Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Мы поможем Вам получить сертификат в минимальные сроки! Оптимальные цены
bestsert.ru
№40 (610) 08 октября 2007 г. Контекст

Николай Лозовик: «Иногда эта политизация просто зашкаливает»

08.10.2007
 

Виктор МАРТИНОВИЧ

Крайне бестолково прошли выборы в украинскую Верховную Раду. Мало того что к ним было допущено слишком много политических партий, а сама кампания проходила по излишне политизированной пропорциональной системе, мало того что избирательные комиссии были сформированы из представителей противоборствующих группировок, так еще и сам процесс подсчета голосов был превращен в дешевое, возмутительное шоу со сменой фаворитов по мере обработки бюллетеней.

Утром 1 октября по итогам обработки трети бюллетеней было объявлено о победе блока Юлии Тимошенко - БЮТа. На 2-м месте находилась Партия регионов, на третьем - президентский блок «Наша Украина - Народная самооборона». 2 октября, по итогам обработки 93% бюллетеней, лидировала уже Партия регионов Виктора Януковича (34,1% голосов), в активе у БЮТа было 30,8%, у «Нашей Украины - Народной самообороны» - 14,3 %. 3 октября, на третий день после голосования, бедный украинский ЦИК осилил наконец 99% бюллетеней. Число сторонников Януковича возросло на 0,1% - до 34,22%, в активе у Тимошенко осталось 30,8%, у Виктора Ющенко - 14,2%.

Решительно непонятно, зачем понадобилось целых три дня держать всю страну в напряжении! Почему украинский ЦИК не огласил нужные цифры через несколько часов после закрытия участков, как это делается в Беларуси?! И ведь не только Украину держали в напряжении, но и Россию, могучую и богатую природными ресурсами Россию! Москва пристально следила за ползучей победой «оранжевых», но подготовленный заранее собственный мощный аргумент (конечно же, газовый) смогла выложить только в среду, 3 октября, когда оглашенные итоги уже более или менее претендовали на окончательность.

Глядя на то, как премьерское украинское кресло все более «оранжевеет» и приобретает очертания хрупкой фигуры Юлии Тимошенко, «Газпром» выпалил: «Задолженность украинской стороны за поставки газа составляет более $1,3 млрд.». В случае непогашения долга в октябре монополист обещал «начать сокращение поставок природного газа для потребителей Украины». Главному укротителю «Газпрома» Виктору Януковичу был дан потрясающий шанс все-таки победить на выборах, хотя бы психологически. Но Юлия Тимошенко тотчас же использовала кремлевский газовый аргумент против самого Януковича: «Вы видите, насколько неискренними были Янукович и его правительство, и когда сейчас они практически отходят от власти, открываются ужасные примеры крупномасштабного воровства».

Словом, чудовищные, невероятные по своей неприятности последствия вызвали чересчур политизированные украинские выборы для политики и даже экономики страны. Не хватало, ох, не хватало там нашего, белорусского порядка! Впрочем, на выборах в соседней стране присутствовали наши люди. Один из столпов национального избирательного процесса - секретарь белорусского ЦИКа Николай ЛОЗОВИК - наблюдал за ходом кампании на Украине. И, кто знает, может быть, именно благодаря его незримому присутствию выборы там, в принципе, состоялись. Устроитель белорусских выборов согласился поделиться с обозревателем «БелГазеты» своим мнением о выборах украинских.

- С какими впечатлениями вы уехали из Киева? Можно ли сказать, что украинская избирательная система более совершенная и демократичная, чем белорусская?

- Ну, когда ж вы от Лозовика дождетесь слов о том, что белорусское законодательство или система выборов хуже, чем где бы то ни было еще! Я всегда говорил и повторю снова: белорусское законодательство, несмотря на свою молодость, позволяет избирателю сделать осознанный выбор. Не будем вдаваться в детали, обсуждать достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной систем. Но сама ситуация парламентского кризиса на Украине, потребность проведения досрочных выборов как раз и возникли в результате издержек той пропорциональной системы, по которой была сформирована предыдущая Рада.

По большому счету, даже нынешние выборы не ликвидировали противоречий, которые наблюдались в распущенном украинском парламенте. Нельзя сказать, что героическими усилиями президента была проведена кампания, разрешившая все противоречия. Думаю, там еще долго будут кипеть политические страсти.

Хотя в целом от организации избирательного процесса у меня впечатление хорошее. Наши коллеги из украинского ЦИКа работали в очень сложных условиях. Да, в целом избирательная кампания - это политический процесс. Но иногда эта политизация просто зашкаливает! Органы, которые организуют избирательный процесс и по своему статусу обязаны быть нейтральными, независимыми, непредвзятыми, сами проникаются определенной политизированностью. Конечно, в таких условиях было трудно работать и участковым комиссиям, и окружным, и Центральной избирательной. Эта высокая степень политического накала и определяла сложности в работе избирательной системы Украины. Хотя, мне кажется, что ЦИК сделал все возможное, чтобы из этой ситуации выйти с минимальными издержками и шероховатостями, обеспечить действительно организованную кампанию.

О ВРЕДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЯХ

- Можно ли говорить о том, что ситуация некоторого хаоса, которая наблюдалась на Украине, требует большего профессионализма со стороны устроителей выборов? Или сама эта ситуация была спровоцирована именно устроителями, излишне политизировавшими процесс?

- Все зависит от того, кого мы подразумеваем под «устроителями выборов». Если непосредственно Центральную избирательную комиссию, то там работают высокограмотные, толковые люди. В территориальных же, окружных и участковых комиссиях действуют привлеченные непрофессионалы. И вот на этом уровне как раз и наблюдается высокая степень политизированности. Комиссии формируются по партийному признаку, и порой политические интересы у отдельных их членов преобладают над законностью и объективностью. Хотя в целом такая система формирования комиссий предполагает «перекрестный контроль», когда члены местных комиссий, представляя различные политические партии, следят за отсутствием отклонений от требований законодательства в действиях друг друга. Однако порой приходилось видеть, как члены политических партий, выступающие в качестве наблюдателей, пытались не только следить, но и непосредственно участвовать в работе комиссии, вмешивались в ее деятельность, тем самым сдерживая процесс подведения итогов голосования.

И СНОВА О ВРЕДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЯХ

- ЦИК Украины потребовалось трое суток, чтобы подсчитать голоса. А за сколько дней провел бы этот процесс белорусский ЦИК? В 2006г. предварительные итоги президентских выборов были оглашены буквально через несколько часов после закрытия участков!

- Знаете, и у нас бывает нервотрепка, и у нас иногда задерживают данные на местах. Мы всегда обращаем внимание избирательных комиссий, что дорога ложка к обеду, информация нужна, когда она только-только появилась, свеженькая. А когда прошло уже 3-4 часа после завершения голосования и мы не можем вытянуть у какой-то комиссии протокол просто потому, что они там запутались и несколько раз пересчитывали результат, это, конечно, вызывает нарекания со стороны как избирателей, так и наблюдателей.

Многие считают, что если комиссия задерживает подачу информации, значит, что-то там неладно, идут какие-то фальсификации, изменения реальных результатов. Еще раз повторю: очень часто люди просто не успевают в срок. Они ведь не каждый день работают в избирательной комиссии, не являются профессионалами, осуществляют свою деятельность на общественных началах. И в силу не очень хорошей подготовленности просто путаются, совершают ошибки, которые недопустимы. Естественно, их приходится исправлять, пересчитывать.

Сама система подготовки комиссий на Украине отработана, проводилась учеба членов избиркомов. Но сложности определенные были. И не исключено, из-за того что слишком много советчиков было рядом с членами избиркомов, наблюдателей, которые за любым шагом, любым действием пытались увидеть какие-то злые козни.

О НЕТОЧНОСТЯХ СО СПИСКАМИ

- Видели ли вы какие-нибудь действия кандидатов от БЮТа, Партии регионов, за которые как секретарь ЦИКа вынесли бы предупреждение или вообще сняли бы с дистанции?

- У нас было не столько много времени, чтобы вникнуть в деятельность партий на всех этапах подготовки и проведения выборов. Такие наблюдения и такие выводы в день голосования не делаются.

Но на одном из участков ко мне обратилась избирательница с такой жалобой: 2 дня назад она пришла на участок, проверила, убедилась в том, что действительно включена в список для голосования, а в день голосования напротив своей фамилии увидела отметку «выбыла». Я обращаюсь к председателю участковой комиссии: «А кто и на каком основании сделал такую пометку?» А он отвечает: «Я ее сделал, на основании письма, полученного из окружной комиссии». То есть были такие вот неточности со списками.

На одном из участков даже председатель участковой комиссии оказалась не включенной в список. И если у нас в Беларуси система включения в список либеральная - достаточно гражданину предъявить документ, подтверждающий, что он живет на территории участка, то на Украине этот вопрос может быть решен только в судебном порядке. За два дня включение в список приостанавливается, изменение списков - только по суду, а наши люди по судам ходить не привыкли. Поэтому некоторые граждане Украины вообще потеряли возможность изъявить свое мнение. Кое-кто говорил даже, что эти ошибки сознательно допускались. У нас ведь тоже такое бывало: кого-то пропустят, где-то гражданин недавно прописался на территории участка, поэтому еще не включен в списки. Но у нас это просто разрешается, у них - через суд.

Ну и еще одно наблюдение. По-моему, даже бывшие активные участники «оранжевой революции» уже охладели к политическому процессу. Явного стремления людей на майдан в этом году не было. Можно было увидеть штабных революционеров, которые представляли свои партии, с флагами, палатками на площадях, но общенародного воодушевления, того, что наблюдалось когда-то на президентских выборах, уже нет. Многие говорят, что они от этих политических баталий устали.

ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ

- Вы вынесли какие-нибудь уроки из визита на Украину? Видели вещи и технологии, которые могли бы перенять для РБ?

- На любом, даже самом отстающем предприятии грамотный человек всегда найдет что-то полезное, что можно взять на вооружение на своем собственном предприятии. У нас с Украиной системы разные - пропорциональная и мажоритарная. Они даже по своей сути предполагают различные подходы к организации голосования. Что мне понравилось там, так это внимание, которое уделяется подготовке членов избирательных комиссий. Есть система обучения, выделяются для этого средства.

Кроме того, мне понравилось, что они сумели противостоять политическому давлению. Ведь каждая партия старается склонить комиссию на свою сторону. И хотя комиссии тоже были сформированы по партийному принципу, они в целом нормально организовали избирательный процесс.

СПРАВКА «БелГазеты». Николай Лозовик родился в 1951г. Окончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства, БГУ. Инженер-механик, политолог. Работал мастером, замначальника цеха завода «Диапроектор» в Рогачеве, завотделом Рогачевского горкома КПБ, зампредседателя, председателем Рогачевского райсовета депутатов. Был депутатом ПП НС 1-го созыва.
Добавить комментарий
Проверочный код