Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№5 (626) 04 февраля 2008 г. Экономика

Смачно потреблять

04.02.2008
особенно пиво, соки и рыбные консервы

Андрей ПОДВИЦКИЙ

№ 5 [626] от 04.02.08 - В 2007г. оборот розничной торговли Беларуси составил Br38,3 трлн. - на 15,3% больше, чем годом раньше; 66% этого показателя дали разные торговые организации, 34% - индивидуальные предприниматели. Прогнозный показатель в 9,5-10,5% в очередной раз перевыполнен. В этом большая заслуга ипэшников, которые в будущем едва ли порадуют правительство таким вкладом в выполнение данного показателя.

В 2007г. люди зарабатывали больше и могли позволить себе увеличить потребление. За 11 месяцев население купило товаров и услуг на Br42,7 трлн., на Br8 трлн. больше, чем за аналогичный период 2006г. (23%). Налогов заплачено Br8,1 трлн. (+50%), на сбережения ушло Br3,8 трлн. (в 2 раза больше). Если перевести эти деньги на одного среднестатистического белоруса, то получается, что в 2007г. он тратил на товары и услуги $186 в месяц. Для сравнения: в 2006г. этот показатель составил $140 (рост на 32,9%). На налоги и взносы шло $35 (на 59% больше, чем в 2006г.), на сбережения - $16,6 (рост в 2 раза). Так что между потреблением и сбережением белорусы явно выбрали первое.

Когда в белорусской семье в 2007г. появлялись дополнительные деньги и наш соотечественник решал потратить их на питание, он отдавал предпочтение мясо-молочным продуктам, растительному маслу (рост продаж в физическом выражении на 17,3%), рыбным консервам (32,8%), пиву (25,1%), сокам (29,9%) и водке (12,5%). Стали меньше покупать животного масла (16%), сахара (13,7%), крупы (10,9%), макарон (8,8%) и яиц (3,2%). Между данными начала 2007г. и 2008г. есть небольшие нестыковки. Так, по данным 2008г. рост по мясу и мясо-молочной продукции составляет 10,4%. Если же взять цифру производства мяса, которую дал Минстат в январе 2007г., рост получится 8%. Аналогичная ситуация по молочной продукции, сокам и рыбным консервам.

Впечатляют темпы роста продаж пива: второй год подряд он увеличивается более чем на четверть. По сравнению с 2004г. объем продаж соков увеличился более чем на 70%, чего, кстати, не скажешь о сахаре: очевидно, белорусы медленно, но уверенно забывают привычку заготавливать варенье в домашних условиях. Дешевая водка и «чернила» делают производство самогона нерентабельным. По сравнению с 2004г. объем продаж водки вырос на 62%, а за аналогичный период объем продаж сахара сократился на 21,6%.

Люди не обращают внимания ни на жесткие ограничения по рекламе табака, ни на высокие налоги. В 2007г. в стране продано 17,8 млрд. шт. сигарет (+3,8%). Когда государство, с одной стороны, рассчитывает на алкоголь и табак как на надежную налоговую базу, а с другой - якобы борется за здоровье, понятно, кто проиграет в этой неравной борьбе.

В пересчете на душу населения наибольшие темпы роста зафиксированы по стройматериалам - на 52,7%, медикаментам - на 25,6% в стоимостном выражении, пиву - на 33,3%, сокам - 20%, кондитерским изделиям - на 19% в физическом выражении.

Таблица

Объем продаж одежды и белья вырос на 18,3%. Темпы роста оказались несколько меньше, чем годом раньше, но все равно производители и импортеры одежды могут записать 2007г. в свой актив. Особенно последние, потому как белорусы по мере роста доходов предпочитают покупать более качественную импортную одежду. То же самое относится к производителям и импортерам обуви. В 2007г. объем продаж увеличился на 23,3%.

Одним из потребительских парадоксов минувшего года стало резкое увеличение (почти на четверть) покупки автомобилей при сокращении реализации бензина на 10,4%. Безусловно, сказался тот факт, что данный товар за год подорожал на 22,4%.

А вот процесс насыщения бытовой техникой домашних хозяйств близок к завершению. Внутренний рынок телевизоров и холодильников начал сжиматься. В 2007г. физический объем продаж сократился по телевизорам на 3,9%, по холодильникам - на 1,9%. Объем продаж стиральных машин немного вырос (2,6%), но в данном секторе белорусским производителям едва ли можно надеяться на существенные успехи.
Добавить комментарий
Проверочный код