Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
В продаже - Двери, низкие цены! Невостребованные остатки
gooddoors.su
№48 (618) 03 декабря 2007 г. Личный вкус

Языковой барьер взят!

03.12.2007
 

Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

* J:Морс. «Адлегласць» * Dvar. «Jraah Mraah»

В честь выхода нового, неожиданно белорусскоязычного альбома самой популярной и самой пафосной белорусской группы мы подобрали им «в пандан» совершенно противоположный свежий релиз - самый абсурдный альбом самой малоизвестной московской группы, поющей на придуманном языке. Кто поет на придуманном языке? Нет, конечно же, не Владимир Пугач. Хотя акцент у него, да, конечно же, русский. Но это со временем пройдет.

J:МОРС. «АДЛЕГЛАСЦЬ».West Records, 2007

В пресс-релизах, сопровождающих альбом, навязчиво фигурирует слово «доказать». Мол, группа J:Морс давно все всем доказала и сейчас доказывает, например, что на белорусском можно петь не только «змагарский» рок, но и поп-музыку (то, что группа «Харли» это доказала еще пару лет назад, никого не волнует). Надо было и альбом, в сущности, назвать «Доказательство».

Кое-что «Морсы» и правда доказали: действительно, им не слабо. Похоже, в этом и состоит основной мессидж альбома, отсылающий недоверчивого слушателя к Той Самой «Рок-коронации». Что ж, респект, пожмет плечами недоверчивый слушатель и переключит радиоканал.

Еще один достойный уважения момент - саунд альбома. Диск являет собой микс из известных белорусскоязычных песен группы, переведенных русскоязычных и нескольких свежезаписанных композиций, которые и радуют неожиданно воздушным звучанием. Вокал Пугача звучит возвышенно и иностранно, исчезла гиперперегруженность однообразными синтезаторными гармониями. Это чувствуется по контрасту с уже известными песнями вроде «Жыві» с режущими уши оркестровками и фирменной морсовской «стеной компьютерных струнных».

Приятно контрастирует с этим материалом замечательная песня «Няпраўда», напоминающая то ли U2, то ли ранних Ulis (впрочем, все белорусскоязычные песни, напоминающие U2, по умолчанию похожи на ранних Ulis). Хорош и трэк «Паветра» - песня про демонов. Еще более хорош видеофильм о Беларуси, снятый медиа-художником Андреем Савицким, - «дальнобойщицкие» пошловатые фрагменты в духе «мы мчим по трассе и слушаем J:Морс» чередуются с тихими зарисовками памятников архитектуры.

DVAR. «JRAAH MRAAH».GRAVITATIOR, 2007

Культовый московский дуэт Dvar выпускает альбом с веселым снеговичком на обложке. Когда-то их сравнивали с Residents (за анонимность и театральность), Сoil (за оккультизм и электронные эксперименты) и Майком Пэттоном (за фонтанирующие дадаистические эксперименты). И если раньше на группу вешали ярлыки «темная волна», «готика» и «фэнтези-поп», то с новым альбомом стало ясно: дневная, ироничная и придурковатая кукушка напрочь перекуковала сумрачную, ночную. Dvar презентуют слушателю изящные миниатюры с истероидно улюлюкающими гномскими голосами, легким касанием синт-попа, этники, классицистских арпеджио, шаманского психо-кабаре и новогодних колокольчиков.

Во всем этом присутствует столько бесшабашного чернушного наива и ретро-футуристического драйва (кое-какие фрагменты подошли бы в качестве альтернативного саундтрэка к «Гостье из Будущего»), что критики в своих рецензиях, все как один, пишут одну и ту же фразу: «Dvar - это музыка, сделанная насекомыми из советских мульфильмов». Вдумайтесь в это, и вам станет не по себе.

Впрочем, в советских мультфильмах и правда всегда было что-то демоническое. У Dvar герои этих сказок получили синтезаторы, терменвоксы, бутылочные органчики и принялись за дело. Их музыка вгоняет слушателя в непрекращающийся галлюциноз. Писать о ней можно, лишь впадая в мучительное, невыносимое в своей калейдоскопичности визионерство: вот тараканы танцуют канкан и поют караоке, ломкие богомолы с мухами пляшут на столах, а гномики обьелись LCD, взяли штурмом городок в табакерке, с гигантской скоростью вертят Валик и безостановочно теребят Пружинку. Вот то самое, чего лучше не знать, и является темной стороной их музыки. Одно время музыканты даже кичились тем, что их песни приносят слушателям несчастье и смерть. За мультипликационными погонями, перестрелками и тряпичными прогулками по кукольным лесам прячется бездна, из которой музыканты вещают от имени безликого персонажа по имени Двар на языке, откуда родом такие, как он: чистая фонетика, бессвязные вскрики, потусторонний щебет.

Несмотря на то, что в структурном плане их музыка необыкновенно гармоничная, восходящая к классике и современному европейскому минимализму, из нее получился бы прекрасный абсурдистский саундтрэк к лингвистическим сказочкам Людмилы Петрушевской в духе «сяпала калуша по напушке и увазила бутявку». Бутявка, кстати, очень даже кузявая.
Добавить комментарий
Проверочный код