Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (624) 21 января 2008 г. Радости жизни

Это радость со слезами на глазах

21.01.2008
Индийское кино в Минске

Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе в Минске произошел скандал в семье крупного предпринимателя: сестра застрелила брата, один бизнесмен разорил другого. Как абсолютно исчерпывающе выразилась одна дама, пришедшая на показ нового индийского кино: «Я балдею!..» Ее соседка заливалась счастливыми слезами и покачивала головой в такт беспрерывно льющейся с экрана музыке. Новое индийское кино или старое, но если в индийском фильме на стене висит ружье, то в конце концов оно обязательно станцует и споет.

... В фойе кинотеатра было пустынно, чирикали птички в зимнем саду и куда-то в невидимую даль смотрела плюшевая обезьянка. Так мы и сидели вдвоем под индийскую музыку в пустом фойе кинотеатра «Пионер» - я и обезьянка. В первый день показа было продано 36 билетов, потом 20, на третий день еще меньше - 16…

Появились первые зрители - троица лет пятидесяти, двое женщин и мужчина. Они по очереди сходили в туалет, шумно обсудив этот визит, угостились карамельками и стали оживленно обсуждать доставшиеся места. Можно было не переживать: даже с бесплатными зрителями, а такие были на каждом сеансе, зал был практически пустой, садись куда хочешь. Наконец нас всех, человек десять, пригласили в зал: «Проходите, пожалуйста!» Это было трогательно и, учитывая количество зрителей, создавало ощущение причастности к чему-то эксклюзивному. Нас было так мало, что в собственную исключительность поверить было нетрудно. Кстати вспомнились слова моего приятеля, который, узнав, что ни в детстве, ни в юности я не видела ни одного индийского фильма, ошарашенно воскликнул: «Ты не жила!»

Мы с комфортом расселись. Дама из троицы с воодушевлением рассказывала, как на прошедшей недавно предновогодней ярмарке купила индийскую кофточку и юбку невероятной красоты и качества: вот, мол, какие «они» умельцы, а у «наших девок руки из одного места растут». Погас свет - и началось.

Фильм 2000г. (все пять продемонстрированных индийских картин были сделаны в начале столетия) назывался «Мы будем вместе». В семье крупного промышленника три сына и одна дочь. Чем занимается промышленник, остается за кадром. Хотя речь идет о строящихся фабриках, и вообще вокруг управления имуществом, как выясняется во второй серии, и закручен сюжет. Всю первую серию с длинными промежутками на песни и танцы сыновей женили. Поклонница индийского легпрома восхищенно повторяла: «Я балдею!», а когда танцы заканчивались, проводила сравнительный анализ индийского и белорусского кинематографа. С особой страстью комментировалось, что «они» ничего не пьют, кроме воды, не то что «наши алкаши», что нет ни одного поцелуя, как «в индийском кино нашей молодости»… В этот момент два влюбленных героя целомудренно взялись за руки, и «легкий ветерок их любви» очень высоко поднял музыкальную ноту, заглушив сравнение. Там было что-то насчет того, что, мол, «зачем она мне показывает свою грудь».

Во второй серии три злобные подруги матери почему-то заставили ее усомниться в порядочности старшего сына, которому отец доверил управление компанией, и она вынуждает отца изменить свое решение и разделить имущество между сыновьями. Старший сын с трагической складкой у губ самоотверженно уезжает в деревню достраивать фабрику, которая должна изменить жизнь села, и оставляет кресло управляющего среднему брату.

«Как у Шекспира! - взволнованно зашептала моя соседка. - «Король Лир!» Мне почему-то казалось, что шекспировский сюжет был несколько иным, но дама неоднократно проводила параллели именно с этой пьесой, и у меня возникли сомнения.

Но средний сын отказался от кресла и любимых блюд, приготовленных матерью. Душераздирающая сцена объяснения, восхищенный всхлип: «Оказался порядочным!», звонок мобильного телефона, раздраженный ответ: «Мама, я в кино!», ехидное замечание: «Я балдею! Ей 50 лет, а она все еще отчитывается!», и, если не считать еще трех или пяти музыкальных композиций, фильм закончился. «Ты заметила, я ни разу не зевнула!» - восторженно обратилась к своей приятельнице моя соседка.

На следующий день в фойе кинотеатра было так же пустынно, появлялись, держа друг друга под руку, дамы глубоко бархатного возраста, и сквозь индийские напевы доносилось: «А мне выписали кавинтон… «Красный Крест» дал такие куртки… Надо собраться всем советом ветеранов и надавить…» Опять 15-20 человек погружались в совершенно далекую, чужую, но невыразимо прекрасную жизнь.

Фильм «Биение сердца» надо бы посмотреть обманутым мужьям и олигархам. Дочь очень богатого человека влюбляется в неопрятного, бедного и грубого парня. Она приглашает его в дом для знакомства с отцом. Возлюбленный одет во все черное и вызывающе неряшлив. Появляется в белом отец и грозно спрашивает: «Кто это? Кто это?» и резонно интересуется, на какие деньги тот собирается три раза в день кормить его дочь. Конфликт налицо: бездушная власть богатства, о чем именно в таких выражениях и заявляет гордый юноша, и сила бедной, но чистой любви. Парня выгоняют, от дочери требуют выйти замуж за другого. Ночью она крадется по саду на последнее свидание с любимым, ее встречают отец с матерью и ружьем. «Стреляй в меня, стреляй!» - восклицает отец, не пуская дочь на свидание. «Я пойду по этой тропе, даже если это тропа смерти!» - рыдает дочь.

Потом она выходит замуж за богатого парня, с лица которого не сходит благостная улыбка. Долго изводит его нелюбовью и отказывает в супружеском ложе, вспоминает своего бедняка в трех или четырех музыкальных композициях. По всем законам жанра он появляется через несколько лет - с деньгами и желанием вернуть любовь. Как он заработал свое состояние, неизвестно, кроме одной поэтической подробности: «Я шел, я падал…» Но она уже его разлюбила и любит своего мужа, который всех прощает и убежден, что любовью можно победить ненависть. Бывший возлюбленный разоряет их и выгоняет из дома, из которого они выходят с одним чемоданчиком. Девушка узнает о своей беременности и просит не мучить ее больше. Он в ужасе произносит: «Неужели я проиграл?..» В этот момент откуда-то появляется муж и говорит о том, что никто не проиграл, потому что все должны любить друг друга. Судя по тому, что следующий кадр показывает счастливую пару на крыльце дома, эти слова возымели действие - дом и, видимо, проданные активы были как-то возвращены.

…На последней сцене послышались всхлипы. Сидящая впереди уже очень немолодая женщина плакала, не вытирая слез. «Какая любовь!..» - вздохнет она потом.

ДУХОВНОЕ МЕНЮ БОЛЛИВУДА

Как утверждает Time, в Индии начинает развиваться альтернативное кино, отличающееся от музыкальных фильмов Болливуда. Впрочем, индийское кино никогда не исчерпывалось Болливудом, индустрией фильмов на хинди. Настоящие болливудские фильмы составляют лишь пятую часть из примерно тысячи картин, производимых в Индии ежегодно. На юге страны существуют большие кинокомпании, производящие фильмы на местных языках. В Индии есть и давняя традиция создания первоклассного авторского кино - от работ легендарного Сатьяджита Рея до таких современных мастеров, как Говинд Нихалани и Шьям Бенегал. «Опробуются новые жанры: нуар, комедия, фильм о спорте, - поясняет кинокритик Раджив Масанд с телеканала CNN-IBN. - Кинематографисты наконец-то осознали: хватит считать аудиторию каким-то единым желудком, который нужно накормить, - они поняли, что у разных желудков вкусы разные. Есть место для блюд всех возможных кулинарных традиций».
Добавить комментарий
Проверочный код