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Радости жизни

Бал на колёсах

04.02.2008
Издан первый сольный диск белорусского оперного певца

Кирилл БОРИСЕНКО

№ 5 [626] от 04.02.08 - Альбом солиста Национального академического театра оперы народного артиста Беларуси баритона Владимира Петрова открыл 23 января новую страницу истории белорусской классической музыки. «Средь шумного бала…» стал первым сольным диском белорусского оперного исполнителя. Факт удивительный, раскрывающий даже не столько всем надоевшую и ни к чему не ведущую «правду» об уровне культурного развития страны, сколько свидетельствующий о бесконечном количестве свободных музыкальных ниш.

Альбом «Средь шумного бала…» West Records презентовала как «первый диск из новой серии «Лучшие голоса страны», но в 2006г. компанией уже был издан диск «Шедевры вокальной классики (в исполнении лучших голосов Беларуси)» - тоже с логотипом серии «Лучшие голоса страны» и тоже, наверное, первый.

На пресс-конференции Владимир Петров неоднократно возвращался к теме многострадального «театра на колесах»: поскольку Большой театр оперы на реконструкции, то в качестве компенсации артисты получают возможность покататься по белорусским городам с гастролями. Было заметно, что кочевнический вопрос его сильно волнует, и даже на собственном празднике, посвященном выходу своего сольного альбома, он остается в первую очередь солистом театра оперы: «Театр - это, конечно, не здание. Театр я всегда сравниваю с живым организмом, у которого бывают свои недомогания, свои взлеты и падения. Но за эти четыре-пять лет мы теряем свою публику, вымывается культурный пласт. Мы привыкаем к сцене Дома офицеров, но зрителю на наших спектаклях иногда трудно бывает рассмотреть сквозь смычки, что происходит на сцене».

Несмотря на то, что артист больше рассуждал о проблемах, нежели о романсах и ариях, вошедших в альбом, некоторые любимые составляющие сборника он все же отметил. «Каватина Алеко» - одна из немногих арий, которые я исполняю еще с консерватории. У Рахманинова за каждой нотой столько интонаций! Музыка Рахманинова заставляет по-другому взглянуть на себя, задуматься над смыслом жизни… Романс «Растворил я окно» всегда казался мне особенно ароматным, наполненным запахом сирени. Слова к нему подписаны инициалами К.Р., я стал искать и обнаружил, что К.Р. - это поэтический псевдоним Константина Романова, брата Николая II… Планы на будущее - записать альбом старинных романсов, белорусской музыки. Посмотрим, как пойдет этот альбом».

Петров несколько раз выразил надежду на то, что выход его диска будет «правильно» освещен в СМИ. Рискуем не выполнить эту просьбу народного артиста, но за 70 лет, в течение которых советское искусство служило великим идеям, в мировой культуре и критике произошло очень многое. Опера, как и другие традиционные и синтетические жанры, моложе не становилась - напротив, с каждым десятилетием все больше сдавала как по актуальности, так и по исчерпавшим себя средствам воспроизведения. Во всем мире опера осталась служить узкому и глубоко сентиментальному кружку меломанов, но никак не всему человечеству в качестве панацеи от ужасов нового времени.

В белорусском же контексте оперу, да и все классическое искусство, традиционно записывают во вторую категорию, стараясь угнаться за остальным миром, но неизбежно отставая от него как минимум на 50 лет. Отсюда и странные журналистские вопросы: «У нас-то с этим проблемы, а как с этим у них?» «У них» все это уже благополучно прошло, а у нас благополучно и не начиналось.

«Средь шумного бала» как раз представляет собой этот самый распад оперы как жанра - в данном случае, на романсы и арии из оперной классики, классические шлягеры. Распад, быть может, и не до тех фракций, каких хотелось бы осатаневшему от огромного количества неудобоваримого музыкального продукта массовому слушателю, т.е. до эстрады - до этого, как заметил во время пресс-конференции Владимир Петров, он «еще не дошел».

Что ж, остается только надеяться вместе с артистом, что «кто-то найдет в этих романсах созвучные ему струны». Ведь музыка остается прекрасной - даже «средь шумного бала».
Добавить комментарий
Проверочный код