Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№42 (612) 22 октября 2007 г. Тема недели

Deus ex Mercedes

22.10.2007
Боги машин

Виктор МАРТИНОВИЧ

Когда в сюжете античной трагедии наступали «вилы», а фантазии драматурга не хватало на то, чтобы распутать им же самим закрученный сюжет, на сцене появлялся deus ex machina - «бог из машины», не хуже Брюса Уиллиса разруливавший ситуацию. Для многих из нас поход на авторынок к перегонщикам был способом завершения сюжета с покупкой авто. Указ N503 знаменует закат эпохи белорусских «богов машин».

Рано или поздно это все равно должно было произойти. И дело даже не в экономике, которой у нас чаще всего объясняют любой социальный феномен. Как это бывает, в данном случае за экономикой стояло куда более глубокое обстоятельство, сходное с социальной чуждостью класса индивидуальных предпринимателей сильному и процветающему белорусскому государству. Очевидно, что по своей природе перегонщики были еще больше удалены от государства и, вопреки ему, существовали еще в более автономном состоянии, чем ИП. Они не просто делали что-то в измерении, параллельном БРСМ, ОО «Белая Русь» и Национальному собранию.

Они ничего не отстегивали на существование телевизионно-благополучного измерения государства, на территории которого они промышляли. И если ИП были поставлены в зависимость от структур этого же государства, боялись налоговой, КГК, общества защиты потребителей и пожарных, то перегонщики не боялись ровным счетом никого, маскируясь под обычных граждан, продающих очередную подержанную «тачку». И как ни старались Национальное собрание и другие органы власти, какие бы законы, декреты и указы ни создавали, перегонщикам всегда удавалось придумать очередной способ остаться на плаву, делиться с государством только деньгами за «растаможку».

По сути, они давным-давно превратились в отдельную народность кочевого типа, вроде цыган в Румынии. У них были места постоянных стоянок (авторынки). У них были устойчивые маршруты кочевок: Гродно-Минск (малое кочевье), Каунас-Минск (среднее кочевье), Берлин-Минск (большое, самое выгодное, кочевье).

МАШИНЫ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

(типология белорусских автолюбителей)










У них были свои народные костюмы: повседневный (черный Аdidas с белыми полосками на рукавах, «полуаляска» с пуховой оторочкой - зимой, черные кроссовки Puma, черная кепка) и парадный, в котором они выходили на рынок (темно-синий Adidas с белыми полосками на рукавах, «полуаляска» с пуховой оторочкой - зимой, белые кроссовки Puma, белая кепка).

Наиболее опытные из них при сбыте автомобиля могли отказаться от своих культурных корней и переодеться «обычным человеком», чтобы не отпугивать потенциального покупателя своей принадлежностью к секте «богов машин», отношение к которым у отдельных потребителей было не менее пугливым, чем к уже упомянутым цыганам.

У них была своя музыка: Михаил Круг - когда настроение боевое, едешь на закуп за границу, «Золотое кольцо» - когда тачку уже купил, границу пересек, на расслабоне катишься домой, никаких стремов уже не предвидится и душа просит лирики.

У них была иерархия: гнавшие тачку из Польши или Литвы «перегоны» считались куда более привилегированной кастой, чем «перекупы» - те, кто покупал тачку в Гродно или Бресте и продавал ее на $300-500 дороже. «Перекупам» приходилось «марафетить» автомобиль, доводить его до ума, т.е. опускаться до грубого физического труда, который «богам машин», людям в глубине души романтическим, любящим свист ветра в приоткрытых боковых окнах и дорогу, уходящую за горизонт, противопоказан.

У них была своя религия, свои мистические обряды. Вера «перегонов» - сочетание традиционного православия и языческих ритуалов огня и воды. С одной стороны, у руля частенько можно было увидеть маленький бумажный иконостас, изображения святителей, помогающих в пути. С другой, когда машина вообще не продается, «перегон» обходит ее три раза со свечой и капает несколько капель парафина на капот (капли нельзя стирать до продажи). Они верят, что счастливая свеча человеку дается одна на всю жизнь, поэтому, если находят вдруг такую, после которой все машины «улетают», как только приедешь на рынок, берегут ее на самый крайняк. Некоторые из них верят в силу святой воды, пусть даже в данном случае она не исцеляет, а помогает сбыть, т.е. служит цели не совсем христианской.

Кроме того, конечно же, любой духовно продвинутый «перегон» верит в одушевленность своей машины, разговаривает с ней, как цыган с конем, и точно знает, что нужно шепнуть, чтобы она завелась, когда состояние аккумулятора этого вроде как не предполагает.

Существование народности, способной добывать деньги из Дороги, пусть даже эта Дорога находится на географической территории Республики Беларусь, очевидно, противоречило базовым идейным установкам сильной и процветающей. Ибо в основе официального подхода к самобытности лежит идея о том, что государство и его институты являются факторами, фундирующими эту самобытность. Самобытности в отрыве от государства существовать не должно. Самобытность должна существовать на бюджетные деньги и каждым своим вздохом прославлять Конституцию и законы.

Симптоматично, что свободолюбивых «перегонов» стремятся превратить именно в ИП - запуганных, прижатых каждым отростком от древа власти, который только существует, включая вахтеров в зданиях, где они пытаются снимать комнатушки. Это как если бы ветерану войны в Чечне рекомендовали должность в окружении Кадырова.

«Перегон» с удостоверением ИП - это даже не «перекуп», это какой-то «менеджер среднего звена», причем в понимании Сергея Шнурова, песенное творчество которого «перегоны», кстати, очень любят. И покатятся скоро по европейским дорогам автовозы с белорусскими номерами - явление чрезвычайно редкое в эпоху «богов машин», вывозивших своими руками, за рулем, почти всю потребность РБ в подержанных автомобилях…
Добавить комментарий
Проверочный код