Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№46 (616) 19 ноября 2007 г. Экономика

Взбучка по курсу и делу

19.11.2007
Экономические итоги трёх кварталов

Ярослав РОМАНЧУК

№ 46 [616] от 19.11.07 - По данным Минстата, за январь-сентябрь 2007г. ВВП Беларуси вырос на 8,4% - это наихудший показатель за последние 4 года. По сравнению с тремя кварталами 2006г. темпы роста снизились на 1,2%, однако остаются очень высокими. Их снижение правительство может легко объяснить резким повышением цен на энергоресурсы. И будет отчасти право. В рамках существующей политики Совмин делал все, что мог и умел. Приказал быстро увеличить внешнее кредитование - предприятия и банки безропотно подчинились. Стимулировал внутренний спрос - Нацбанк проглотил пилюлю безбашенной фискальной и инвестиционной политики. Всячески блокировал импорт, но Минпром и Минсельхозпрод все равно посчитали, что недостаточно.

На минувшей неделе глава государства вновь подверг критике работу правительства, назвав премьера «временщиком». Правительству дан срок на исправление - до конца III квартала 2008г. Дело в том, что скорость увеличения кадрового дефицита гораздо выше, чем дефицита торгового баланса. А к осени 2008г. как раз очередные парламентские выборы будут позади. Новых высот достигнет дефицит платежного баланса и размер внешнего долга. Для легализации накопленного капитала будут нужны новые менеджеры номенклатурных структур с более рыночным и свежим лицом.

АРГУМЕНТЫ «ЗА» ПРАВИТЕЛЬСТВО

Руководству Совмина трудно свыкнуться с унизительным статусом мальчиков для битья. За небольшим исключением они выполнили прогнозные показатели развития экономики. Ее рост выше, чем у россиян и украинцев, не говоря уже о поляках или немцах. Новые цены на энергоресурсы и закрытие нефтяного оффшора помешали превысить темпы роста основных показателей, но очевидных количественных провалов нет. Промпроизводство выросло на 8,2% - это на 4 п.п. меньше, чем в январе-сентябре 2006г., но сказались новые цены на энергоносители. Инвестиции в основной капитал увеличились на 16,6%. В парадигме планового хозяйства тоже неплохой показатель - в 2 раза меньше, чем за три квартала 2006г., однако все равно в рамках утвержденного прогноза.

Получилось у правительства и со стимулированием внутреннего спроса. Розничный товарооборот увеличился на 16% (за три квартала 2007г. пива куплено на 25,4% больше, чем за аналогичный период 2006г., водки - на 14,2%, обуви - на 23,3%, туристических услуг - на 29,4% больше). Неплохо с экспортом - рост на 16,2%. Правда, 78% прироста стоимостного объема обеспечено за счет роста цен. Даже грузов в физическом выражении перевезено больше на 7,1%. Доходы бюджета за три квартала составили небывалую сумму в Br30,1 трлн., а баланс бюджета уверенно удерживался на уровне 3,9% ВВП.

Не была забыта и социальная ориентация. Реальные денежные доходы за три квартала по сравнению с аналогичным периодом 2006г. выросли на 16,2%, а реальная зарплата - на 10,2%. Официально безработица не увеличилась, а инфляция в 5,4% пусть и выше прошлогодней на 2,3 п.п. (за три квартала), но пока непосредственно не угрожает стабильности вкладов. Кстати, по сравнению с началом года они тоже выросли на 21,9%. Доверие населения почти в $4,5 млрд. вкладов - весомый аргумент Совмина в пользу проводимой им политики. Правда, за рамками анализа остается то, куда банки потратили, вернее вложили, эти ресурсы.

Таблица

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

Под ужесточающимся энергетическим прессом музыкальная гармония планового хозяйства Беларуси быстро превращается в какофонию. По сравнению с 8 месяцами 2006г. дефицит внешнеторгового товарного баланса увеличился в 2,2 раза - до минус $2,36 млрд. Дефицит в торговле товарами с Россией составил $4,73 млрд. - на 10,8% больше, чем в январе-августе 2006г. Дефицит финансируется за счет дорогих внешних заимствований и уже в конце следующего года будет заметно влиять на гибкость фискальной политики.

Минфин продолжает перерас-пределять через консолидированный бюджет более 50% ВВП. Ему приказывают снижать налоги, а он предлагает в 2008г. повысить НДС до 20%. Качество налоговой системы точно описал сам глава государства: «Сегодня все - от рядового бизнесмена до директора крупного предприятия - жалуются на то, что они должны содержать по пять бухгалтеров, чтобы разобраться в налоговых инструкциях».

Вновь звучат декларации о недопустимости «дополнительных поборов на предпринимательский сектор», о том, что «тянуть бездельников» больше никто не будет. Однако статистика говорит об обратном. Если под бездельниками понимать предприятия, генерирующие долги, складские запасы и замороженные активы, то их число в экономике растет. На 1 октября складские запасы превысили Br3,3 трлн., увеличившись за год на 32,7%. Еще быстрее росли остатки задолженности по выданным кредитам - за год на 52,1%. Быстрыми темпами продолжала расти дебиторская (до Br22,6 трлн.) и кредиторская (Br29,4 трлн.) задолженность. Рентабельность также ухудшалась гораздо быстрее, чем в прошлом году. Темпы падения по продажам составили 13,4%, в целом - 14,2%. Очевидно, что предоставляемые государством инвестиционные ресурсы не идут на пользу госпредприятиям. Не могут чувствовать себя в безопасности банки. Ликвидность им с неба тоже не падает, а Россия так и не предоставила льготный миллиардный кредит.

* * *

За ухудшением качественных показателей экономики с тревогой следят в Нацбанке. В нынешнем году он резко замедлил скорость увеличения денежной массы, но это вполне разумное поведение не нашло поддержки у Совмина. Если в январе-августе 2006г. темпы роста рублевой денежной массы М2 по сравнению с аналогичным периодом 2005г. составили 57,1%, то в нынешнем году этот показатель составил 22,7%. Очевидно, что Нацбанк самостоятельно не может провести адаптацию страны к новой энергетической реальности. Его временные достижения в виде снижения инфляции и роста резервов могут быть разрушены не очень любящим считать деньги Совмином.

Еще год назад острый открытый конфликт между этими ведомствами был невозможен. В нынешнем году Совмин сделал акцент на кредитную экспансию, удешевление кредитов и административное стимулирование внутреннего спроса. Из всех прогнозных показателей он выбрал выполнение количественных (ВВП, объем промышленного производства, инвестиции), в Нацбанке же предпочитают качественные индикаторы. В сложившейся ситуации если Совмин выполнит свои показатели, то Нацбанк провалит свои. Отсюда неизбежное ужесточение конфликта.
Добавить комментарий
Проверочный код