Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№44 (614) 05 ноября 2007 г. Экономика

Проверка рублём

05.11.2007
Вентспилс калий теряет, Клайпеда подбирает

Ольга МИКША

Текущий год показал, что даже полувековые традиции транспортировки белорусских калийных удобрений через Вентспилсский порт могут быть пересмотрены, если они становятся экономически невыгодными. По итогам трех кварталов Вентспилс и Клайпеда перегрузили примерно равные объемы калия, а значит, Литва выиграла у Латвии 1 млн. т.

Когда в начале года в латвийской прессе появились тревожные публикации о заметном снижении транзита белорусских калийных удобрений через Вентспилс, председатель правления стивидорной компании «Калия паркс» Николай Баштовой в интервью «БелГазете» бодро сообщил, что, мол, «рано бить в колокола, год покажет». Девять месяцев показали, что через Вентспилс и Клайпеду перегружено по 2 млн. т удобрений, и для литовского порта это стало 180-процентным ростом к показателям прошлого года. Латвия, соответственно, практически столько же потеряла: например, в 2005г. за этот же период через терминал «Калия паркс» уже было перегружено 2,8 млн. т. Поэтому на проходившем в начале октября в Риге третьем белорусско-латвийском инвестиционном форуме Баштовой с презентацией не выступал, от интервью отказывался и лишь в кулуарах грустно заметил, что по итогам года «даже 3 млн. не будет».

БЫЛО ДОРОЖЕ, НО ЛУЧШЕ

Латвийское транспортное плечо всегда было длиннее и дороже литовского, однако раньше Вентспилс брал более развитой инфраструктурой: здесь глубина причалов больше, чем в Клайпеде, скорость погрузки выше, можно хранить большие партии удобрений и отправлять крупнотоннажные суда. Это было неоспоримым преимуществом примерно до 2005г., когда Клайпедский порт углубил собственный канал, построил новый мощный терминал и также смог принимать «панамаксы» дедвейтом до 60 тыс. т. Когда появилась альтернатива Вентспилсу по инфраструктуре, в Беларуси пристально всмотрелись в тарифы обоих портов и увидели: при транспортировке в Латвию «Беларуськалий» переплачивает почти $5 на тонне удобрений. С учетом стремительного роста цен на калийные удобрения по всему миру, продавец и покупатель сейчас весьма заинтересованы в том, чтобы найти оптимальную логистическую цепочку для поставки и максимально сэкономить на транспортировке. В частности, в конце 2006г. спотовые цены FOB Балтика на стандартные удобрения составляли $142-180/т, в конце июня 2007г. - $167-205, в конце сентября - $167-260 (с учетом действующих и вновь заключаемых контрактов). Кроме того, по оценке аналитиков, до конца текущего года цены на калий подрастут еще примерно на $30/т.

В ходе форума руководитель проектов «Калия паркс» Улдис Лукашонокс рассказал, что терминал позволяет производить ускоренную погрузку до 5 тыс. т/час - это вдвое быстрее, чем у конкурентов, что позволяет сэкономить до $15/т на фрахте крупнотоннажных судов. Однако особо крупные партии на суда дедвейтом 75 тыс. т (какие еще не могут зайти в Клайпеду) грузят не так часто - в основном такие суда уходят в Китай и Америку.

Лукашонокс подтвердил, что, даже несмотря на впечатляющие возможности терминала, порт теряет объемы перевалки удобрений. Одной из главных причин он назвал высокие тарифы на транспортировку по железной дороге: перевозки по Белорусской железной дороге в направлении Латвии на $3/т дороже, чем в направлении Литвы. При этом он высказал парадоксальную мысль: «Эти расходы не следует учитывать в расчетах, поскольку они остаются в доходе белорусского госпредприятия». Тем не менее, по оценке исполнительного директора компании «Белнефтехим Балтик» Владимира Демидова, транспортировка по территории Латвии оказывается на $2/т дороже, чем по территории Литвы.

ДОРОГАЯ ЖЕЛЕЗКА

По мнению представителей стивидорной компании, порт проигрывает конкурентам именно из-за железнодорожных тарифов. Кстати, в ходе заседания межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Беларусью и Латвией наиболее острую дискуссию вызвали тарифы на услуги железных дорог обеих стран. По словам представителя Латвийской железной дороги Юриса Вагилса, стоимость бригады локомотива БелЖД в час практически равна латвийской, и в целом тарифы Белорусской железной дороги приближаются к латвийским. Однако, как отмечают эксперты, удельный тариф перевозки тонны калийных удобрений по Беларуси оказывается почти втрое выше, чем по Латвии. В результате позиция латвийских железнодорожников в отношении сотрудничества с белорусскими коллегами примерно такова: снижайте сначала вы, потом мы. Практически все участники логистической цепочки транзита белорусских калийных удобрений из Солигорска в Вентспилс согласны с тем, что лучше всего было бы договориться о сквозных тарифах, но достичь этого пока не удается.

В ходе форума министр экономики Беларуси Николай Зайченко отметил, что Вентспилсский порт является лучшим для перевалки белорусских калийных удобрений, поэтому для сохранения привлекательности этого направления будет создана рабочая группа по выработке оптимальных тарифов на транзит отечественных грузов.

Министр отметил также высокую заинтересованность латвийской стороны в создании совместных предприятий по транзиту и перевалке белорусских грузов. Такой мессидж звучал практически в каждом выступлении на секции «Транзит и логистика»: «Инвестиции из Беларуси в Латвию могут быть не только в виде денег, но и в виде гарантированных грузов, что приносит общую прибыль совместному предприятию логистики на территории Латвии. Такие совместные предприятия всегда планируют, где лучше получать прибыль, и такая оптимизация дает хорошие результаты», - в частности, отмечает Латвийское госагентство инвестиций и развития. Наличие собственного терминала в порте позволяет продавцу гибко реагировать на изменение конъюнктуры мирового рынка: купить дешевле, дождаться удобного момента для продажи, бесплатно хранить груз на берегу и т.п. Однако Беларусь уже ощутила результаты от обострения конкуренции балтийских портов и не торопится остановить свой выбор на одном из них.
Добавить комментарий
Проверочный код