Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№50 (620) 17 декабря 2007 г. Тема недели

Не два, так полтора

17.12.2007
Владимир Путин привёз белорусам $1,5 млрд.

Сергей ЖБАНОВ

Напрасно некоторые эксперты не верили в возможность получения Беларусью российского кредита до конца 2007г. Едва Владимир Путин 13 декабря ступил на белорусскую землю, как тут же стало известно, что вопрос о предоставлении долгожданных денег решен положительно. Теперь за судьбу белорусской финансовой и банковской систем в 2008г. можно не волноваться.

Не успел еще Владимир Путин отужинать с Александром Лукашенко, как БелТА сообщило со ссылкой на источник в правительстве «о предоставлении Беларуси стабилизационного кредита». Видимо, не зря премьер-министр Сергей Сидорский встречал российского президента прямо у трапа самолета. Столь успешного начала российско-белорусских переговоров давно уже не случалось. Предчувствия не обманули министра финансов Николая Корбута, рассчитывавшего на то, что этот вопрос «будет решен до конца года».

Еще две недели назад в Лондоне Корбут раскрыл детали будущего кредитного соглашения. По его словам, $1 млрд. из общего объема стабкредита Беларусь рассчитывала получить в 2007г., еще $0,5 млрд. - в 2008г. Срок действия кредитного соглашения - 15 лет с пятилетней отсрочкой платежа. Ставка по кредиту должна составить LIBOR+0,75% годовых. Таким образом, Корбут просто воспроизвел те же условия, на которых Беларуси и ранее (2004-05гг.) предоставлялись российские правительственные кредиты. Только теперь цена будет другая, поскольку за прошедшие годы ставка LIBOR преодолела отметку в 5,23%. Именно в этом контексте условия выделенного Беларуси межгосударственного кредита можно классифицировать как рыночные.

Более льготные условия кредитования были однажды предоставлены нашей стране только Китаем. По другим внешним правительственным заимствованиям ставка никогда не опускалась ниже 8-8,5% годовых.

Эта цена денег вполне обоснована, поскольку Беларусь до сих пор находится в седьмой (последней) группе кредитного риска и вынуждена оплачивать самый высокий размер страховой премии, привлекая внешние заимствования.

По информации БелТА, белорусский Минфин еще только ведет переговоры с немецкой страховой компанией «Гермес» по переводу нашей страны в более высокую (шестую) группу кредитных рисков. Поэтому конечная (эффективная) ставка белорусских банков, обслуживающих подобные кредитные линии, составляет не менее 11-12%, что совсем недешево. И белорусские предприятия не спешат осваивать такие кредитные деньги. В среднем степень их освоения колеблется от 4% до 6%. Поэтому с позиций экономической эффективности правительству давно следует отказаться от практики межгосударственных кредитов.

Но валюта нужна Беларуси для оплаты энергоносителей, и российский правительственный кредит следует отнести к особому случаю. Его не придется всучивать предприятиям, ведь с его помощью можно легко рассчитаться за российский газ в следующем году даже в том случае, если цена подскочит еще на $65 за 1 тыс. куб. м: $1,5 млрд. как раз хватит, чтобы покрыть разницу в ценах.

Однако об окончательной цене говорить еще рано. «Повышение цен на газ будет, но так, как предусмотрено прежними контрактами», - сообщил Владимир Путин. Но в любом случае ясно: белорусская экономика оказалась не в состоянии самостоятельно компенсировать постоянно возрастающие энергетические издержки. Если же цена газа возрастет всего лишь до $130 за 1 тыс. куб. м, то у Беларуси появятся дополнительные относительно дешевые и очень длинные деньги, что, безусловно, большое благо для экономики. Благодаря долгосрочному кредиту, существенно (с 30% до 40%) увеличится доля долгосрочных кредитов в общем объеме внешнего долга республики. К тому же это весомый вклад в выполнение плана следующего года по привлечению иностранных инвестиций, определенного в размере $5 млрд., и дальнейшего наращивания золотовалютных резервов.

Впрочем, уже сегодня раздаются разговоры о том, что Минск может попасть в финансовую зависимость от Москвы. Эти предостережения слышны уже не менее пяти лет, однако в статистике внешнего долга республики эта угроза пока не находила подтверждения. С учетом выделенного кредита доля России не превысит 20% внешних долгов РБ. Но по цене и срокам погашения российский кредит не вызывает нареканий, поскольку эти деньги значительно дешевле ресурсов, поступающих из стран Евросоюза. О лимите государственного внешнего долга тоже тревожиться не стоит, поскольку на днях правительство объявило о его двукратном увеличении - с $2 млрд. до $4 млрд. Ведь имея внешний госдолг $827,8 млн., Совмин формально нарушил бы действующий лимит, получив еще $1,5 млрд. российских денег.

Однако остается нерешенной главная проблема белорусской экономики - ее низкая эффективность и структурная отсталость, не позволяющая сбалансировать внешнеторговое сальдо. Теперь у Беларуси появилась прекрасная возможность «обеспечения плавного перехода двустороннего сотрудничества в энергетике на универсальные рыночные принципы»: для этого, по словам Путина, «Россия приняла решение о предоставлении госкредита в размере $1,5 млрд.». Белорусскому руководству нужно лишь правильно распорядиться этими деньгами.

P.S. Цена российского газа для Беларуси все же возрастет до $119 за 1 тыс. куб. в I квартале 2008г. Об этом 15 декабря сообщил РИА «Новости» высокопоставленный источник в «Газпроме». Это значит, что надежды первого вице-премьера правительства РБ Владимира Семашко оправдались (по верхней границе прогноза), и цена на российский газ для Беларуси останется самой низкой в СНГ.
Добавить комментарий
Проверочный код