Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (614) 05 ноября 2007 г. Общество

Бедные, но гордые

05.11.2007
«Экономия влияет на изменение вкуса»

Евгений КЕЧКО

В последний день октября отмечался Международный день экономии. Несмотря на то, что идея праздника родилась почти 20 лет назад в буржуазном Милане на специализированном конгрессе работников сберегательных касс, в Беларуси по ряду причин этот день смело можно отметить красной календарной датой.

Этому способствует изданная летом президентская директива N3 («Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства»). Ко всему прочему последний день месяца - идеальная дата для подобных торжеств. В этом корреспондента «БелГазеты» окончательно убедил поход за покупками на один из столичных рынков.

Белорусы привыкли приобретать на рынках все необходимое - от фруктов и стиральных порошков до зимних курток и мобильных телефонов. Потому что они слишком гордые, чтобы заниматься шопингом в second hand, но в то же время недостаточно богаты, чтобы оставлять деньги в специализированных магазинах и отделах гипермаркетов. Причем на том же рынке можно приобрести такую же вещь, а потом хвастаться соседке: «Я на туфлях сэкономила Br30 тыс.».

Впрочем, тяжелая экономическая ситуация научила белорусов экономить и на рынках. Возле одной из торговых точек мама отчитывала дочку, купившую юбку за Br60 тыс.: «Дуреха, не могла хотя бы тысячу выторговать». Дочка прошипела в ответ: «Перестань, это же стыдно». «Тут сэкономишь, там пойдут на уступки - и домой поедешь не на троллейбусе, а на маршрутке», - не унималась мать.

Неподалеку компания студенток выбирала джинсы. «Дешевле всего выбирать вещи на нашем полоцком рынке», - констатировала иногородняя девушка, заодно пояснившая, почему иногда обновляет гардероб в столице. «Дома лучше всего затариваться, когда идешь на свадьбу или хочешь купить много новых вещей. Тогда разница выглядит существенной, но ехать в Полоцк только за джинсами - на дорогу больше отдашь».

Сами продавцы уже давно не удивляются слабой платежеспособности покупателей и разделили их на три большие группы: рабочий, студент и пенсионер. Причем большинство торговцев точно знает, когда следует ждать наплыва посетителей. «Правильно придумали, что Днем экономии сделали последний день месяца. Люди в эти дни даже на проезде экономят - пешком несколько остановок идут, потому что зарплату выдают позже, - шутит бойкий продавец детской одежды. - В последнее время люди неожиданных покупок делают все меньше. Если пришли за чем-то определенным, только то и купят. Детский комбинезон не возьмут даже за смешные деньги, т.к. эта покупка запланирована на следующий месяц. На моей точке трудно работать: находится в самом начале рынка. Стоишь, распинаешься, а в ответ слышишь: «Мы только пришли, хотим посмотреть все». А если и надумают покупать, практически всегда начинают разговор с возможной скидки».

Существует определенная группа товаров, на которые даже самые скупые покупатели стесняются просить скидку. «Покупайте китайские носки - все по Br2 тыс., а качество не хуже, чем у брестских, которые на Br200 дороже». - «Носки «Наташа» - тоже китайские?» - «Конечно. Китайцы не только научились все делать, но и выучили язык потребителей своих товаров», - неуклюже пытается отшутиться продавец.

Зимние шапки и куртки, по заверениям многих продавцов, российские. Правда, одна женщина раскололась: «Привозят из России, а где производят, поставщики не уточняют. Хотя покупателей этот вопрос меньше интересует, чем цена. Узнают ценник - и практически во всех случаях меряют самый дешевый товар: экономия заметно влияет на изменение вкуса».

У торговцев обуви проблем еще больше - люди не могут заплатить за то, что без проблем покупали год-два назад. Это связано с повышением налоговой ставки на ввозимую польскую и турецкую обувь. В результате самый удобный вариант для экономных белорусов - китайская обувь из прессованной кожи. Носится недолго, но стоит приемлемо, помогая продавцам заработать не с наценки, а с оборота. Хотя продавец Виталий утверждает, что некоторые белорусы, зарабатывающие по Br700 тыс., не жалеют на качественную обувь Br200 тыс.: «Зато они уверены, что такие ботинки будут носиться едва ли не 10 лет. Мы же своим покупателям рекомендуем сразу купить несколько пар и носить по очереди, тогда эффект экономии будет более существенным».

Виталий соглашается, что экономный покупатель - хитрый покупатель: «Некоторым нужны классические туфли: сходить на свадьбу, на юбилей. Они считают, что больше им эта обувь не понадобится, а хранить в кладовке или шкафу - жаба задушит. Поэтому народ сходит на торжество, назавтра подержит туфли над включенной газовой конфоркой - подошва немного отклеится. А затем приходят к нам с претензиями: «Смотрите, всего один раз надел». Некоторые поступают еще хитрее: самый простой способ создать механический брак - немного разжать замок. С такими случаями сталкиваемся чаще всего. Но наивные покупатели не понимают, что продавцы довольно легко могут отличить механическое повреждение от производственного брака. Если мы видим, что клиент к дефекту напрямую не причастен, возвращаем полстоимости покупки и делаем бесплатный ремонт, в противном случае отправляем обувь на экспертизу, которую оплачивает проигравшая сторона».

Люди часто приходят на рынок не только купить новую вещь, но и починить старую. В пункте пошива одежды и ремонта обуви работы больше, чем у некоторых продавцов. «Стандартных заказов у нас нет: покупатели не только укорачивают только что купленные джинсы и ушивают юбки, но и приносят старые вещи», - делится впечатлениями о работе администратор. «Самое интересное, что порой молодежи у нас бывает больше, чем людей пенсионного возраста. Просто молодые люди любят качественно погулять, а назавтра приносят порванные куртки или поехавшие по шву брюки, ведь на новую вещь родители не всегда могут дать денег. Иногда даже пытаются торговаться, хотя у нас есть установленный прейскурант». Корреспондент «БелГазеты» внимательно изучил этот документ и понял, что расслабляться с друзьями надо размеренно. Ведь за установку обыкновенной кнопки-застежки с тебя возьмут Br1,5 тыс., а это, выражаясь языком ранее встреченной мамаши, вернуться в редакцию на маршрутке. Экономия - штука заразительная.

ТОР-10 ТОВАРОВ ДЛЯ ЭКОНОМНЫХ (зимняя коллекция)

1. Носки, 80% хлопка. Китай. Br2 тыс.

2. Ночная рубашка, женская, утепленная, приемлемый выбор оттенков. Россия. Br10 тыс.

3. Шарф шерстяной. Китай. Br8-10 тыс.

4. Шапка зимняя на байке. Россия. Br10-25 тыс.

5. Джинсы, модель 2005г., Турция. Br45 тыс.

6. Зимние ботинки мужские. Искусственный мех, прессованная кожа, устаревшая модель из стран третьего мира. Br65-70 тыс.

7. Джемпер полушерстяной. Турция. Br45 тыс.

8. Куртка зимняя, двойной слой синтепона, «хорошо носится как осенью, так и зимой». Россия.

Br110 тыс.

9. Детский комбинезон зимний с искусственным мехом. Польша. Br75 тыс.

10. Перчатки кожаные с искусственным мехом. Россия. Br12 тыс.
Добавить комментарий
Проверочный код