Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№3 (624) 21 января 2008 г. Автостоп

Расчехлить отвёртки

21.01.2008
Беларусь снова пытается создать собственный автопром

Елена АНКУДО

Продав самый большой пакет акций промышленной группе Iran Khodro в обмен на крупные инвестиции, руководство СП ЗАО «Юнисон» задумалось о создании первого в Беларуси национального автомобиля. Для этого в стране есть все: деньги, желание и даже опыт. Пусть пока и отрицательный.

Соседи Беларуси уже присматриваются к новому конкуренту. Страны ЕС, где с конвейера сходят известные автомобильные бренды, в расчет не берем; в последние годы активизировались ближайшие соседи. Украина производит дешевый Daewoo Matiz, Минэкономразвития РФ прогнозирует рост производства автомобилей к 2009г. до 1,5-1,6 млн. штук в год. В ближайшее время на территории этой страны дополнительно планируется разместить до десяти крупнейших представителей автопрома. Впишется ли Беларусь в ряды автопроизводителей, сможет ли выстоять в конкурентной борьбе?

Печальный опыт

В Беларуси уже несколько раз брались за производство автомобилей, и каждый раз - на мощностях, расположенных в Обчаке. Построенный в 1997г. при участии Ford Motor Company (FMС) завод (в те времена - «Форд Юнион») собирал легковой Ford Escort и микроавтобус Ford Transit. Объемы продаж падали, и в 2001г. FMC вышел из проекта, производство законсервировали на три года.

Весной 2004г. в рамках производственной кооперации с польским заводом в Люблине начался выпуск микроавтобусов «Люблин-3». На смену им пришел Samand. Начав с отверточной сборки, руководство «Юнисона» вознамерилось превратить иранский автомобиль, созданный на базе Peugeot 405, в национальный продукт. Для этого необходимо, чтобы количество всех деталей Samand в стоимостном выражении превысило 50%. В планах «Юнисона» - строительство цеха по сварке и окраске кузовов, а также развитие сети производств комплектующих к Samand. Статус белорусского продукта позволит снизить таможенные пошлины и сделать его более конкурентоспособным.

Ставя перед собой смелые планы, «Юнисон» проходит традиционные пути развития автопрома, опробованные многими странами. Сборка автомобилей из машинокомплектов считается наиболее простым способом. Для ее организации требуются не такие большие капиталовложения, как для строительства завода, детали уже сертифицированы, а сборка проходит в короткие сроки.

По мнению специалистов автобизнеса, отверточная сборка невыгодна. Как правило, машинокомплект на 15-20% дороже готового автомобиля: чтобы получить набор деталей, требуется разобрать уже готовый автомобиль, прошедший тест на качество. Машинокомплект неудобен в транспортировке: его нельзя закатить на автовоз и после поставки в страну перегнать на территорию импортера своим ходом; кроме того, в вагон или автовоз машинокомплектов вмещается в два раза меньше, чем готовых автомобилей.

Национальный продукт

Еще один способ, на который обратили внимание на «Юнисоне», - производство автомобилей. Это куда выгоднее сборки. Настолько, что, наращивая объемы производства, крупные автопроизводители приобретают более мелкие заводы. Так произошло, когда Renault заинтересовался румынской Dacia, а Volkswagen - чешской Skoda. Для успешного производства требуется 50-процентная локализация деталей, что может занять много времени. К примеру, сборочное производство Ford, к 2002г. перебравшееся из Беларуси в российский город Всеволжск, считается предприятием полного цикла, включающим сварку и окраску кузовов. При этом локализация деталей более чем на 50%, по заявлению руководства завода, будет достигнута только через пять лет после открытия, т.е. к 2009г.

Сложности могут возникнуть и при сертификации деталей, произведенных в Беларуси. Одно из условий получения сертификата на автомобиль - его проверка на полигоне, которым Беларусь в настоящее время не располагает. А ведь сертификат должен быть получен не только на автомобиль, но и на большинство комплектующих, из которых он состоит. Особой проверке подлежат системы безопасности: тормоза, двигатель, ходовая часть, амортизаторы.

Инвестиций в $85 млн., полученных белорусской стороной от Ирана, может не хватить: первоначальные вложения в тот же Ford во Всеволожске составили $150 млн. Насколько конкурентоспособным станет Samsnd, можно выяснить, перебрав в уме все недорогие автомобили, которые производят ближайшие соседи: Renault с недорогими моделями, Skoda, Dacia и Daewoo. Преимуществ у Samand не так много, особенно если учесть, что автомобиль сделан на платформе Peugeot 405, на два поколения отстающего от современных моделей.

Samand не единственный автомобиль, который планируется производить в Беларуси: у руководства «Юнисона» большие планы. В настоящее время идут переговоры относительно китайской модели Hafei Brio. Если производимых в стране автомобилей станет больше, отечественному автопрому придется завоевывать симпатии граждан своей страны, надеясь на помощь правительства. В день подписания договора с иранской стороной о приобретении акций «Юнисона» замминистра промышленности Валентин Гуринович сообщил «Интерфаксу» о планах увеличения пошлины на ввоз импортных автомобилей: «Мы будем повышать пошлину, но, конечно, не до российского уровня. Вразрез с Россией правительство не пойдет».

Как в России?

Первый в России завод по производству автомобилей в 2002г. открыл Ford, начав выпускать во Всеволожске Ford Focus. Машина пришлась по душе, и компания несколько раз пересматривала планы по выпуску в сторону увеличения.

В 2005г. в промзоне Шушары заложен завод Toyota. По планам, после выхода на максимальную мощность он должен производить 200 тыс. автомобилей в год - для внутреннего потребления и продаж в западных странах. Первые автомобили Toyota Camry выпущены в декабре минувшего года.

В 2006г. подписано соглашение с General Motors и Nissan. Завод Nissan появится в промзоне Санкт-Петербурга, в районе поселке Каменка, в строительство автосборочного промышленного предприятия будет инвестировано порядка $200 млн. Начало выпуска продукции запланировано на 2009г. Максимальный эксплуатационный объем завода составит около 50 тыс. автомобилей в год. В рамках проекта запланирован выпуск Nissan Teana и новый X-Trail.

Самые свежие прибавления - Suzuki и концерн PSA (Peugeot и Citroen). В июне 2007г. с концерном Peugeot Citroen заключено инвестиционное соглашение о размещении в России автосборочного завода. Предполагается, что завод заработает в 2009г. На первом этапе его мощности составят до 70 тыс. автомобилей в год, на втором - 140 тыс. Наиболее вероятные модели - новая версия Citroen C4 и Peugeot 308.
Добавить комментарий
Проверочный код