Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (624) 21 января 2008 г. Автостоп

«Не фиг, пацаны, меня дальним светом пугать!»

21.01.2008
 

Евгений КЕЧКО

С начала текущего года государство создало благоприятные условия для граждан, желающих заниматься грузовыми и пассажирскими перевозками.

Согласно президентскому декрету N7 и постановлению Совмина N1880, значительно сократилось количество документов, необходимых для получения лицензии. Теперь требуются лишь заявление, устав предприятия, список и сертификаты на имеющиеся транспортные средства или договоры на арендуемые машины. Прежде для получения лицензии нужно было больше документов и денег: платили 10 евро за рассмотрение бумаг, 90 евро - при выдаче разрешения. Сейчас требуется лишь один платеж - госпошлина в размере 8 базовых величин.

Насколько трудно заниматься пассажирскими перевозками, какие проблемы возникают при работе с туристами и при прохождении границы, корреспонденту «БелГазеты» рассказал водитель туристического автобуса Александр БОРЕЛЬ.

«Цыганочка» с выходом

Если бы я был туристом, вряд ли отправился бы в поездку на автобусе. В плане удобства, каким бы комфортабельным ни был автобус, я пассажирам не завидую: в туалет можно сходить только на остановках, спать приходится в узких креслах. У нас очень многое зависит от кошелька потребителя, а люди не очень богатые.

Некоторые предпочитают ездить поездом или на личном автомобиле еще потому, что в таком случае ты не привязан к предложенной турфирмой программе, а движешься по абсолютно свободному графику. У нас же по-другому: турфирма составляет график, программу, ты просто платишь деньги и едешь, смотришь. Это не всех устраивает, ведь цели у всех разные.

Иногда случаются необычные заказы. Как-то возили в Варшаву фанаток Tokio Hotel на концерт любимой группы. Пассажиры - преимущественно девочки 16-18 лет, многие из которых поехали по доверенности родителей. Мы немного опасались этого рейса: боялись, что девчонки маркерами или губной помадой разрисуют стекла, будут шуметь, но все ограничилось большим вывешенным плакатом с кумирами.

Зато когда возили в Москву на выставку студентов-архитекторов, сложилось впечатление, что работаем с челноками: шум, гам, выпивка. Понятно, что люди поехали расслабиться - не телевизор же 12 часов смотреть.

Довелось работать с коллективом мюзикла «Пророк». Еще до премьеры возили их в Польшу на репетицию, через месяц забирали обратно, а после премьеры ездили в Москву, на запись какой-то передачи. Поездка мало отличалась от остальных, потому что у всех пассажиров, независимо от статуса и регалий, две основные просьбы - магазин и туалет. Приятное впечатление оставил Илья Олейников. Судя по постоянно усталому виду, у человека очень много работы. Понравилось, что понтов у него не было: почти все время тихо сидел за водителем, лишь изредка просил: «Пацаны, можно посижу с вами, покурю?» Куда больше удивил другой участник мюзикла, весьма популярный в нашей стране: человек под воздействием спиртного выдавал в проходе едва ли не «Цыганочку» с выходом.

«Нашему человеку этого не объяснить»

Наибольшие трудности возникают при перевозке корпоративов. Попадаются и спокойные компании, но чаще всего люди, знакомые между собой, хотят выпендриться и показать, что они круче всех. Иногда достается и водителям: пассажиры пытаются выяснить, кто для кого работает, иногда просят сделать то, что невозможно в данную минуту. Во время недавней поездки в Польшу человек потребовал включить телевизор на границе. А для этого необходимо было завести автобус, что в терминале запрещено. После этого началось: «Да я физик-ядерщик, вы еще пожалеете». В итоге покричали друг на друга и успокоились.

Куда проще ехать, когда группа сборная: все спокойные, присматриваются друг к другу. На обратном пути, когда народ перезнакомится, шума уже больше, но тоже вполне терпимо. Народу же никто не запретит расслабляться в поездке. Хотя иногда можно нарваться на неприятности. В Европе запрещено распитие спиртных напитков в общественных местах, к которым на Западе относится и автобус. Нашему человеку это объяснить трудно. К счастью, не доходило до того, чтобы остановиться и сдать наиболее рьяных туристов в полицию, хотя порой такое желание возникало.

В нашу контору на водителей жалобы никто не присылал, но некоторые турфирмы по возвращении раздают своим клиентам анкеты, в которых, в частности, пассажиры делятся мнением об автобусе и водителях. Иногда можно сделать вывод, что мы хамы, постоянно повышающие на пассажиров голос. Хотя бывают и положительные отзывы, особенно если с этими туристами посидишь вечером в номерах, попьешь вина, потрещишь за жизнь.

«Смотрите, тётки, ваш певец любимый»

Для белорусских пассажиров есть любимое злачное место на территории России. Практически все автобусы останавливаются возле одного придорожного кафе с широкой сферой услуг: гостиница, бар, стриптиз, девушки древнейшей профессии. Однажды мы остановились ненадолго, собираемся уезжать, а одного пассажира нет: он уже с девушкой в номерах. Начинаем его доставать, а он уперся: «Вы что, не подождете? Я уже деньги заплатил!». Одна гид рассказывала, что в их группе в этом кафе таким же образом турист пропал.

На этой остановке как-то встретили известного певца, возвращавшегося из Москвы на своем автобусе. Я видел, как его в здание под руку заводили два охранника. Говорю нашим челнокам: «Смотрите, тетки, ваш певец любимый». Все побежали смотреть, а когда сели в автобус, до меня с задних рядов, возможно, по испорченному телефону, дошло: певец не захотел идти в платный туалет и справил нужду в кустах. Вот его и повели платить штраф.

С гидами иногда бывает не легче, чем с пассажирами. Приятнее всего работать в команде с людьми, которые и себя не обидят, и при этом с водителями в конфликт не вступают. Но случается, что гид прикрывает только свою ж… причем порой в ущерб перевозчику.

Однажды у нас случилась небольшая поломка, которую мы, кстати, устранили в течение часа. Гид же начала нервничать: мол, у нее летит вся программа, стала созваниваться с польскими коллегами, договариваться насчет их автобуса, который значительно дороже. В итоге мы быстро отремонтировались, все остались довольные, но наше отношение к гиду окончательно испортилось.

«Бутерброды съели?»

На границе обычно все просто - тобой руководят, говорят, куда ехать, что доставать. Эксцессы случаются крайне редко. Однажды, правда, двух туристов, арабов, не пустили в Польшу. Наши пограничники разрешили выезд, а поляки по каким-то своим соображениям сняли пассажиров с рейса.

Иногда придираются к туристам не вполне заслужено. Например, визу наклеивают высоко, и, когда паспорт вставляют в аппаратуру, не всегда считывается информация. Тогда пограничники выдергивают «сомнительных» туристов из автобуса для личной беседы, подозревая в подделке визы.

С тургруппами проходить пограничный контроль проще, чем с челноками, у которых, как правило, огромные сумки. Пока не ощутил ограничения по перевозу багажа (35 кг вместо 50 кг. - Е.К.), тем более наше дело маленькое, скажут - будем взвешивать. Хотя у туристов и так сумки небольшие - покупают либо сувениры, либо пачку порошка.

Но недавно у одной женщины возникли проблемы. Она приобрела напольную подставку для вазонов, которую пограничники приравняли к мебели - пришлось растаможивать. А со спиртным обычно проблем не возникает: людей сразу предупреждают о последствиях, и они везут только то, что разрешено по закону.

Иногда надо внимательно следить за изменением законодательства. С прошлого года в Беларусь, как и в Польшу, запрещено ввозить мясные продукты. Два водителя попались по незнанию. Вес багажа был в норме, а вот с провозом мяса случились проблемы - пришлось проходить растаможку. А один водитель, говорят, хорошо затарился - готовился к свадьбе дочки.

После введения этого закона таможенники начали шутить. Заходят в салон и первым делом спрашивают: «Все бутерброды съели?» Сам видел, как пассажиры ссобойки в контейнер выбрасывали. Нововведение хоть и неудобное для многих, но в какой-то степени оправданное: таким образом соблюдаются санитарные нормы.

С другими водителями проблем не возникает. Правда, как-то попался странный попутчик. Пристроился за нами и слепил по зеркалам дальним светом. Я пропустил его вперед и тут же ответил: на тебе и дальний, и противотуманки. Примерно через секунду нас с напарником ослепила яркая вспышка. Оказывается, у того джипа на крыше стоял прожектор, направленный назад. Свет, казалось, достал до середины салона. Жест легко читался: «Не фиг, пацаны, меня дальним светом пугать!»

Иногда ночью прикольно выйти на волну дальнобойщиков, правда, в туристическом автобусе их разговоры не очень удобно слушать, т.к. ребята в выражениях не стесняются. Но вещь в целом веселая и полезная, особенно по ночам. Подскажут, где можно превысить скорость, где остановиться - очень полезный информационный носитель. Раньше, когда ездил на Москву, почти в каждом автобусе была рация, можно было пообщаться со знакомыми, ехавшими навстречу.
Добавить комментарий
Проверочный код