Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (618) 03 декабря 2007 г. Общество

«Сервисное обслуживание автомобилей - самая конфликтная точка»

03.12.2007
Начался суд по делу импортёра BMW ООО «РиМи Авто»

Елена АНКУДО

Уголовное дело компании ООО «РиМи Авто», в прошлом - генерального импортера в Беларусь автомобилей BMW, дошло до суда. Гендиректор и учредитель предприятия Алексей Гостевский и пятеро его подчиненных обвиняются в уклонении от уплаты налогов более чем на Br360 млн. Вопреки ожиданиям наблюдателей, о «серых» схемах поставки в Беларусь автомобилей BMW речь не идет.

«СЕРЫЙ» СЕРВИС

Как отмечено в обвинении, с 1 мая 2003г. по 31 декабря 2004г. сотрудники импортера BMW уклонялись от уплаты налогов, сборов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, сопряженного с получением дохода в особо крупном размере. Все это совершалось якобы «организованной группой», создателем и руководителем которой стал гендиректор и учредитель «РиМи Авто» Алексей Гостевский. Его подчиненные - бывшие директора предприятия Дмитрий Якименко иЭдуард Сапего, главбух, а чуть позже - финансовый директор Елена Мурашко и кассирыТатьяна Саврицкая и Елена Каленкович - выполняли распоряжения босса, за что, как следует из обвинения, получали от него вознаграждение.

Предполагается, что нарушения происходили во время сервисного обслуживания автомобилей BMW, а также их ремонта. Выручка, полученная от клиентов в размере Br857,9 млн., скрывалась, что повлекло неуплату налогов и сборов на Br360,1 млн.

По словам гособвинителя, идея организации сокрытия и занижения выручки принадлежала Гостевскому. Учредитель якобы распределил между своими подчиненными роли, наладив бесперебойное поступление в его распоряжение неучтенных денежных средств. Сапего и Якименко, в различное время занимавшие должность директора компании, давали указания главбуху не полностью отражать в регистрах бухучета выручку, полученную от клиентов. Таким образом искажались данные бухучета и появлялась возможность составлять недостоверные отчеты по налогам. После утверждения этого документа Гостевским его подписывал действующий директор предприятия, в дальнейшем представляя в налоговую инспекцию.

Кассиры принимали от клиентов наличные, после чего «умышленно, из корыстной заинтересованности с целью сокрытия получаемой выручки» вносили недостоверные сведения о суммах денежных средств, полученных от клиентов, в книгу кассира-оператора. Эти действия якобы повлекли занижение выручки общества, полученной за ремонт и сервисное обслуживание. Неуплата налогов названа в обвинении ущербом, который в случае обвинительного приговора будут обязаны погасить лица, признанные виновными. Как стало известно в ходе разбирательств, Мурашко уже вернула определенную часть средств в ходе предварительного следствия. При этом никто из обвиняемых не согласился с выводами следствия, сообщив суду, что не признает своей вины ни по одному из описанных эпизодов.

«САМАЯ КОНФЛИКТНАЯ ТОЧКА»

«Я был не в состоянии вести дела предприятия - не позволяло здоровье, да и заниматься бизнесом было уже не так интересно, как раньше», - сообщил в суде Гостевский. За год до начала работы «РиМи Авто», в конце 1995г., «Белвнешэкономбанк» предоставил предприятию кредит примерно на DM1,2 млн. Но «в 1994г. наступил коллапс по валютным операциям, - вспоминал в суде Гостевский, - а у нас были большие планы. «РиМи Авто» должен был стать сервисным центром, появиться в каждом областном городе и районе». Гостевский «занимался отношениями с немецкими партнерами, перспективами развития проекта, заключением импортерских договоров, строительством сервисного центра». Одновременно учредитель мечтал уйти из бизнеса: «Сервисное обслуживание автомобилей - самая конфликтная точка в сфере обслуживания, находиться там нет смысла».

После гибели в автокатастрофе одного из учредителей «РиМи Авто» Дмитрия Амелишко его место занял бывший сотрудник прокуратуры РБ Эдуард Сапего. Подробно описав схему работы автосалона с клиентами, экс-директор сообщил, что не очень хорошо помнит свои должностные обязанности, а в заказах-нарядах не разбирается. И Сапего, и Якименко, ставший следующим директором, сообщили суду о крайне редком появлении в офисе самого Гостевского. Сделав акцент на этих показаниях, гособвинитель просил суд огласить прежние показания обвиняемых, данные в ходе предварительного расследования. Как выяснилось, следствию экс-директора рассказывали о более частых посещениях предприятия его учредителем.

Отвечая на вопросы суда, Мурашко, которая, как следует из ее слов, все еще числится финансовым директором «РиМи Авто», подробно описала работу автосалона и рассказала, как оформлялась приемка автомобилей на обслуживание. По ее словам, сотрудники автосалона оформляли три заказа-наряда на один автомобиль, а также оформляли кассовую книгу, подшивая пробитые чеки в отчет кассира. Мурашко удивилась пропаже значительной части заказов-нарядов и существованию 94 томов дела «с белыми листами» - бланками, распечатанными на компьютере, которыми также оформлялась работа с клиентами. По словам бывшего главбуха, часть заказов-нарядов пропала из помещения предприятия: документы были вывезены в неизвестном направлении.

Между тем именно этой документации следствие отводит весьма важную роль. В черновиках и заказах-нарядах суммы могли существенно расходиться, а клиенты, признанные по делу свидетелями, уплачивали несколько большую сумму, чем та, которую спустя некоторое время они видели в заказах-нарядах.

КОНФИСКОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

То, что в «деле РиМи Авто» не оказалось «серых» схем, удивило: во время проверки ГТК речь шла об уклонении от уплаты таможенных платежей. Первым сотрудником импортера, привлеченным к уголовной ответственности, стал водитель Игорь Ходоренко, на протяжении 2002-05гг. перегнавший в страну 127 автомобилей BMW из Литвы. Оказалось, что автомобили, следующие в адрес «РиМи Авто», оседали на складе соседней страны, после чего продавались от имени нескольких зарубежных компаний. Оформление BMW физлицом позволяло избегать уплаты всех таможенных платежей (до декабря 2005г. юрлица, ввозящие новые автомобили в страну, платили больше физлиц). Ходоренко привлекли к уголовной ответственности за «незаконную предпринимательскую деятельность», ив июне т.г. суд Ленинского района столицы приговорил его к ограничению свободы сроком на

2 года без направления в исправительное учреждение открытого типа и без лишения права управления транспортными средствами.

Первоначально на все автомобили был наложен запрет на отчуждение. Затем его отменили, чтобы вскоре наложить арест на несколько десятков BMW: как следовало из сопроводительных документов, эти машины поступили в Беларусь по документам, содержащим некие недостоверные сведения. По законодательству, такие транспортные средства подлежат конфискации в доход государства. Ситуация малоприятная для владельцев автомобилей, значительная часть которых имела отношение к руководству крупными компаниями. В результате конфисковали всего два автомобиля BMW; остальные пока исправно служат своим владельцам.
Добавить комментарий
Проверочный код