Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Все виды сертификатов ИСО. Срочное оформление и доставка! Звоните
skc-perspektiva.ru
Юридическое сопровождение сделок с недвижимостью. Москва и Область
ulc.ru
№48 (618) 03 декабря 2007 г. Дом

100% функционального запроса

03.12.2007
плюс выражение себя

Ася КАЛИТИНА

Известный дизайнер Марко Ачербис - внук основателя семейной итальянской компании Acerbis Бенвенуто Ачербиса, побывавший в Минске в начале прошлого месяца, - дал своим белорусским коллегам пищу для разговоров: по каким тенденциям развивается белорусский дизайн интерьеров, являются ли наши интерьеры выражением идентичности дизайнера или все же идентичности заказчика, судили-рядили профессионалы. «БелГазета» поддержала их жаркие споры: на волнующие вопросы в интервью корреспонденту издания ответил архитектор Георгий ЗАБОРСКИЙ.

Следует различать понятия: «интерьер, созданный декоратором из отдельных фрагментов», и «интерьер, рожденный по авторскому проекту». Как правило, когда архитектор работает с нуля, в интерьере отражается позиция человека, его создающего. И даже если архитектор или дизайнер будет пытаться подражать современным зарубежным авторам и воссоздавать новейшие интерьеры, появляющиеся в журналах, интерьер всегда будет своеобразным: информация преломляется через его внутреннее культурное пространство, связанное с национальной идентичностью.

А вот если интерьер набирается из каких-то отдельных фрагментов декоратором, он действительно чаще всего не носит характерных индивидуальных черт, связанных в т.ч. с национальной или культурной идентичностью автора.

- Как часто заказчик позволяет дизайнеру и самому себе мыслить не штампами, а дает возможность разгуляться фантазии?

- Есть абсолютно разные типы заказчиков: нельзя говорить обобщенно о каком-то едином заказчике. Но, в принципе, вопрос даже не в нем, а в том, каковы запросы дизайнера-проектировщика, и в том, занимается ли он тем, что отбирает для себя заказчиков, с которыми ему будет интересно работать. Если браться за каждый заказ, то, несомненно, придется подстраиваться под вкус клиента, который сформирован картинками из журналов. А если ждать заказа, который тебе хочется выполнять, то, соответственно, будет возможность выразить себя, поскольку к вам именно за таким выражением вашей идентичности и придут.

- Проектируя интерьеры, вы руководствуетесь принципами гармонии человека и пространства? Чему все подчинено: удобству, функциональности, а может быть, чему-то еще?

- Все дело в том, что архитектура потому и является синтетическим искусством, что сочетает в себе и функциональные, и эстетические характеристики, и даже философские. Архитектор балансирует между чистой функцией и выражением внутреннего мира человека. Без этого интерьер перестанет работать. Нельзя спроектировать идеальный интерьер, руководствуясь только одной функцией, ведь функции будут изменяться в соответствии с тем, как дальше будет развиваться заказчик.

- Месяц назад на встрече итальянского дизайнера Марко Ачербиса с журналистами и дизайнерами прозвучало обвинение: «белорусские дизайнеры не работают с красками…»

- Белорусский дизайнер действительно избегает работать с яркими, насыщенными тонами. Но считать это недостатком я бы не стал: просто визуальная традиция, визуальная культура пространств, в которых мы привыкли жить, всегда тяготела к монохромной гамме - это традиция. С другой стороны, у многих молодых и особенно у начинающих архитекторов есть очень большое желание расцветить интерьер, но они сталкиваются с непониманием: заказчик боится насыщенных тонов. И в результате появляется наихудший компромисс: цвета есть, однако цвета разбавленные. Это уже и не строгая монохромность, и не смелая, яркая, интересная работа с цветом, а что-то настолько среднее, что эмоций оно не вызывает в принципе.

- Но заказчика можно понять: в ярких интерьерах нелегко жить…

- …но ведь интерьеры бывают не только жилыми: в общественных интерьерах цвет часто помогает направить движение людей, показать им, куда идти. Он просто не должен быть повсеместно. Он должен выделять именно те участки, те места, которые являются фокусами человеческого внимания.

- Каковы тенденции развития дизайна интерьера?

-
Можно выделить два направления: одно из них будет сугубо декораторским, и здесь трендом всегда будетпогружение в уже созданное, в различные исторические периоды, интерпретация этих периодов - мода на 60-е, на ампир и барокко. Второе направление предполагает создание интерьера с нуля и опирается на наиболее актуальные философские концепции видения мира. Если в 20-е гг. это рационализм, механистическое видение мира, а значит, прямые линии, рациональные конструкции, широкие плоскости, то в настоящее время это сложное видение фронтальных структур: мы стремимся к сложным, напоминающим воздушные потоки поверхностям стен, к отражению того, чем живет сегодняшняя интеллектуальная элита.

- Сегодня в Лондоне в моде заводская тема. Насколько она нашла отражение в минских интерьерах?

- Тема, которая на профессиональном жаргоне называется «лофтом», возникла в крупных городах США. Основателем одного из первых лофтов был Энди Уорхол - он первым переоборудовал завод под жилье. Сейчас заводская тема актуальна в Москве, поскольку там в центре освободилось огромное количество промышленных площадей: заводы выносят за черту города, а освободившиеся площади переоборудуют либо под офисы, либо под художественные и архитектурные студии. В Минске на сегодня лофты скорее востребованы самими молодыми архитекторами и дизайнерами, нежели их клиентами. И чаще всего то, что по образу является лофтом, организуется в обычных жилых зданиях.

- К какой теме тяготеет заказчик?

- Если честно, то к той, которую с интересом, с энтузиазмом сможет подать ему проектировщик. Видение мирового интерьера и мирового дизайнерского процесса у нашего заказчика среднее, соответственно, уровень заказа во многом зависит от того, что ему преподнесет архитектор или дизайнер.

- Вы хотите сказать, что на первом этапе заказчик вообще ничего не думает о своем жилище?

-
Если речь идет о жилище, то, как правило, представляет. Но если речь идет о дизайне квартиры, здесь нужно угадывать его ощущения, а для этого нужно просто провести его через огромное количество вариантов и предложений на эскизном уровне и в какой-то момент просто по его реакции - полуслову или полувзляду - определить, что ему больше нравится и что его отталкивает. Потому что сам он выразить этого, как правило, не может.

Если речь идет об общественном интерьере, заказчик, в принципе, представляет только, какой эффект на посетителя должен произвести этот интерьер. «Он должен быть оглушающим, впечатляющим» и т.д. Гораздо реже заказчик общественного интерьера говорит, в каком стиле, в каком духе и в какой атмосфере он хотел бы его видеть.

- Насколько велика разница между дизайном интерьеров общественных и интерьеров жилых?

- Разница огромная: в жилом интерьере создается среда обитания для конкретного человека. И если только этот человек радикально не молод и не склонен к отчаянным экспериментам, то моральная обязанность архитектора удержаться от всякого рода экспериментов и создать умеренное пространство, которое при любом характере владельца будет тому нравиться. Работая же с общественным интерьером, мы можем позволить себе любую степень эксперимента.

- Как выстраивается архитектура жилого интерьера?

- В первую очередь анализируется структура действий будущего хозяина жилого пространства, его потребности: например, одному необходима прямая связь между кухонной зоной и гостинно-столовой, где он будет принимать гостей, а другому гораздо важнее разгородить пространство для себя и своей супруги, чтобы в квартире образовались две независимые, непересекающиеся зоны.

После того как мы проанализировали пространственную структуру и сравнили с возможностями пространственного изменения квартиры (потому что где-то есть ограничения в виде несущих стен), формируется схема пространств и выстраивается взаимодействие отдельных помещений, перетекания пространства из одного в другое. Мы, например, очень любим работать с раздвижными перегородками, которые позволяют трансформировать квартиру под самые разные режимы использования.

На следующем этапе выстраивается уже визуальный ряд, ведь одну и ту же пространственную схему потом можно трактовать и в цитатном историческом духе, и в каком-то бескомпромиссном современном стиле. Скажем, я никогда не взялся бы за историческую стилизацию. Если обращаются ко мне, и обращаются осознанно, то обращаются за футуристическим пространством, в котором я пытаюсь вывести все, вплоть до последней детали по тому же принципу, по которому построена и сама общая схема пространства, вытекая из того, как человек взаимодействует с квартирой. Так, например, ручки на холодильнике в квартире известного танцовщика могут быть сформированы в соответствии с траекторией его движения по помещению и с тем, как будет располагаться его тело в тот момент, когда он будет открывать холодильник.
Добавить комментарий
Проверочный код