Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№40 (610) 08 октября 2007 г. Накоротке

Мария Дорошевич: «Они стараются ухватить свой кусок знаний»

08.10.2007
 

Татьяна КАРЮХИНА

№ 40 [610] от 08.10.07 - 5 октября в ходе онлайн-конференции на сайте Белтелерадиокомпании министр образования Александр Радьков высказался против международных обменов школьниками, сообщив, что ученик должен получить системное общее среднее образование в своей стране. Будущий преподаватель истории, студентка-первокурсница Мария ДОРОШЕВИЧ с ним в корне не согласна. Успев дважды по обмену посетить Францию, она возражает: «Мир такой большой, нельзя отгораживаться от других стран».

«Обучение по обмену полезно как для учеников, которые едут за рубеж, так и для тех, кто общается со сверстниками-иностранцами здесь: наши преподаватели много расспрашивали французских школьников, приезжавших сюда, о том, на чем строится их система образования, и вводили новые методы. А мы постигали разговорный французский: ведь нашим школьникам преподается классический язык, и, оказавшись во Франции, мы не сразу понимаем носителей языка».

Министр Александр Радьков признался, что в свое время был противником программы американских общественных организаций «Флэкс» и «не дал добро на то, чтобы ученики 10-11-х классов поехали учиться в американские школы, поскольку не было прописано, какие у них программы, где они будут жить, кто будет заниматься их воспитанием, к чему их готовят». «Так не бывает, - возражает Мария. -Практика обменов такова, что если я еду на стажировку за границу, то я точно знаю, в какой семье буду жить. Мы обычно ездили во Францию в конце октября, а подготовка начиналась еще в сентябре: высылались анкеты, согласовывались программы».

ОБ ИДЕОЛОГИИ И ЛИЧНОСТИ

Конечно, система обучения на Западе отличается от отечественной. «У нас, - говорит Мария, - преобладает идеологический аспект: еще на подходе к классу видишь красно-зеленый флаг, заходишь - над доской герб, в рамочке под стеклом текст гимна. У французов тоже не без этого, но все завуалировано. Только однажды в классе по рисованию я видела рисунки, выполненные в цветах французского флага».

Когда Марию спрашивают, правда ли, что программа обучения за границей упрощена донельзя, она возражает: «Их программы действительно проще: учеников не загружают специальными знаниями, которые им не понадобятся в будущем. Для того и существует университет, чтобы получать глубинные знания. Но в этом подходе есть резон: западная система принимает за аксиому, что каждый человек - пусть он еще школьник - личность и сам отвечает за себя: не хочешь - не учи, ты в ответе за свое будущее».

«Есть жестко фиксированный перечень обязательных учебных предметов (необходимыми для работы и дальнейшего образования считаются, например, математика, французский язык и литература, иностранные языки). А все остальные курсы можно добирать, как бусинки, нанизывать их на свою индивидуальную программу. И в этом есть свои плюсы: не каждому нужен греческий или латынь, но некоторые хотят связать свою жизнь с филологией или медициной».

Для Марии большим шоком стало «отношение французских сверстников к учебе». «Они усердно работают, чтобы устроить свою жизнь. Я поймала себя на мысли, что отношусь к учебе проще: мы привыкли думать, что ходим в школу для кого-то другого. А они стараются ухватить свой кусок знаний и, хотя никто не заставляет их делать домашние задания, их почти не проверяют, старательно занимаются: наверное, потому, что им самим это нужно.

Французские сверстники могли после уроков сходить в школу на дополнительные занятия, вернуться домой и после часового перерыва снова взять сумку и отправиться грызть гранит науки. Я понимала, что не способна на такие подвиги»
.

О НЕВОЗВРАЩЕНЦАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ

Некоторые государственные мужи высказывают мнение, что возможность учиться за границей способствует «утечке мозгов», но Мария Дорошевич считает иначе. «Да, там иногда кажется, что ты умнее всех: в пятом классе ты знаешь больше, чем они в одиннадцатом. И думаешь: «Ух, я бы тут таких высот добилась!» Но не многие наши соотечественники поступают во Франции в университет. И даже далеко не все французы. Это только кажется, что ты знаешь больше».

Среди знакомых Марии нет тех, кто бы сознательно стремился остаться в другой стране - любой ценой, пусть даже нелегально. Несколько ее приятельниц живут за границей, «но это те, кто вышел замуж за иностранца».

Она считает, что студенты-невозвращенцы чаще встречались среди тех, кто впервые побывал за границей 10-15 лет назад: Запад был закрыт для них, и все было в новинку: «А я знала, куда еду, -я имела представление о том, как устроена жизнь во Франции, для меня ничто не стало сюрпризом».

«Там можно устроиться на работу и без диплома, но что это за работа будет? В ресторане заказы принимать и еду разносить я и тут могу. Остаются и нормально устраиваются там те, у кого есть возможность платить за обучение в вузе. Есть авантюристы, которые оседают на заправках, работают официантками и продавцами мороженого. Во Франции находят себя художники и люди науки: им там проще проявить себя».

О РАСХОДАХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ДНЕВНИКАХ

Вопрос «Во сколько обходится родителям обучение ребенка за рубежом?» на несколько минут заставляет Марию замолчать. Считает. «Довольно дорого: не менее 280 евро на дорогу (кормят студентов обычно семьи, в которых они живут), а там - сколько дали: хоть пара сотен, хоть тысячи - все до последней копейки тратится на сувениры, на одежду в магазинах (к примеру, юбка в среднем стоит 20-30 евро). Все девушки из нашей группы оставили свои карманные деньги в бутике Ives Rocher».

Если ее как будущего преподавателя истории спросить, какую методику преподавания она предпочла бы внедрить в школах, западную или советскую, она сделает выбор в пользу эклектики. «От Запада я взяла бы индивидуальный подход к ученику: не стоит подводить всех под один стандарт, у всех разные способности и потребности. От нашей системы - контроль: если ученик не чувствует за собой контроля, он позволяет себе лениться и перестает учиться».

Узнав, что столичные школы начинают внедрение в практику электронных дневников, спецпрограмм, которые предоставляют возможность родителям ежедневно получать информацию об оценках и поведении их детей-школьников посредством SMS-сообщений или через интернет-сайт, она возмущается: «Я не хотела бы чувствовать за собой око родителей. Они, как правило, преувеличивают роль оценки: отметка - не всегда показатель знаний (на Западе к оценкам относятся проще). У меня в классе человека четыре просто стеснялись отвечать вслух».

ТОП-ТЕСТ

На прошлой неделе Марии Дорошевич пришлось столкнуться с «небольшим разочарованием» при подготовке к семинару по истории краеведения: «Не думала, что такой проблемой будет найти учебники - даже в университетской библиотеке не было необходимых книг». Ее не удивило, но разочаровало «поражение БАТЭ в матче с испанцами». Самым волнительным событием стало «интервью «БелГазете».

ПРОГНОЗ

Институт обязательного распределения выпускников просуществует еще не один десяток лет: и Марии, и ее «детям придется ехать по распределению». Многие студенты будут соглашаться работать в глубинке, «если будут хорошая зарплата, собственный дом, хорошие ученики или хотя бы просто ученики: в некоторых деревнях уже сегодня детей нет». Но «30% вернется в город».

БЛИЦ

- Вы поедете после университета в глубинку, если вас туда распределят? - А как же, у меня ведь не будет выбора: я учусь бесплатно. - Какая зарплата устроила бы вас? - Для начала - Br800 тыс. - Вы согласитесь работать за Br650 тыс., за среднюю зарплату учителя? - Я бы попыталась устроиться в лицей или гимназию, где платят больше.

- Сколько денег у вас уходит на карманные расходы? - Br10 тыс. в неделю. - Что может делать дипломированный историк, если не работать преподавателем?

- Устроиться экскурсоводом.

- Какой белорусский политик не вызывает у вас отторжения? - Я не знаю их. - Какая историческая фигура пришлась бы сегодня ко двору? - Моя любимая фигура - князь Витовт, при котором Великое княжество Литовское достигло пика своего развития. - Что такое гламур по-белорусски? -Я антигламуристка: розовые бабочки, блестки - не по мне. - Как отреагируете, если преподаватель начнет оказывать вам знаки внимания и делать недвусмысленные намеки? - Мне будет очень неприятно: очевидно, оценка по этому предмету не будет «отлично» или «хорошо».
Добавить комментарий
Проверочный код