Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Экономика

Смачно потреблять

04.02.2008
особенно пиво, соки и рыбные консервы

Андрей ПОДВИЦКИЙ

№ 5 [626] от 04.02.08 - В 2007г. оборот розничной торговли Беларуси составил Br38,3 трлн. - на 15,3% больше, чем годом раньше; 66% этого показателя дали разные торговые организации, 34% - индивидуальные предприниматели. Прогнозный показатель в 9,5-10,5% в очередной раз перевыполнен. В этом большая заслуга ипэшников, которые в будущем едва ли порадуют правительство таким вкладом в выполнение данного показателя.

В 2007г. люди зарабатывали больше и могли позволить себе увеличить потребление. За 11 месяцев население купило товаров и услуг на Br42,7 трлн., на Br8 трлн. больше, чем за аналогичный период 2006г. (23%). Налогов заплачено Br8,1 трлн. (+50%), на сбережения ушло Br3,8 трлн. (в 2 раза больше). Если перевести эти деньги на одного среднестатистического белоруса, то получается, что в 2007г. он тратил на товары и услуги $186 в месяц. Для сравнения: в 2006г. этот показатель составил $140 (рост на 32,9%). На налоги и взносы шло $35 (на 59% больше, чем в 2006г.), на сбережения - $16,6 (рост в 2 раза). Так что между потреблением и сбережением белорусы явно выбрали первое.

Когда в белорусской семье в 2007г. появлялись дополнительные деньги и наш соотечественник решал потратить их на питание, он отдавал предпочтение мясо-молочным продуктам, растительному маслу (рост продаж в физическом выражении на 17,3%), рыбным консервам (32,8%), пиву (25,1%), сокам (29,9%) и водке (12,5%). Стали меньше покупать животного масла (16%), сахара (13,7%), крупы (10,9%), макарон (8,8%) и яиц (3,2%). Между данными начала 2007г. и 2008г. есть небольшие нестыковки. Так, по данным 2008г. рост по мясу и мясо-молочной продукции составляет 10,4%. Если же взять цифру производства мяса, которую дал Минстат в январе 2007г., рост получится 8%. Аналогичная ситуация по молочной продукции, сокам и рыбным консервам.

Впечатляют темпы роста продаж пива: второй год подряд он увеличивается более чем на четверть. По сравнению с 2004г. объем продаж соков увеличился более чем на 70%, чего, кстати, не скажешь о сахаре: очевидно, белорусы медленно, но уверенно забывают привычку заготавливать варенье в домашних условиях. Дешевая водка и «чернила» делают производство самогона нерентабельным. По сравнению с 2004г. объем продаж водки вырос на 62%, а за аналогичный период объем продаж сахара сократился на 21,6%.

Люди не обращают внимания ни на жесткие ограничения по рекламе табака, ни на высокие налоги. В 2007г. в стране продано 17,8 млрд. шт. сигарет (+3,8%). Когда государство, с одной стороны, рассчитывает на алкоголь и табак как на надежную налоговую базу, а с другой - якобы борется за здоровье, понятно, кто проиграет в этой неравной борьбе.

В пересчете на душу населения наибольшие темпы роста зафиксированы по стройматериалам - на 52,7%, медикаментам - на 25,6% в стоимостном выражении, пиву - на 33,3%, сокам - 20%, кондитерским изделиям - на 19% в физическом выражении.

Таблица

Объем продаж одежды и белья вырос на 18,3%. Темпы роста оказались несколько меньше, чем годом раньше, но все равно производители и импортеры одежды могут записать 2007г. в свой актив. Особенно последние, потому как белорусы по мере роста доходов предпочитают покупать более качественную импортную одежду. То же самое относится к производителям и импортерам обуви. В 2007г. объем продаж увеличился на 23,3%.

Одним из потребительских парадоксов минувшего года стало резкое увеличение (почти на четверть) покупки автомобилей при сокращении реализации бензина на 10,4%. Безусловно, сказался тот факт, что данный товар за год подорожал на 22,4%.

А вот процесс насыщения бытовой техникой домашних хозяйств близок к завершению. Внутренний рынок телевизоров и холодильников начал сжиматься. В 2007г. физический объем продаж сократился по телевизорам на 3,9%, по холодильникам - на 1,9%. Объем продаж стиральных машин немного вырос (2,6%), но в данном секторе белорусским производителям едва ли можно надеяться на существенные успехи.
Добавить комментарий
Проверочный код