Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
интернет магазин! Качественные кровати с ящиками и матрасом
matrasow-spb.ru
№3 (624) 21 января 2008 г. Экономика

СП поневоле

21.01.2008
 

Оксана ПЕТРОВА

Белорусские производители техники строят наполеоновские планы по завоеванию зарубежных рынков. Такое впечатление складывается от сообщений, что МТЗ, МАЗ, «Амкодор» намерены открыть очередное совместное предприятие в очередной стране. Однако во многих случаях это вынужденный шаг.

В последние два года Минский тракторный завод анонсировал создание пяти совместных предприятий за рубежом: в Молдове, Азербайджане, Венесуэле, Иране, Татарстане. Каждое из сообщений сопровождается комментарием, будто рынок страны, где будут собираться белорусские тракторы, достаточно емкий и спрос на белорусскую технику велик. Сейчас МТЗ имеет сборочные предприятия в России, Эфиопии, Польше, Египте.

СПРАВКА «БелГазеты». В 2007г. структура экспорта МТЗ была таковой: Россия - 20.721 трактор (38%), Пакистан - 9195 (16,8%), Украина - 6692 (12,3%), Туркменистан - 2526 (4,6%) и Египет - 2399 (4,4%). Всего в 2007г. МТЗ экспортировал 54.603 трактора - на 30,8% больше, чем в 2006г.

Создание именно СП, а не дилерских сетей является скорее признаком конкуренции на рынке, нежели повышенным спросом на белорусскую продукцию. Вряд ли наши производители стали бы заниматься благотворительностью в виде рабочих мест в стране, где тот же МТЗ хочет продавать продукцию. Очевидно, что во многих случаях на создании СП настаивают именно покупатели. В частности, минувшей осенью в интервью «БелГазете» представитель МТЗ сказал, что на создании сборочного предприятия в Венесуэле настояли именно венесуэльцы.

Кроме новых рабочих мест, страны, где находятся СП, получают более дешевую технику, а в перспективе и более дешевое обслуживание. Как правило, через несколько лет после начала работы сборочные предприятия начинают собирать технику из деталей собственного производства. Таким образом, и техника уже вроде не импортная, и машины в итоге оказываются не такими дорогими, и обслуживать их могут свои специалисты. При этом стоимость перевозки тракторов и тракторокомплектов не сильно различается, поэтому прибыль от собранного за рубежом трактора и проданного готовым ненамного больше. Несколько лет назад создание СП было выгодным для белорусских заводов хотя бы тем, что пошлины на готовую продукцию и запчасти отличались в два-три раза. Сейчас разницу «съедают» упаковка и доставка тракторокомплектов.

Что заставляет белорусских машинопроизводителей стремиться увеличивать свое присутствие на внешних рынках именно таким образом? Думается, доведенные сверху цифры. Так, в декабре 2007г. «Амкодор» объявил о создании сборочного предприятия в Индии. Сейчас поставки машин этого завода туда настолько малы, что даже представители завода отказываются называть точные данные. Но, отмечается в официальном сообщении «Амкодора», «правительство Республики Беларусь поставило перед обществом задачу экспортировать в эту страну техники на $500 тыс.». Это значит, что волей-неволей, а экспорт в эту страну нужно увеличивать.

Та же картина вырисовывается и в сотрудничестве с Венесуэлой: президенты двух стран решили увеличивать торговый оборот, значит, надо выполнять. Все в том же декабре 2007г. белорусские предприятия (МТЗ, МАЗ, «Амкодор») отрапортовали о контрактах на продажу белорусской техники за океан. При этом партнером называлась компания PDVSA. Это нефтяная компания, с которой создано СП по добыче нефти. Вероятно, эти контракты на поставку десятков машин объясняются двумя вещами: промышленной выставкой, которая прошла в конце прошлого года (надо же куда-то девать машины, привезенные из Беларуси), а также тем, что новой компании необходима техника (те же погрузчики и тягачи «Амкодора»), и здесь белорусы не упустили возможности продать друзьям из Венесуэлы хотя бы немного машин.
Добавить комментарий
Проверочный код