Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№40 (610) 08 октября 2007 г. Экономика

Глобальное бизнес-потепление

08.10.2007
пока обошло Беларусь стороной

Ярослав РОМАНЧУК

Доклад Всемирного банка и Международной финансовой компании «Ведение бизнеса-2008» (см. «БелГазету» N39) стал своеобразным тестом правительств 178 стран на профпригодность в плане создания и улучшения благоприятного делового климата. Беларусь никак не может войти хотя бы в первую сотню стран мира по качеству делового климата. Ее 110-е место - это лучше, чем 129-е в прошлом (при измененной методике расчета), но до занявшей 17-е место Эстонии и 18-й Грузии нашей стране еще далеко.

О том, как изменился деловой климат Беларуси в 2006-07гг., обозреватель «БелГазеты» беседовал с авторами доклада Умаром ШАВУРОВЫМ и Светланой БАГАУДИНОВОЙ.

- Беларусь заняла последнее место по качеству налоговой системы. Однако деловой климат - это не только налоги...

- Беларусь произвела ряд позитивных изменений. По регистрации - это переход на принцип «одного окна» и сокращение числа процедур: в прошлом году было 16, в этом - 10. Существенно сократилось время регистрации, с 69 дней в прошлом году до 48 в этом. Снизились издержки регистрации - с 22,9% дохода на душу населения до 8,8%. Мы отметили также сокращение минимально необходимого уставного капитала - с 42,8% ВНД на душу населения до 29,7%. Так что по всем четырем показателем фактора «открытие бизнеса» Беларусь продвинулась вперед.

- Как закрепить эти тенденции? Ведь по данному фактору Беларусь находится на 119-м месте…

- Рекомендуем ввести принцип т.н. «гильотины сроков» - на каждую процедуру отводится строго фиксированное время, за пределы которого чиновникам выходить нельзя. Если закон устанавливает недельный срок регистрации, но за этот период разрешение не выдано, компания считается автоматически зарегистрированной. Вы получаете необходимые документы и начинаете работу. Использование такого принципа помогает не только при регистрации, но и при выдаче лицензий и разрешений.

Еще один параметр - «минимальный уставный капитал». Правительство рассчитывает через такую практику отделить хороший бизнес от плохого. Но эта мера для защиты от плохого инвестора не работает. Да, вы можете преградить вход на рынок пяти плохим инвесторам, но заодно и ста хорошим жизнь испортите. Лучший выход - отмена этого требования при регистрации.

- Что еще хорошего сделали наши власти для бизнеса в прошедшем году?

- Мы отметили реформы по улучшению защиты прав инвесторов, в частности по акционерным обществам. По этому показателю Беларусь улучшила свою позицию сразу на 22 места. Важно видеть потенциал реформирования фондового рынка, когда на нем могут работать не только внешние, но и внутренние инвесторы. Приличные деньги можно заработать в тех странах, где только идет становление фондового рынка, есть возможность для прорыва и для роста. Могу привести положительный пример Грузии: резко улучшив деловой климат, степень защиты инвесторов, она привлекла в страну большой объем иностранных инвестиций.

В Беларуси мы отметили принятие нормативного акта, который улучшил режим раскрытия сведений по операциям, связанным с инсайдеровской информацией. Это относится к руководителям предприятий, которые в случае конфликта интересов обязаны сообщать об этом акционерам, в т.ч. миноритарным.

У вас хорошая система найма сотрудников: по фактору «наем сотрудников» Беларусь занимает 43-е место, существенно опережая Россию (101-е) и Украину (102-е).

- Да, но у нас директорам запрещено увольнять рабочих, а при помощи годовых контрактов легко держать персонал в подчинении…

- Мы рекомендуем перейти на бессрочные контракты, чтобы со стороны государства не было ограничений взаимоотношений между работодателем и наемным работником.

- 16-е место Беларуси по фактору «исполнение контрактов» - самый лучший показатель нашей страны из всех десяти. Как вы можете это объяснить?

- Такое высокое место объясняется наследием советского делопроизводства по вопросам арбитража. Преимущество арбитражных практик советской школы признается во всем мире.

Таблица

- В числе факторов, по которым прогресса нет, «получение лицензии». Мы на 94-м месте, что на фоне России и Украины неплохо. Но тратить на лицензию почти год...

- Мы оцениваем процедуру лицензирования по стандартной процедуре получения лицензии на строительство склада. Советская система, которая связана с получением разных предстроительных разрешений, выполнением технических условий, получением разрешений от ряда госведомств и структур, до сих пор не устранена.

Стандартный случай: надо построить склад. Чтобы пройти все процедуры от сдачи документов в госорган до получения последнего документа о вводе объекта в эксплуатацию, нужно 350 дней. По вашему региону средний показатель - 251 день. По сравнению с прошлым годом в Беларуси существенно увеличилась стоимость лицензирования - с 17,5% дохода на душу населения до 60,9%.

Первое: необходимо дерегулировать сектор техэкспертиз, отдать его на откуп профессиональным ассоциациям и частным структурам. Такие структуры могли бы осуществлять полный контроль за строительством от начала до конца. В результате мы получили бы более ясную, прозрачную и эффективную систему взаимоотношений между государством и предпринимателем. Хочешь получить документы на техэкспертизу за три дня - плати, скажем, $1000, можешь ждать две недели - стандартная ставка $300.

Второй принцип - установление жестких сроков. Если в законе сказано, что данная процедура занимает 30 дней, но предприниматель не получает разрешения или лицензию, то по умолчанию процедура считается завершенной. Чиновник не успевает? Это его проблема.

Третий принцип - наименьшее количество контактов чиновников и предпринимателей. Важно наладить электронную подачу документов. В некоторых странах все контакты с правительством осуществляются через Интернет.

Важно понять цену вопроса. В ЕС внимательно изучают, сколько стоит предпринимателю выполнение всех законов и нормативных актов и что произойдет, если эти правила либерализовать. Например, в Голландии в результате реформы строительного лицензирования предприниматели сэкономили почти 12 млн. евро.

- В Беларуси процедура закрытия бизнеса длится почти шесть лет. Как исправить ситуацию?

- Создать условия для реструктуризации предприятий. Без рыночного, профессионального института независимых антикризисных управляющих быстро закрыть бизнес невозможно. На постсоветском пространстве часты случаи, когда красным директорам поручают вывод компаний из кризиса, но у них нет необходимых навыков, умений и знаний.

- По качеству внешнеторгового регулирования Беларусь занимает 137-е место - это на пять позиций хуже, чем в 2006г...

- В РБ поражает количество документов, необходимых для экспортной или импортной операции, - восемь. Это один из самых плохих показателей в мире. Столько же на Гаити или в Кот-Д’Ивуаре.

Вторая проблема - стоимость транспортировки контейнера. Только для транспортировки от Минска до ближайшего порта и наоборот предприниматель затрачивает $1672. Нужно думать о региональном сотрудничестве со странами, через порты которых белорусский бизнес может доставлять свои грузы или получать их. Чем выше таможенные пошлины и сложнее процедура прохождения таможни, тем больше рисков. В результате либо белорусские товары становятся менее конкурентоспособными на внешних рынках, либо импортные товары становятся дороже для белорусских потребителей.

Мы проводили исследование по определению главных препятствий на пути международной торговли. В 54% случаев это не стадия перевозки или таможни, а стадия сбора документов. В Беларуси половина времени уходит на открытие аккредитива и сбор восьми документов. Лучшая практика в мире - начало растаможки товара до прибытия на таможню. Импортер или экспортер посылает информацию о грузе на таможню. Проверяются не 100% контейнеров, а товары из определенных стран или отдельных поставщиков. Но на постсоветском пространстве желание поймать и наказать доминирует.

- Беларусь занимает последнее место по легкости уплаты налогов. Почему?

- Поражает количество времени, затрачиваемых предпринимателем на уплату двенадцати различных видов налогов, - 150 рабочих дней! Семь месяцев бухгалтер и директор оправдываются перед налоговыми органами за платежи в бюджет.

Если в Беларуси предприниматель зарабатывает $1, то он заведомо должен отдать в виде налогов $1,44. Выживать можно только за счет «серых» схем или законодательных льгот. Бюджет теряет сотни миллионов долларов. А в Македонии, например, введен электронный принцип администрирования налогообложения. Меня поражает, что в Беларуси почти каждый налог нужно платить ежемесячно. Если вы директор компании, то вам не бизнесом надо заниматься, а следить за уплатой налогов.

Одна из причин, почему в России время на уплату налогов значительно меньше, чем в Беларуси, - введение электронной системы уплаты. Компании работают в Сети с налоговыми органами, разница - 600 часов в год.

- Хороший деловой климат - важнейший элемент социальной политики?

- Чем более комплексно правительство подходит к реформе делового климата, тем большую налоговую базу оно получает. Уменьшается уровень безработицы, увеличиваются возможности государства в социальной сфере. Например, по легкости ведения бизнеса Грузия за три года шагнула со 112-го места на 18-е, провела несколько широкомасштабных реформ, в т.ч. реформу регистрации бизнеса. В 2006г. в Грузии был отмечен рост числа регистрируемых предприятий на 55%, безработица уменьшилась на 2%, на 100 человек зарегистрировано 15 компаний.

СПРАВКА «БелГазеты».

Светлана Багаудинова, эксперт в области развития частного сектора в департаменте инвестиционного климата Всемирного банка, в проекте «Как делать бизнес» начала работать в 2006г. Имеет опыт работы в глобальной консалтинговой компании по менеджменту и технологиямBooz Allen Hamilton. Магистр социологии от МГУ, магистр международного бизнеса от Fletcher School (Бостон, Массачусетс).

Умар Шавуров начал работать в проекте «Как делать бизнес» в 2006г. Специализация - лицензирование. Окончил Кыргызский госуниверситет. Получил звание магистра в Universidad del Salvador (Аргентина) по специальности «международные отношения и разрешение конфликтов». Возглавлял Международный совет по развитию бизнеса в Кыргызстане, работал в Asian Development Bank, аппарате премьер-министра Кыргызстана и в EuropeAid.
Добавить комментарий
Проверочный код