Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (616) 19 ноября 2007 г. Личный вкус

Время собирать листья

19.11.2007
 

Игорь СУКМАНОВ

№ 46 [616] от 19.11.07 - Пришло время бросить клич: «Киноманы Минска, объединяйтесь! «Лiстапад» на пороге!» Подумать только, нашему фесту уже 14 лет - типичный переходный возраст. Трудный, нежный, кризисный. Возраст, когда ломается голос и формируется характер.

Можно бросить взгляд на конкурсную программу, чтобы отметить ряд шероховатостей в ее составлении, неравноценность отобранных картин, чередование по-настоящему свежих работ с фильмами, фестивальная актуальность которых померкла. Можно, конечно, проявить нетерпимость и досаду, признать недостижимость идеала, но можно не только брюзжать, можно и впрямь получать удовольствие.

Поскольку формат колонки невелик, то лучше сразу порекомендовать хорошее кино. Что радует, из конкурса напрочь исчезли проходные картины, откровенный сор и халтура. Сокуров теперь не конкурирует с Астраханом. Укрепляются позиции авторского кино, программа становится действительно международной. Еще не все работы, заявленные в конкурсе, представляют их создатели, но тенденция авторских презентаций налицо. В конкурсе участвует 21 картина.

Фильмы, достойные внимания. Сконцентрирую ваше внимание на четырех работах. Не стану расставлять их по местам, составлять рейтинг «лучших из лучших». Просто отмечу эти фильмы как хорошее фестивальное кино, которым отборщики вправе гордиться.

Начну с южнокорейского фильма «Тайный солнечный свет». Его поставил один из ведущих режиссеров Кореи Ли Чхан Дона, исполнительница главной женской роли Чон До Ён была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. В случае с этим награждением вкусы каннского жюри на все сто процентов совпали с предпочтениями мировой прессы - проявление редкостного единодушия. Формально фильм напоминает роман, очень неспешный и внимательный к деталям, сосредоточенный вроде как на внешних событиях, но, по сути, растворяющийся в своей героине, переживающей жутчайшую трагедию - похищение и убийство сына. Сюжет этой драмы разворачивается настолько непредсказуемо, что вам ни за что не догадаться, каким финалом обернется эта история о «поиске потаенного света перед лицом непроницаемой реальности».

Еще одна фестивальная жемчужина - эстонская дебютная драма «Магнус». Попадание этой крайне неоднозначной картины на конкурс «Лiстапада» я расцениваю как своеобразную победу фестиваля, его открытость фильмам, которые откровенно провоцируют и не идут на поводу зрительских симпатий.

«Магнус» в состоянии разбить зрительный зал на враждующие фракции, поскольку радикально трактует тему родительской любви. Отец, благословляющий сына на самоубийство, в глазах большинства будет выглядеть чудовищем, но только не в представлении 26-летней дебютантки в режиссуре Кадри Кыусаар. «Магнус» противоречив и чертовски талантлив, напоминает не столько прозу, сколько медитацию, которая за аномальной оболочкой провокационного сюжета скрывает гуманистический посыл.

Латвия представлена в конкурсе «Лiстапада» настроенческим фильмом «Монотонность». Блестящая зарисовка с натуры о неприкаянности и маете молодых провинциалов, которым нет места ни в родных пенатах, ни в сутолоке большого города, ни в Латвии, ни за ее пределами. Такое кино ни о чем, о никчемности существования, временами напоминает раннего Джармуша. В изобразительном плане фильм допускает минимум композиционной небрежности, а если таковая наблюдается, то ей никак не откажешь в фотогеничности.

Если жизнь, проживаемая впустую, у одних вызывает моральную обеспокоенность, то у чеха Иржи Менцеля - в точности до наоборот. Иржи Менцель - один из лучших режиссеров мира. Когда-то он не был принят в театральный вуз «из-за полного отсутствия необходимых данных», после чего был вынужден поступить в киношколу. Спустя несколько лет, в 1967г., Менцель снял фильм «Поезда под пристальным наблюдением», фильм о пубертатных переживаниях молодых организмов в годы второй мировой войны. Картина завоевала «Оскар» и была объявлена шедевром знаменитой «пражской весны».

В рамках «Лiстапада» вы можете увидеть новый фильм Менцеля «Я обслуживал английского короля». Я обещаю вам изысканное погружение в бархатный гедонизм, в котором самый острый гротеск принимает форму мягкого юмора, а пошлость трансформируется в лирику. Фильм представляют как «сагу об оппортунизме и поисках себя, о деньгах, сексе и пиве, и снова о сексе». Но в действительности это фильм об умении радоваться жизни и о преклонении перед ней в ситуации крушения всех жизненных иллюзий.

Зарядимся оптимизмом Иржи Менцеля и согласимся, что и четырех фильмов достаточно, чтобы признать наш фестиваль удачным. Но, смею вас заверить, в этом году на «Лiстападзе» таких фильмов значительно больше.
Добавить комментарий
Проверочный код