Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№50 (620) 17 декабря 2007 г. Экономика

Hilton ловят на живца

17.12.2007
Совмин приманивает мировые гостиничные сети

Ольга МИКША

На прошлой неделе премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что в Беларусь нужно привлекать мировые гостиничные бренды, а программу развития туристической отрасли до 2010г. сделать более напряженной: «Потенциальные инвесторы должны знать, что условия для ведения бизнеса в Беларуси чуть-чуть лучше, чем в соседней стране, - тогда это будет реальное движение к привлечению капитала».

Премьер подверг критике действующую программу привлечения в Беларусь интуристов. По его мнению, программа не в полной мере выполняет поставленные задачи и не дает результата по расширению туруслуг. К примеру, запланированное создание 116 объектов придорожного сервиса - это ничтожно мало: «В соседней Литве, например, аналогичное количество таких объектов имеется на одной из оживленных автомобильных трасс. Поэтому необходимо поставить более напряженную задачу по расширению сети придорожного сервиса», - справедливо отметил Сидорский.

Он указал на необходимость привлечения в Беларусь операторов международных гостиничных сетей. Необходимо разработать четкий план развития туриндустрии, чтобы «сюда приходили инвесторы из крупных европейских компаний. Беларусь должна вступить в прямые переговоры с конкретными инвесторами, которые занимаются созданием туристической инфраструктуры. Мы должны привлечь на рынок известные мировые гостиничные бренды». Также премьер обратил внимание на необходимость четких правил игры, по которым будет развиваться туристический, в т.ч. гостиничный бизнес: «Тогда мы будем знать, кто хочет прийти к нам, а мы сможем предложить такому инвестору наиболее привлекательные условия работы по сравнению с соседними странами».

Впрочем, здравая идея не была подкреплена аналогичными предложениями по комплексу мер. Чтобы международные операторы заинтересовались белорусским рынком, меры по привлечению иностранных инвесторов в строительство сетевых гостиниц мировых брендов должны включать систему преференций. Однако одного упрощенного отвода земли под строительство, анонсированного на заседании Совмина, явно недостаточно. Хотя и перспектива по году и более согласовывать предпроектную и проектную документацию (именно столько времени уходит у частных инвесторов на эту процедуру сейчас) может отпугнуть любого. Нельзя не согласиться с премьером и в том, что потенциальные инвесторы должны знать, что условия для ведения бизнеса в Беларуси «чуть-чуть лучше, чем в соседней стране». Однако они должны быть лучше не только на словах, но и на самом деле.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ШВЕЙЦАР

Однако помимо согласования проектных и строительных работ главная проблема - отсутствие четких стандартов гостиничного бизнеса. «У нас все привыкли работать по старинке, - сказал «БелГазете» эксперт гостиничного бизнеса, пожелавший остаться неназванным. - В западной гостинице швейцар стоит для того, чтобы открыть дверь и помочь с вещами, а у нас - чтобы не пускать». Для властей не потеряли актуальности инструкции 1979г., подготовленные к Олимпиаде-80 в Москве и не рекомендующие сдавать гостиничные номера гражданам с местной пропиской. «Получается, если человек поругался с женой, он не может даже переночевать в местной гостинице», - заметил наш собеседник. Из того же разряда абсурдных по нынешним меркам требований - различный прайс для граждан Беларуси, СНГ и дальнего зарубежья, а также увеличение наполовину стоимости номера при его бронировании: «Это вообще нонсенс, во всем мире заказываешь заранее и получаешь скидку, а у нас - платишь дороже…»

СПРАВКА «БелГазеты». Новой программой развития туротрасли на 2008-10гг., которую на заседании Совмина представил вице-премьер Александр Косинец, предусмотрено строительство 19, реконструкция 34 и капитальный ремонт 17 гостиниц. Кроме того, будет создано 178 агроусадеб. Всего в ходе реализации программы должно быть создано 868 новых туробъектов. На реализацию программы планируется выделить Br697 млрд. и 95% этой суммы направить на развитие инфраструктуры туризма. Как отметил Косинец, «увеличение вклада туризма в экономику страны будет осуществляться через удовлетворение потребностей граждан Беларуси и иностранных туристов в разнообразных туруслугах». Премьер-министр ожидает, что после прозвучавшей конструктивной критики отрасль сможет заработать к концу отчетного периода более $1 млрд.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР - РЯДОМ

Сидорский ссылался на пример Литвы в деле развития въездного туризма, однако там парламент законодательно закрепил за операторами гостиничного бизнеса НДС на уровне 5%, а не 18%. Это единственная льгота владельцам гостиниц, но ее оказалось достаточно, чтобы за два года после принятия закона в Вильнюсе появилось семнадцать новых отелей. Сейчас, по словам директора департамента по туризму Литвы Альвитиса Лукашевичюса, темпы открытия новых гостиничных объектов несколько замедлились: примерно по десятку в год. Сегодня в Литве более 500 гостиниц разного уровня. Страна ожидает очередных всплесков развития туристической инфраструктуры в 2009г. - когда Вильнюс будет объявлен культурной столицей Европы, в 2011г. - когда Литва примет чемпионат Европы по баскетболу, и в 2013г. - когда наша соседка станет председательствовать в Евросоюзе.

Ныне в Литве имеются отели нескольких гостиничных операторов с мировым именем. Как рассказал Лукашевичюс, поначалу международные операторы начинали сотрудничать с местными владельцами, покупавшими франшизу и приводившими свои объекты в соответствие с регламентами оператора: интерьер, набор услуг, обучение персонала. Это сразу повысило уровень гостиничных услуг в целом по отрасли. Затем инвесторы стали вкладывать средства в реконструкцию старых отелей и строительство новых.

В Беларуси частных отелей очень немного, а с госгостиницами иностранные инвесторы, очевидно, не рискуют связываться. Несмотря на большие размеры территории и численность населения, у нас примерно на треть меньше отелей, чем в Литве: инвесторы не идут в этот сектор. Между тем гостиничный бизнес выгоднее ресторанного: принимая гостей и продавая им услугу по проживанию, хозяин отеля гарантированно продаст еще как минимум завтраки. А гостей в Минске пока больше, чем отелей. Как рассказал «БелГазете» владелец одного частного отеля, для окупаемости по бизнес-плану гостиница должна заполняться на 60%. Сейчас заполняемость 98%. Но у столичной мэрии даже в планах нет привлечения инвесторов для строительства новых гостиниц.
Добавить комментарий
Проверочный код