Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№40 (610) 08 октября 2007 г. Личный вкус

Знаки «Зодиака»

08.10.2007
Кино в Минске

Игорь СУКМАНОВ

«Зодиак» (США, 2007). Режиссер Дэвид Финчер. В ролях: Джек Гилленхал, Марк Раффало, Роберт Дауни-мл., Брайан Кокс, Элиас Котеас, Хлоэ Севиньи.

На наших экранах демонстрируется первый «каннский» фильм маститого Дэвида Финчера, автора эпохальных триллеров и драм Se7en, «Бойцовский клуб», «Игра». Спустя двенадцать лет после фильма «Семь» Финчер нарушил данное себе слово и вновь обратился к сюжету о серийном убийце. Зодиак - прозвище реального маньяка, орудовавшего в окрестностях Сан-Франциско в конце 60-х гг. и так и не найденного полицией.

В основу фильма легла основанная на реальных событиях книга Роберта Грейсмита, карикатуриста и репортера газеты San-Francisco Chronicle, многие годы посвятившего поискам таинственного убийцы. Немаловажную роль в намерении реконструировать зловещие события сыграли детские воспоминания самого режиссера. В возрасте семи лет - символическая для Финчера цифра - он лично прочувствовал весь ужас ситуации, поскольку жил не просто в тех самых местах, но и в то же самое время, когда бесчинствовал Зодиак.

Поэтому дух Хичкока, как бы тривиально это ни звучало, в этой картине оживает отнюдь не в эксплуатационных целях. Финчер прибегает к действительному «хичкоковскому саспенсу» лишь однажды - в сцене, когда персонаж Джека Гилленхала проводит частное расследование и оказывается в доме человека, якобы знакомого с самим Зодиаком. Несколько фраз, брошенных в ходе беседы хозяином дома, наводят героя на кошмарную мысль, что перед ним настоящий убийца. Страх, порожденный мнительностью и подозрительностью, делает свое дело. И вот старомодная квартирка в мгновение ока преображается в обитель маньяка, а в безобидных действиях хозяина угадывается что-то действительно нехорошее. Мирная обстановка начинает источать молекулы страха. Она не на шутку пугает героя, а вслед за ним и зрителя. Этот экранный страх рожден не надуманными эффектами. Его природа лежит в сфере человеческой психики. В этом заключается одно из главных достоинств фильма «Зодиак».

Дэвид Финчер снял в Голливуде исключительно реалистическое кино. В наше время подобные фильмы уже большая редкость. Такие серьезные детективы с подтекстом снимали в Штатах в 70-е гг.

«Зодиак» не похож на жесткий, брутальный триллер в духе культового Se7en. Хотя к напряженному приему игры в кошки-мышки фильм все же прибегает. Таинственный убийца периодически шлет зашифрованные послания в редакцию San- Francisco Chronicle, чем заводит не только полицию, но и журналистов. В особенности карикатуриста Джона Грейсмита, который увлекается разгадкой тайны настолько рьяно, что едва не теряет душевный покой.

Тут хочется обратить внимание будущих зрителей фильма на одну важную для Финчера идею, чтобы потом, по окончании сеанса, вы не говорили: «Что за гадость этот ваш «Зодиак!» Два с половиной часа зритель буквально утопает в деталях расследования длиной в четверть века. В погоне за преступником следователи, журналисты сбиваются с ног, поддерживают одни версии, опровергают другие, но, по сути, не двигаются с места. Как детектив фильм не имеет разгадки, поскольку в действительности он не об изощренном убийце, а о тех людях, которые угробили годы жизни на его поиски. Финчера интересует, что происходит с теми из нас, кто не в состоянии найти ответ на поставленный вопрос, какого рода отчаяние берет верх над здравым смыслом и как, плутая в трех соснах, элементарно просто потерять над собой контроль. Таким образом «Зодиак» обращается к теме одержимости и бессилия человека перед лицом неразрешимых шарад, которые ему подбрасывает жизнь.

Как снято. Как задумал Финчер. Он решил снять фильм в духе газетной хроники и полицейских протоколов. Дешевому пафосу детективного жанра Финчер предпочел глубину анализа. Как заметил один французский критик, «на сегодняшний день «Зодиак» - лучший фильм Финчера. В нем есть только один изъян - он сверх меры безупречен».
Добавить комментарий
Проверочный код