Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№48 (618) 03 декабря 2007 г. Общество

Зимний авитаминоз

03.12.2007
«Чай без лимона пьют, а борщ без мяса - не борщ»

Евгений КЕЧКО

К странным метеорологическим изменениям белорусы давно привыкли, теперь на очередность пор года пытаются повлиять и чиновники. Судя по всему, авитаминоз теперь будет не весенним, а зимним: решением Мингорисполкома 1 декабря приостановлена мелкорозничная торговля плодоовощной продукцией с лотков.

Решение принято в связи с тем, что на открытом воздухе при минусовой температуре многими предпринимателями не соблюдается рекомендованный сан-службами температурный режим. Но чиновники обещают, что проблем с овощами и фруктами у населения не возникнет.

Как передает БелТА, «витаминная продукция будет продаваться в спецотделах продовольственных магазинов и универсамов города… Вероятность приобретения подмороженного, некачественного товара будет исключена. В связи с переходом мелкорозничной торговли в стационарную сеть администрациям районов рекомендовано увеличить в реализации ассортимент овощей и фруктов… На эту продукцию будет применяться нижний предел торговой надбавки».

Корреспондент «БелГазеты» пытался разобраться, кто в этой ситуации окажется в выигрыше: крупные рынки, магазины или покупатели. У каждой из сторон свое мнение: продавцы лотков и предприниматели прогнозируемо озлоблены и обижены, представители рынков и магазинов занимают умеренно-снисходительную позицию, а третьей категории - покупателям, от которых зависят первые и вторые, - как выяснилось, все параллельно. Для абсолютного большинства населения овощи и фрукты в основном являются бонусной покупкой.

Лоточные предприниматели постепенно начали сворачиваться еще до наступления календарной зимы. В последний день ноября на одной из улиц в центре города, где обычно идут оживленные продажи, стоял одинокий навесной киоск «фрукты-овощи». Однако вместо бананов и апельсинов бабушка пенсионного возраста продавала семечки и орехи, а в соседнем лотке еще одна пенсионерка торговала вязаными изделиями. Видимо, намекала: предпринимателей, мол, окончательно повязали.

Фруктами и овощами торговал лишь один киоск, через дорогу. Хорошо укутавшаяся продавщица явно боролась со сном. При неожиданном появлении покупателя она оживилась и даже сняла капюшон и шапку - так лучше слышно: «Я слышала о запрете, но надо ли завтра выходить на работу, мне скажут вечером. Это несправедливо: на крупных рынках торгуют в таких же температурных условиях, как и мы, однако на них запрет почему-то не распространяется. А вообще, все должно зависеть от предпринимателей, ведь хватает тех, кто ответственно подходит к своей работе: следит за документацией, делает более или менее доступными цены. Вчера рядом со мной стоял киоск, так там все было намного дороже». На вопрос, почему сегодня нет конкурентов, у продавца была своя версия: «Наверное, перегрелись вчера. На лотках это введено в правило: продавцов мало, а многие из оставшихся, чтобы окончательно не замерзнуть, постоянно греются крепкими напитками».

Ассортимент в киоске был обычным, правда, по немного кусачей цене: 1 кг бананов - Br4,5 тыс., 1 кг апельсинов - Br4,5-5,5 тыс. Дороговизну предлагаемой продукции продавец объяснила довольно предсказуемо: «У нас все фрукты из Италии и Испании, причем довольно качественные - есть документы. И картошка у нас голландская, которая не идет ни в какое сравнение с белорусской. Ее очень хорошо берут, несмотря на наценку. У меня родственница постоянно покупает только белорусский картофель - в хранении он великолепен, а вот по вкусовым качествам уступает голландскому». Беседа приняла неожиданный поворот, когда женщина начала рассказывать о своих покупательских предпочтениях: «Я сама покупаю фрукты и овощи исключительно на крупных рынках, но только потому, что зарплата не позволяет затариваться на лотках. На рынке все значительно дешевле, однако недавно подсунули гнилой виноград, который у нас давно списали бы. Мне бы побольше денег, я бы на рынок и не ходила».

Зато рынок жил обычной жизнью, никто из покупателей не собирался затариваться «на посошок». Забавно, что большинство потенциальных клиентов приехали на рынок не для того, чтобы сэкономить пару рублей: просто покупателю, пусть даже не совсем богатому, гораздо приятнее, когда ему предоставляют выбор.

Интересно было наблюдать за рыночными отношениями на потребительском уровне. Практически у всех продавцов ценник на хурму был примерно одинаковым -

Br 3,5-3,8 тыс., однако где-то было пусто, а где-то образовывались очереди. К одному из лотков подошел робкий покупатель, за которым внимательно следили другие посетители рынка. Он попробовал хурму и с довольным видом потянулся за кошельком. Для большинства его «коллег» это была самая надежная экспертиза, и у лотка, который еще несколько минут назад был пустым, образовалась очередь.

Продавцы не пытались дополнительно завлечь покупателя, зная, что в отличие от лоточников, они смогут реализовать товар и в последующие дни. Предприниматель Анатолий с улыбкой рассказал о рыночных буднях: «Мы работаем от фирм, поэтому нас запрет не касается. Нас администрация рынка постоянно проверяет на наличие санитарной книжки, на прохождение медосмотра. В городе с этим сложнее: сегодня проверили одного продавца, а завтра на его месте торгует другой, причем без необходимых документов. У лоточников возникают проблемы с хранением продукции, у нас же свой склад, который в зимнее время обогревается - никто не хочет терять деньги на подмороженном товаре». Насчет подпортившейся продукции Анатолий ответил витиевато: «По правилам мы не имеем права ее даже выставлять, но некоторые продавцы продают под свою ответственность либо по просьбе покупателя».

Самым ходовым товаром были апельсины, а самым распространенным контингентом - пенсионеры. Жизнерадостного вида бабушка объяснила, почему она приехала на рынок за фруктами: «Ко мне на выходные приезжает внук из Москвы, надо чем-то угостить. В прошлый раз я ему дала Br10 тыс., так он спросил: «Бабушка, а долларов у тебя нет?» А откуда у пенсионеров доллары? Поэтому я решила, что лучше куплю ему на эту сумму фруктов, а на рынке это дешевле».

«Дешевле не значит, что нужнее, - неожиданно встрял в разговор мужчина средних лет. - Не имеет разницы, где покупать фрукты. Это не товар первой необходимости. Вы посмотрите, какие очереди образуются у мясных прилавков, а какая пустота здесь! Потому что чай без лимона попить можно, а борщ без мясной кости - уже не борщ. Я фрукты покупаю, только когда перед женой сильно виноват».

«ЭТО БОЛЬНЫЕ ЛЮДИ, Я ИМ СОЧУВСТВУЮ»

В зимнее время основная нагрузка по продаже фруктов и овощей выпадет на специализированные отделы продуктовых магазинов. О том, насколько такие меры справедливы и как магазины относятся к просьбам рекомендательного характера, «БелГазете» рассказал директор универсама «Юбилейный-92» Владимир НЕРОЗЯ.

- Мера благоприятно отразится не только на магазинах, но и на покупателях. На сегодня все универсамы, торгующие фруктами и овощами, выдерживают необходимый температурный режим. Это комфортно и для покупателей: они не будут мерзнуть, приобретая при этом полузамерзший товар, утративший свои лучшие качества.

- Вам не жалко продавцов, оставшихся без работы?

- Когда человек устраивается на работу, он знает, на что идет. В стране хватает сезонных рабочих - не будет же комбайнер косить всю зиму. Временщиков хватает и на селе, и в городе - это нормальная практика. Мы же в первую очередь должны подумать о покупателях. Пытаясь сэкономить копейки, они подвергаются обморожению, а потом лечатся в поликлиниках за государственный счет. О продавцах лотков я вообще молчу - это больные люди, им можно только посочувствовать.

- Вы придерживаетесь рекомендаций по расширению ассортимента?

- Сейчас он может расшириться только за счет экзотических овощей и фруктов. А экзотика у нас не привита - люди долгое время не могли понять, что такое киви, не говоря уже о других фруктах. Такой товар поступает в мизерных количествах, его нелегко завезти, поэтому многим фирмам легально работать с такой продукцией невыгодно. Очень часто на такую экзотику нет необходимой документации, поэтому магазины вынуждены от нее отказываться. К тому же фруктовая экзотика в основном нужна для вкусовых коктейлей, для сервировки в барах и ресторанах. Наши люди не знают, что это такое, а фрукты еще надо уметь использовать.

- Магазинам рекомендуют реализовывать товар в пределах нижней ценовой надбавки…

- Принудительно не заставляют, но порой рекомендуют так, что любой проверяющий специалист из вышестоящей инстанции может наделать много неприятностей. Определенное давление по снижению цен присутствует. А почему мы должны это делать? У нас в магазинах разве не белорусы работают, которым надо платить зарплату? Общеизвестно, что торговля - одна из самых низкорентабельных отраслей.
Добавить комментарий
Проверочный код