Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№1 (622) 07 января 2008 г. Личный вкус

ПРОявления

07.01.2008
 

Лора КАЗУС

* Земмифобия * Кабуки

ЗЕММИФОБИЯ

Я не трус, но я боюсь


В отличие от совершенно экзотических фобий вроде боязни клоунов или арахисового масла (точнее, того, что оно приклеится к нёбу во время еды), боязнь крыс выглядит естественно. Правда, в рамки отвращения пока вписывается с некоторой долей терпимости - как у юных натуралистов при посещении живого уголка. У отдельных людей крысы вызывают панический ужас, аллергию на книги Оруэлла, ненависть к безобидной анимации блокбастера «Рататуй», и в частности к милому грызуну Реми, и заставляют держать в прикроватной тумбочке вместо Библии справочник по дератизации. Но облегчения это не приносит, потому что все знают: крыса - самое живучее и плодовитое млекопитающее на Земле. В условиях радиации они спокойно размножаются (до 14 тыс. особей за сезон от одной пары), невосприимчивы к ядам и низким температурам, прилежно переносят чуму, гельминтов и прочую мерзость. Крыска бежала, 30-сантиметровым хвостиком махнула - и нате вам, господа несовершенные, туляремийную инфекцию…

Вот и извращаются дипломированные земмифобы в придумывании газообразных ядов, хитрых капканов и ультразвуковых установок для отпугивания тварей. А ведь крысы жуют наш рататуй и уничтожают ежегодно до трети мировых запасов продовольствия не ради мелкого хулиганства. Просто есть у крыс одна неприятнейшая особенность - их зубы растут постоянно, в отличие от человека с его младенческими неосознанными прорезываниями и сменой молочных на коренные или слонов, погибающих, когда стачивается последний, четвертый, комплект. Это и вызывает естественную потребность постоянно что-то грызть: кабели, плинтусы, урожаи. В азиатских странах черные крысы по сей день съедают до четверти урожая зерновых прямо на глазах возмущенных крестьян. Единственное, что те могут противопоставить, - это съесть часть хвостатых, которых удается изловить в ходе, так сказать, совместной уборки урожая.

Но немного чисто человеческого понимания - и жить в наступившем году Крысы станет веселее. Крысы станут источником вдохновения, как для Альбера Камю, заменят мышей в лабораториях генетиков и сиамских кошек на диванах.

Во многом крысы похожи на людей, а в чем-то даже превосходят их. Крысы способны к самоанализу, смеются от щекотки, «подсаживаются» на алкоголь, кокаин, никотин и амфетамин, любопытны и любят приятные прикосновения, улавливают разницу между хорошим и плохим сексом, могут быть мрачными или бодрыми, в зависимости от воспитания и по обстоятельствам, а также обладают метакогнитивным мышлением - иными словами, они знают, когда они знают, и они знают, когда они не знают.

К тому же крысы не лгут и не рискуют.

КАБУКИ

Дело тонкое


Кабуки - это не только бутик, но и один из видов классического театра Японии. «Выделываться» (одно из значений глагола «кабуку» в японском языке) начали бродячие актеры. Вдохновленная их песнями и плясками японка О Куни организовала женскую театральную труппу. Но искусство в представлениях зрители видели в последнюю очередь, поэтому под предлогом нарушения законов о нравственности женщин на сцене сменили юноши. Извращенцев хватало во все времена, и нравственности решение не прибавило: представления зачастую прерывались дебошами, и сёгунат сделал искусство кабуки исключительно зрелым и мужским. Это породило специфические амплуа актеров - исполнителей женских ролей (оннагата) и полноценную драматургию на вращающейся сцене с «дорогой цветов».

Декорации, выполненные в духе архаичного, добротного сценического натурализма (если уж чайный домик, то непременно в натуральную величину, со всеми стенами, легкими перегородками кофейного цвета, дверями и окнами), и сменяющиеся за три минуты канонические позы, парики и специфический грим - все имеет значение.

Кабуки - искусство, церемонное не только на сцене, но и за кулисами. Мелочные странности этикета для театра кабуки являются не просто данью традиции и, разумеется, не пустой причудой, а необходимым условием для того, чтобы зрители смогли насладиться старинным искусством во всей его полноте. Тем более что настоящий театр кабуки выезжает на гастроли крайне редко - собственно, как и положено императорскому двору. Такой визит должен восприниматься чужестранцами как историческое событие, а не как банальная театральная трансвестия.
Добавить комментарий
Проверочный код