Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№3 (624) 21 января 2008 г. Автостоп

«Не фиг, пацаны, меня дальним светом пугать!»

21.01.2008
 

Евгений КЕЧКО

С начала текущего года государство создало благоприятные условия для граждан, желающих заниматься грузовыми и пассажирскими перевозками.

Согласно президентскому декрету N7 и постановлению Совмина N1880, значительно сократилось количество документов, необходимых для получения лицензии. Теперь требуются лишь заявление, устав предприятия, список и сертификаты на имеющиеся транспортные средства или договоры на арендуемые машины. Прежде для получения лицензии нужно было больше документов и денег: платили 10 евро за рассмотрение бумаг, 90 евро - при выдаче разрешения. Сейчас требуется лишь один платеж - госпошлина в размере 8 базовых величин.

Насколько трудно заниматься пассажирскими перевозками, какие проблемы возникают при работе с туристами и при прохождении границы, корреспонденту «БелГазеты» рассказал водитель туристического автобуса Александр БОРЕЛЬ.

«Цыганочка» с выходом

Если бы я был туристом, вряд ли отправился бы в поездку на автобусе. В плане удобства, каким бы комфортабельным ни был автобус, я пассажирам не завидую: в туалет можно сходить только на остановках, спать приходится в узких креслах. У нас очень многое зависит от кошелька потребителя, а люди не очень богатые.

Некоторые предпочитают ездить поездом или на личном автомобиле еще потому, что в таком случае ты не привязан к предложенной турфирмой программе, а движешься по абсолютно свободному графику. У нас же по-другому: турфирма составляет график, программу, ты просто платишь деньги и едешь, смотришь. Это не всех устраивает, ведь цели у всех разные.

Иногда случаются необычные заказы. Как-то возили в Варшаву фанаток Tokio Hotel на концерт любимой группы. Пассажиры - преимущественно девочки 16-18 лет, многие из которых поехали по доверенности родителей. Мы немного опасались этого рейса: боялись, что девчонки маркерами или губной помадой разрисуют стекла, будут шуметь, но все ограничилось большим вывешенным плакатом с кумирами.

Зато когда возили в Москву на выставку студентов-архитекторов, сложилось впечатление, что работаем с челноками: шум, гам, выпивка. Понятно, что люди поехали расслабиться - не телевизор же 12 часов смотреть.

Довелось работать с коллективом мюзикла «Пророк». Еще до премьеры возили их в Польшу на репетицию, через месяц забирали обратно, а после премьеры ездили в Москву, на запись какой-то передачи. Поездка мало отличалась от остальных, потому что у всех пассажиров, независимо от статуса и регалий, две основные просьбы - магазин и туалет. Приятное впечатление оставил Илья Олейников. Судя по постоянно усталому виду, у человека очень много работы. Понравилось, что понтов у него не было: почти все время тихо сидел за водителем, лишь изредка просил: «Пацаны, можно посижу с вами, покурю?» Куда больше удивил другой участник мюзикла, весьма популярный в нашей стране: человек под воздействием спиртного выдавал в проходе едва ли не «Цыганочку» с выходом.

«Нашему человеку этого не объяснить»

Наибольшие трудности возникают при перевозке корпоративов. Попадаются и спокойные компании, но чаще всего люди, знакомые между собой, хотят выпендриться и показать, что они круче всех. Иногда достается и водителям: пассажиры пытаются выяснить, кто для кого работает, иногда просят сделать то, что невозможно в данную минуту. Во время недавней поездки в Польшу человек потребовал включить телевизор на границе. А для этого необходимо было завести автобус, что в терминале запрещено. После этого началось: «Да я физик-ядерщик, вы еще пожалеете». В итоге покричали друг на друга и успокоились.

Куда проще ехать, когда группа сборная: все спокойные, присматриваются друг к другу. На обратном пути, когда народ перезнакомится, шума уже больше, но тоже вполне терпимо. Народу же никто не запретит расслабляться в поездке. Хотя иногда можно нарваться на неприятности. В Европе запрещено распитие спиртных напитков в общественных местах, к которым на Западе относится и автобус. Нашему человеку это объяснить трудно. К счастью, не доходило до того, чтобы остановиться и сдать наиболее рьяных туристов в полицию, хотя порой такое желание возникало.

В нашу контору на водителей жалобы никто не присылал, но некоторые турфирмы по возвращении раздают своим клиентам анкеты, в которых, в частности, пассажиры делятся мнением об автобусе и водителях. Иногда можно сделать вывод, что мы хамы, постоянно повышающие на пассажиров голос. Хотя бывают и положительные отзывы, особенно если с этими туристами посидишь вечером в номерах, попьешь вина, потрещишь за жизнь.

«Смотрите, тётки, ваш певец любимый»

Для белорусских пассажиров есть любимое злачное место на территории России. Практически все автобусы останавливаются возле одного придорожного кафе с широкой сферой услуг: гостиница, бар, стриптиз, девушки древнейшей профессии. Однажды мы остановились ненадолго, собираемся уезжать, а одного пассажира нет: он уже с девушкой в номерах. Начинаем его доставать, а он уперся: «Вы что, не подождете? Я уже деньги заплатил!». Одна гид рассказывала, что в их группе в этом кафе таким же образом турист пропал.

На этой остановке как-то встретили известного певца, возвращавшегося из Москвы на своем автобусе. Я видел, как его в здание под руку заводили два охранника. Говорю нашим челнокам: «Смотрите, тетки, ваш певец любимый». Все побежали смотреть, а когда сели в автобус, до меня с задних рядов, возможно, по испорченному телефону, дошло: певец не захотел идти в платный туалет и справил нужду в кустах. Вот его и повели платить штраф.

С гидами иногда бывает не легче, чем с пассажирами. Приятнее всего работать в команде с людьми, которые и себя не обидят, и при этом с водителями в конфликт не вступают. Но случается, что гид прикрывает только свою ж… причем порой в ущерб перевозчику.

Однажды у нас случилась небольшая поломка, которую мы, кстати, устранили в течение часа. Гид же начала нервничать: мол, у нее летит вся программа, стала созваниваться с польскими коллегами, договариваться насчет их автобуса, который значительно дороже. В итоге мы быстро отремонтировались, все остались довольные, но наше отношение к гиду окончательно испортилось.

«Бутерброды съели?»

На границе обычно все просто - тобой руководят, говорят, куда ехать, что доставать. Эксцессы случаются крайне редко. Однажды, правда, двух туристов, арабов, не пустили в Польшу. Наши пограничники разрешили выезд, а поляки по каким-то своим соображениям сняли пассажиров с рейса.

Иногда придираются к туристам не вполне заслужено. Например, визу наклеивают высоко, и, когда паспорт вставляют в аппаратуру, не всегда считывается информация. Тогда пограничники выдергивают «сомнительных» туристов из автобуса для личной беседы, подозревая в подделке визы.

С тургруппами проходить пограничный контроль проще, чем с челноками, у которых, как правило, огромные сумки. Пока не ощутил ограничения по перевозу багажа (35 кг вместо 50 кг. - Е.К.), тем более наше дело маленькое, скажут - будем взвешивать. Хотя у туристов и так сумки небольшие - покупают либо сувениры, либо пачку порошка.

Но недавно у одной женщины возникли проблемы. Она приобрела напольную подставку для вазонов, которую пограничники приравняли к мебели - пришлось растаможивать. А со спиртным обычно проблем не возникает: людей сразу предупреждают о последствиях, и они везут только то, что разрешено по закону.

Иногда надо внимательно следить за изменением законодательства. С прошлого года в Беларусь, как и в Польшу, запрещено ввозить мясные продукты. Два водителя попались по незнанию. Вес багажа был в норме, а вот с провозом мяса случились проблемы - пришлось проходить растаможку. А один водитель, говорят, хорошо затарился - готовился к свадьбе дочки.

После введения этого закона таможенники начали шутить. Заходят в салон и первым делом спрашивают: «Все бутерброды съели?» Сам видел, как пассажиры ссобойки в контейнер выбрасывали. Нововведение хоть и неудобное для многих, но в какой-то степени оправданное: таким образом соблюдаются санитарные нормы.

С другими водителями проблем не возникает. Правда, как-то попался странный попутчик. Пристроился за нами и слепил по зеркалам дальним светом. Я пропустил его вперед и тут же ответил: на тебе и дальний, и противотуманки. Примерно через секунду нас с напарником ослепила яркая вспышка. Оказывается, у того джипа на крыше стоял прожектор, направленный назад. Свет, казалось, достал до середины салона. Жест легко читался: «Не фиг, пацаны, меня дальним светом пугать!»

Иногда ночью прикольно выйти на волну дальнобойщиков, правда, в туристическом автобусе их разговоры не очень удобно слушать, т.к. ребята в выражениях не стесняются. Но вещь в целом веселая и полезная, особенно по ночам. Подскажут, где можно превысить скорость, где остановиться - очень полезный информационный носитель. Раньше, когда ездил на Москву, почти в каждом автобусе была рация, можно было пообщаться со знакомыми, ехавшими навстречу.
Добавить комментарий
Проверочный код