Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (624) 21 января 2008 г. Портмоне

Бизнес-план: недокументированные секреты

21.01.2008
 

Отдел экономики

Значительная часть бизнес-планов в Беларуси составляется по заказу владельцев бизнесов сторонними специалистами-консультантами. Что ожидает от бизнес-плана заказчик и что ему может реально предложить разработчик? Ответить на этот вопрос «Портмоне» попыталось совместно с сотрудниками компании «Аудиториз», занимающимися бизнес-планированием на профессиональной основе.

ЗАКАЗЧИК: ВЗЯТЬ ОТ БИЗНЕС-ПЛАНА ВСЁ

Бизнес-план остается мощным инструментом управления бизнесом. Инструментом, предназначенным для того, кто планирует свою деятельность на рынке на длительный срок и хочет получить от своих бизнес-идей конкретную, предсказуемую и оцифрованную финансовую отдачу. Поэтому наиболее ответственно к бизнес-планированию подходят те, кто не намерен тратить время попусту.

Традиционно считалось, что предприятия госсектора, от которых предоставления бизнес-планов требуют профильные министерства, ведомства, концерны, финансовые организации и т.п., чаще всего составляют бизнес-планы для галочки. Сегодня это в большинстве случаев далеко не так: государственная политика направлена на то, чтобы предприятия работали эффективно, а если эффективность ниже ожидаемой, нужно выявить причины и устранить их. В госсекторе ежеквартальное предоставление бизнес-планов вышестоящей организации становится действенным механизмом управления предприятием. Во взаимоотношениях с финансовыми организациями (банки и др.) бизнес-план становится условием доступа к внешнему финансированию: более или менее значительные средства можно получить только под бизнес-план.

Заказчик, заинтересованный в реализации своего бизнес-плана, не станет пускать дело на самотек, отстраняясь от процесса бизнес-планирования. Он в максимальном объеме предоставляет консультанту (стороннему разработчику) всю информацию, которая должна быть учтена при бизнес-планировании. Он знает, что аудит, маркетинговое исследование и т.п. - это отдельные виды услуг, и если есть необходимость включить их в пакет заказа на бизнес-планирование, то имеет смысл обсудить это с консультантами заранее. Экономить лучше до начала планирования, взяв на себя, например, часть первичного сбора данных.

Однако не всегда можно заранее оценить объем информации, нужной для бизнес-планирования, поэтому лучше плотнее работать с консультантами. Скажем, на стадии сбора информации, чтобы у заказчика не было сомнений в ее достоверности, он вполне может быть включен в занятую сбором и систематизацией первичных данных группу. Контакт с командой разработчиков, ее еженедельные отчеты позволяют не только контролировать процесс бизнес-планирования, но и участвовать в управлении им.

РАЗРАБОТЧИК: ПРЕДЛОЖИТЬ КЛИЕНТУ ЧУТЬ-ЧУТЬ БОЛЬШЕ

Если проект, под который составляется бизнес-план, не станет прибыльным, в этом виноват отнюдь не сторонний разработчик бизнес-плана. Предприниматель, оценивая свои риски, должен относиться к собственным бизнес-идеям с определенной долей ответственности и понимать, что отрицательный результат - это тоже результат. Зачастую разработка бизнес-плана позволяет фактически произвести независимый аудит бизнес-идеи и избежать потерь, если она окажется не очень привлекательной в плане соотношения прибыли и рисков.

Коррективы, которые вносят в бизнес-план рынок и жизнь по ходу разработки или продажи продукта, или оказания услуги, неизбежны. По мнению специалистов «Аудиториз», в качественный бизнес-план всегда должна закладываться возможность коррекции. И раз бизнес-план - лишь инструмент оценки и реализации бизнес-идеи, то стоит напомнить: сама идея и ее реализация - результат деятельности предпринимателя, а не разработчика бизнес-плана.

К сожалению, заказчики не всегда знают, чего хотят от бизнес-планирования - успешного бизнес-плана или реального алгоритма осуществления конкретного проекта. Иногда выявляется неготовность адекватно оценивать риски, собирать значительный объем информации для бизнес-плана и т.п.

«А почему так?» - такой вопрос иногда задает заказчик, если по ходу бизнес-планирования оказывается, что предлагаемая им идея не может быть осуществлена при том объеме инвестиций, на который он готов расщедриться. Иногда это даже ставит под вопрос работу консультанта - разработчика бизнес-плана, особенно если бизнес-проект требует больших вложений, чем предполагалось.

Однако консультант заинтересован в том, чтобы заказчик получил достоверный и качественный бизнес-план, поскольку это является гарантией того, что заказчик в дальнейшем обратится к нему и за другими услугами. Поэтому заказчику остается только доверять разработчику и активнее сотрудничать с ним.
Добавить комментарий
Проверочный код