Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№48 (618) 03 декабря 2007 г. Накоротке

«Чтобы войти в историю, нужно, чтобы тебя нарисовал Смоляк»

03.12.2007
 

Татьяна КАРЮХИНА

На прошлой неделе художник Андрей Смоляк стал самой обсуждаемой фигурой в искусстве: его работу «Чэрвеньская спякота 1942г.», на которой изображен Янка Купала в последний год своей жизни, не посчитали достойной и не включили в экспозицию выставки, посвященной 125-летию Янки Купалы и Якуба Коласа «Мастацкiя каласавiны» во Дворце искусства. В день открытия выставки «самый коммерциализированный отечественный художник», как величает Смоляка пресса, забрал картину и отправился с ней в мастерскую.

«Просто смешно, - признавался он позже журналистам, - орден Ленина, говорят, на груди у Купалы плохо прописан, галстук… Символика за спиной какая-то (государственный герб РБ. - Ред.) - намек на тоталитаризм строя…» В музее утверждают, что работ, которые оргкомитет не включил в экспозицию, было много. У Смоляка своя версия: «Начальники в Союзе художников просто побоялись, что кому-то не понравится такой Купала. А ведь в Союзе как раз перевыборы…»

О ГАЛСТУКЕ КУПАЛЫ И «КЛАССНОЙ РАБОТЕ»

Самое обидное, признается художник, «что я, Смоляк, «самый коммерциализированный живописец», как именует меня ваш брат-журналист, написал Купалу от всей души». «Он во сне ко мне явился, - без прелюдий переходит мэтр к истории рождения работы. - Честно! Пришел ночью Янка Купала и сам попросил меня его нарисовать. Так и сказал: «Андрей, никто ни одного правдивого моего портрета не написал. Будь любезен, пойди завтра в мастерскую и напиши меня таким, каким сейчас видишь». Уже к вечеру Смоляк «набросал портрет» измученного, затравленного, раздавленного Купалы, издерганного и с вывалившимся глазом.

О том, что было дальше, Смоляк говорит с меньшей охотой: «Сначала позвонил Владимир Кожух - очень талантливый художник. Мы с ним вместе учились, на практику ездили, водку пили… Ой, нет, не водку - «чернила»… И вместе голубей ели. Кожух их ловил здорово… Так вот, он позвонил мне и сказал, что сейчас передаст трубку главному по выставке.., - пытается вспомнить художник фамилию собеседника. - Тот предъявляет мне претензии: «Почему орден Ленина прописан так плохо? А почему галстук у него такой?..» И главное, работа, по их мнению, «классная», но «что-то тут не то!» А что, не говорят. И тут звучит мысль, что через два дня выборы в Союзе художников, как бы чего не вышло…»

Смоляк недоумевает: «В последнее время отбора картин практически не было никакого - что принес, то и принес. А тут…»

«И ведь никакой политики, -
уверяет художник. - Картину видел Геннадий Давыдько. Пришел ко мне в мастерскую поговорить по поводу сарая, что сносят в моем дворе (старички и старушки, что хранят там картошку, пришли ко мне и моей жене Ольге, просили помощи, вот я и позвонил Давыдько), а тут как раз стоял портрет. Посмотрел он и сказал, что не просто восхищен. У меня руки дрожат, сказал. Назвал работу пронзительной, внутривенной вещью - очень много красивых слов подобрал».

О СОБСТВЕННОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ И PR

«И чего они добились? - вдруг спрашивает Смоляк. - Такой PR мне сделали! Уже звонил Борис Луценко, сказал, что его театр собирает подписи, чтобы увидеть эту работу. «Комсомолка» пытается договориться, чтобы выставить портрет в редакции. ТВ приезжает на открытие выставки, чтобы снять только одну работу - ту, которая не попала в экспозицию».

Он говорит, что для него не имеет значения, включена ли работа в экспозицию: «Я отдал свой долг Купале. А взяли или не взяли, мне все равно. И когда мне говорят: «А, это вы специально к выставке. С расчетом…», что я могу ответить? Это же смешно!»

Смоляка часто упрекают в том, что он «намеренно создает вокруг себя информационное пространство»: то газеты обсуждают, как его ограбили на «Славянском базаре», то пишут, что художника незаконно выселяют из квартиры. Он отвечает: «Я ничего для этого не делаю. Судьба!»

Про себя Андрей часто говорит: «Я - гений» и приводит слова композитора Ханка: «Чтобы войти в историю, нужно, чтобы тебя нарисовал Смоляк». Когда художника сравнивают с Никасом Сафроновым, Смоляк возражает: «Но я талантливее Сафронова! Я давно знаком с Никасом, мы впервые встретились лет семь тому назад на «Славянском базаре». Тогда он сказал мне: «Ты, Андрей, гений, а я, в общем-то, ничто». От чистого сердца!»

О ГОСПОДДЕРЖКЕ И УСЛОВИЯХ РАБОТЫ

Про Смоляка ходили слухи, что у него есть покровители среди высоких чиновников. «Меня ценят, - с уверенностью произносит художник, - помогли выпустить последний альбом, оплатили 75% стоимости!» Но «особой поддержки», по его словам, не оказывают: его жена, в прошлом директор частной галереи «Эрмитаж», в одном из интервью сетовала: «Для того чтобы Андрею полноценно выставиться в Беларуси, нужно снимать залы, платить за это безумные деньги».

«Я плачу сумасшедшие деньги за студию,
- говорит служитель муз. - Недавно пришлось отключить горячую воду, потому должен заплатить $120. Я пытался объяснить: ребята, я здесь один, мне столько воды не нужно, чтобы раз в день помыть кисточки... Ноль реакции».

Смоляк подчеркивает: «Самому мне ничего не нужно. Поставлю бойлер, который будет подогревать мне воду, - он стоит $200. Но есть и другие художники. Например, заслуженный художник Дударенко. Он платит только за мастерскую еще больше, чем я!»

О ВСТРЕЧЕ РОКЕРОВ С ПРОЛЕСКОВСКИМ

Говоря о взаимодействии художников с властью, Смоляк вспоминает недавнюю встречу лидеров белорусских рок-групп с руководителем главного идеологического управления администрации президента Олегом Пролесковским: «Правильно сделали, что сходили: ведь жизнь-то одна, и с каждым днем она короче и короче. Кого они обманули тем, что не нашли общего языка с властью? Только народ: народ не видит их, не слышит. Поэтому правильно сделали, что согласились на диалог. Молодец и Куллинкович, и Ворошкевич, и Вольский, и Павлов! Он мне особенно симпатичен: мы пытались с ним общаться, но шлейф, который тянется за любым успешным художником - «если ты успешен, ты художник президента», - не позволил нам подружиться».

На вопрос, рисовал ли он президента, Андрей отвечает, не раздумывая: «Нет! Идея такая высказывалась давно, лет десять назад, когда мы часто оказывались в одной в компании с молодым президентом. Моя жена ведь директор Анжелики Агурбаш, и я часто сопровождал ее и Лику на разные мероприятия… Мне сказали: почему бы тебе не написать портрет президента, и я ответил, что мне нужно с ним пообщаться, провести пару сеансов, чтобы понять до конца, по-настоящему. Не сложилось!»

Художник не решается строить предположения о том, последуют ли за первой встречей в администрации вторая и третья - с писателями и художниками: «Я убеждал Некляева: «Володя, ты - национальное достояние, выдающийся поэт современности. Так почему ты живешь в Финляндии?»

ТОП-ТЕСТ

Только одна вещь занимала мысли Андрея Смоляка на прошлой неделе: «С моим ребенком случилось несчастье: в Москве, в чужом городе он попал в аварию. Мы пережили ужас: мой сын перенес сложную операцию. Но он молодой, здоровый, скоро пойдет на поправку». Порадовала неделя известиями из-за рубежа: «Мне звонили из Глазго, посол в Нидерландах сказал: «Зал готов к выставке и ждет тебя». Потом позвонил из Лондона Александр Михневич: мою выставку ждут в Национальной галерее. Меня номинировали на Тор-50. Даже история с портретом порадовала. Это же такой пиар на пустом месте: я самый популярный человек в Байнете!»

ПРОГНОЗ

«Хотелось бы верить», что вслед за музыкантами в администрацию президента пригласят писателей и художников. «Будучи неплохо знакомым с Олегом Пролесковским, я недавно ходил к Олегу Витольдовичу со вторым секретарем Союза художников, пытались решить некоторые проблемы. Так, может быть, и художников когда-нибудь заметят…»

БЛИЦ

-Какую максимальную сумму вам предлагали за работу? - Я не скажу. Но могу только заметить: люди годами стоят в очереди, чтобы я написал их портрет. - Кого из белорусских чиновников вы написали бы? - Никого. - Есть ли среди государственных мужей ваши покровители? - Есть поклонники, но не покровители. - За какой сюжет вы бы никогда не взялись? - Я возьмусь за любой сюжет. Я гений! - Вы когда-либо отказывались написать картину?- Да, когда это неинтересно в творческом плане. Хотя, если заказчик предлагал хорошие деньги (не буду себя обелять), я брался и работал. И делал выдающуюся работу. - Вы испытывали недовольство своими работами? - Да, практически каждая работа уже через месяц мне не нравится, и было много случаев, когда я приходил в дом человека, купившего мою картину, и он буквально оттаскивал меня, когда я прямо там начинал переделывать работу. Это нормально! - Какая работа вас поразила за последнее время? - Я очень впечатлительный, мне многое нравится. И если вы спросите, кто из художников мне нравится, я не найдусь, что ответить: сегодня - один, завтра - другой. Сейчас люблю Пикассо».
Добавить комментарий
Проверочный код