Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№44 (614) 05 ноября 2007 г. Дом

«Это было что-то марсианское»

05.11.2007
 

Марина ГУЛЯЕВА

№ 44 [614] от 05.11.07 - Она напоминала лягушку. С упитанными лапками, настоящую ярко-зеленую лягушку, присевшую в прыжке. Несмотря на всю неожиданность образа в данном контексте, ощущение движения было настолько точно зафиксировано, что ты задумывался: а ведь она сейчас действительно прыгнет…

На самом деле это была заправочная станция компании Tatneft, спроектированная белорусскими дизайнерами.

Недавно в Баварии был построен завод по белорусскому проекту. Компания EHRLE (производство автомоек высокого давления) скрупулезно отбирала предложения европейских дизайн-бюро, но в результате остановилась на белорусском. Обозреватель «БелГазеты» посмотрела последние проекты Shihkoff Brand Center и поговорила с Алексеем ШИШКО о «легкой» архитектуре и «веселом» городе.

СПРАВКА «БелГазеты». Алексей Шишко в 1991г. окончил Минское художественное училище им. Глебова, в 1996г. - Белорусскую академию искусств (объемный дизайн). С 1994г. работал в компании VDStudio (ныне VDS) - сначала ведущим дизайнером, затем директором по перспективным проектам. Сейчас занимается бренд-консалтинговой деятельностью. Сотрудничал с «Белоруснефтью», НК «Лукойл», «Роснефтью», TNK-BP, WOG, Tatneft, «Московской Топливной Компанией», «Сургутнефтегазом», гипермаркетом «Гиппо», ТЦ Maximus, Mebelville, Lada, UAZ, VW, EHRLE, M8, Master, Sun Cafе, ТЦ «Град», птицефабрикой «Белоруснефть-Особино».

- Я хотел заниматься живописью, но, поступив на отделение дизайна Академии искусств, вдруг вспомнил, как еще в четыре года рисовал невероятные фантастические города, странные летающие автомобили и вообще увлекался изобретательством. Больше всего мне нравится работа с архитектурой, потому что это то, что видит большое количество людей. Какой бы классной ни была модель телефона, она останется выбором ограниченного числа потребителей…

- Хотите славы?

- Нет, слава здесь ни при чем. Мне просто хочется сделать наш город более веселым. Он такой серый и унылый, а хочется видеть его совсем другим!

- Английский журналист, статью которого недавно перепечатала «Советская Белоруссия», сравнил Минск с Парижем.

-
Я был в Париже раз пять или шесть, как и во многих других европейских городах. Помимо классического Парижа есть еще другой Париж - «Де Фанс». Наш город интересен и уникален своей сталинской архитектурой, но есть огромное количество страшненьких серых домов, огромных унылых заводов и учреждений. Сейчас в Минске много строят, и по некоторым объектам видно, что ими занимаются профессионалы. Хотелось бы, чтобы такого было больше. Проблема в нехватке специалистов, талантливых архитекторов, в маленьких бюджетах и определенном непонимании со стороны чиновников. Поэтому у нас бетонная, тяжеловесная архитектура, а не легкая, из современных материалов. То, что можно сделать из стекла и металла, у нас до сих пор делается из бетона и кирпичей. Многие просто не знают, какие есть современные материалы.

- Уже есть идеи, как сделать город «веселым»?

- Куча идей! Скажем, городская мебель. Посмотрите (показывает портфолио) - это просто красивая и удобная скамейка. Такие уже стоят в городе, но всего лишь в нескольких местах. Остальное - «лавки», просто непонятно, как и для кого они делаются. Видимо, все дело в том, что определение «дизайн» существует всего лет десять, и даже сейчас не очень востребовано. Но раньше было понятие «техническая эстетика», которой часто занимались люди, не имеющие художественного образования. Это были грамотные, хорошие инженеры, конструкторы. Но дизайнер - совсем другая профессия, что не все и не всегда понимают. Именно поэтому очень многие наши дизайнеры востребованы на Западе, а не в Беларуси.

(Переворачивает страницу.) А вот это мусорка - как нам кажется, она должна быть такой. Ведь на то, что стоит на улицах, просто страшно смотреть! Наши урны есть возле некоторых минских гипермаркетов и АЗС, но вообще они стоят на АЗС по всей России. К сожалению, наш рынок невелик - из всего объема заказов только 5% мы делаем для Беларуси.

- Как вы сами охарактеризуете фирменный стиль работы компании?

-
Конечно, мы используем элементы «техно» и «хай-тек». Чистые, лаконичные формы, легкость, движение, полет. Надо чаще отрываться от земли или хотя бы смотреть на небо. В землю мы всегда успеем.

И потом, архитектурные проекты, дизайн чего бы там ни было нельзя делать сегодняшними, современными, потому что сегодня моментально станет вчера. Нужно делать будущее.

А вот это заправочные станции компании «Аэро». Клиент любит самолеты, вот мы и сделали. Сейчас по Питеру их около двадцати.

Для компании «Белоруснефть» мы тоже придумали своеобразный стиль - видите, какая «птичка» стоит? Мы полностью разрабатываем бренд-бук, который включает в т.ч. стиль корпоративной архитектуры. Если оценивать весь набор корпоративных символов - значки, логотипы и т.д., - то ничто так не работает, как корпоративная архитектура. Причем работает постоянно, ежедневно. И это понятно: по «одежке» встречали, встречают и будут встречать. И пример «Оргнефтехима» четко демонстрирует, как региональная компания из структуры концерна вышла на рынок - благодаря своему бренду, у нее очень многое изменилось. «Оргнефтехим» возглавляет удивительная женщина, г-жа Бабаева, ничего не боится! На ее объекты президент приезжал, немцы приезжали, многие наши клиенты из Москвы, и все удивляются, как такое может быть в Беларуси!

Сегодня многие понимают, насколько важно иметь свой стиль и обновлять его. Даже у не очень лояльного к какой-то компании клиента, когда он видит ее изменившийся стиль, возникает мысль: может, у них что-то новое?..

- На что вы в первую очередь опираетесь, создавая фирменный стиль?

- Самое главное - встреча с первым лицом компании. Важно без посредников услышать, чего хочет компания. Тут, конечно, не обойтись без психологии и понимания характера человека.

- Бывает так, что человек вам неинтересен? Вы продолжаете работать в этом случае?

- Если люди отказываются воспринимать наши идеи, не хотят быть смелыми, мы вынуждены отказываться. Для художника нет ничего страшнее, чем делать то, что тебе не нравится. Работа должна нравиться, тогда она будет получаться.

- Есть особенности работы с клиентами из разных стран?

- Фантастические особенности! Почему у нас все так уныло и тяжело? Не хочу никого обидеть, но дизайн нашей «гордости», белорусских автопроизводителей, так давно требует творческого развития и обновления! Уже многие сегодня понимают, что дизайн - это серьезное оружие в конкурентной борьбе. Грубо говоря, если первый продукт красивый, а второй - кривой по той же цене, то скорее купят первый. А дизайнер не просто делает красивую вещь, он делает ее удобнее, комфортнее и, безусловно, с учетом экономической эффективности. Дизайнеры - это люди, которые играют огромную роль в экономическом развитии страны. Они создают портрет страны на внешних рынках. Я порадовался, когда увидел в Таиланде трактор «Беларус». Но потом рядом появился японский, и это, конечно впечатлило. Это было что-то марсианское! Огромный робот, управляемый одним джойстиком! Дизайн - это вообще для людей, чтобы человеку проще и красивее жилось.

Дело не в том, что у нас нет дизайнеров - у нас их слишком много, любой начальник считает себя специалистом. И потому он может сказать: «Возьмите значок из пятого варианта и соедините с логотипом из первого!» К сожалению, низкая компетенция и недоверие не дают воплотиться многим идеям. Когда мы увидели уже воплощенный наш проект в Германии, то просто не поверили своим глазам: один в один! При этом не было ни одного звонка и вопроса: проект был согласован и воплощен! Все!

Дизайнер хочет, чтобы ему доверяли как специалисту, ведь каждый должен заниматься своим делом.

Конечно, многое зависит от уровня профессионализма. И все же хочется, чтобы люди хотя бы верили дизайнерам. Чтобы рискнули сделать это хоть один раз.
Добавить комментарий
Проверочный код