Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Портмоне

Лизинг, успешный и многоликий

24.09.2007
Первый рейтинг лизинговых компаний Беларуси

Татьяна ДОЛГИХ

На отечественном рынке впервые реализован проект по составлению рейтинга лизинговых компаний. В нем приняли участие ведущие лизинговые компании, занимающие около 72% этого рынка: «Райффайзен-лизинг», «Промагролизинг», «Парекс лизинг», группа компаний ГК «Вестлизинг», «Агролизинг», «Мазконтрактлизинг», «Стройинвест Лизинг», «Премьерлизинг», «БНБ Лизинг», «Интеллект-лизинг», «Активлизинг», «Мобильный лизинг». Рейтинг подготовлен компанией «ИПМ-Консалт», выразившей намерение продолжать этот проект и в дальнейшем.

Ныне белорусский рынок лизинга, одного из эффективных инструментов финансирования приобретения основных средств предприятия, переживает стадию активного роста. Лизинг активно используется юрлицами в качестве альтернативы кредиту, за счет лизинговых инструментов многие банки расширяют линейку своих услуг.

В 2006г. на рынке лизинговых услуг отмечался всплеск активности компаний, которые пережили кризис 2005г., когда ввиду сокращения финансирования лизинговых операций рядом банков многие игроки, не имевшие значительных ресурсов, были вынуждены уйти с рынка. Сейчас рынок лизинга активно растет, растет и спрос на лизинговые услуги среди потенциальных потребителей, расширяется линейка этих услуг, появляется все больше универсальных компаний, предоставляющих в лизинг самые разнообразные виды объектов. Так, в 2005г. емкость рынка лизинга составляла Br252 млрд., а в 2006г. - уже Br610 млрд. В первой половине 2007г. емкость рынка лизинга достигла Br364 млрд., что говорит об устойчивой тенденции роста.

Изменяется и структура объектов, сдаваемых в лизинг. Если в 2004г. основным видом объектов лизинга была сельхозтехника, то в первой половине 2007г. 33% составил лизинг недвижимости, 18% - дорожно-строительной техники, 15% - производственного оборудования.

Такая ситуация, безусловно, выгодна потребителю, поскольку позволяет обновлять основные средства, используя льготы, предоставляемые законодательством (лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции), а значит вести бизнес более эффективно.

Некоторые участники рынка идут по пути специализации и работают в двух-трех сегментах, предоставляя полный комплекс услуг в избранной области. Такую стратегию выбрали «Парекс лизинг», «Райффайзен-лизинг», ГК «Вестлизинг», сократившие в 2007г. по сравнению с 2006г. количество объектов лизинга. Ряд компаний пошли по пути универсализации своей деятельности, предоставляя самый широкий выбор объектов лизинга. В этом случае компания диверсифицирует свои рынки, не ограничиваясь одной отраслью, и предоставляет более широкий спектр лизинговых услуг. По данной модели развивается «Агролизинг», в 2007г. значительно увеличивший свою долю рынка, и «Промагролизинг», старейшая лизинговая компания Беларуси.

Стоит отметить растущий спрос на услуги лизинга: с 2004г. по 2006г. наблюдалось ежегодное двукратное увеличение числа договоров. Если в 2004г. их число составило 1088 шт., то в 2006г. оно выросло до 5225 шт.

Именно исходя из растущего уровня интереса потенциальных потребителей к лизингу весной 2007г. консалтинговая компания «ИПМ-Консалт» обратилась к Белорусскому союзу лизингодателей с инициативой проведения рейтинга лизинговых компаний. Ориентируясь на российский и международный опыт, специалисты «ИПМ-Консалт» пришли к выводу, что появление рейтинга свидетельствует о высоком уровне развития лизинговых компаний и рынка лизинга в целом.

Поддержав инициативу «ИПМ-Консалт», Белорусский союз лизингодателей предложил игрокам рынка лизинга принять участие в проекте. С готовностью откликнулись двенадцать ведущих компаний, совокупная доля которых составляет около двух третей объема рынка.

В условиях растущего рынка рейтинг лизинговых компаний, является дополнительным средством ориентации потребителя при выборе компании. Основное преимущество рейтинга - в его объективности, в реальной оценке положения каждой компании на рынке по ряду показателей. Пользуясь результатами рейтинга, потребитель всегда сможет оценить ее значимость на рынке, определить уровень лизинговой компании. Свобода выбора должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок - зачастую необходима оценка независимых экспертов. Такова роль рейтинговых систем в международной хозяйственной практике.

Показатели рейтинга в компактной и емкой форме характеризуют состояние и перспективные тенденции роста компании, играя роль индикаторов при принятии решений, установлении и поддержании деловых отношений. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения могут служить сигналами для сохранения, расширения или свертывания сотрудничества. Присваивая рейтинговую позицию, составители рейтинга одновременно создают портрет этой лизинговой компании, написанный независимым и объективным наблюдателем.

Специалисты «ИПМ-Консалт» разработали систему показателей, которые включают основные аспекты деятельности компании на рынке.

1. Объем нового бизнеса. Это используемый в международной практике расчетный показатель, определяемый как разница между объемом закупок объектов лизинга за период и объемом полученного аванса лизингополучателя. Он отражает эффективность и устойчивость работы лизинговой компании. Отметим, что российские и международные рейтинги выстраиваются на основе именно этого показателя.

2. Текущий портфель компании указывает на объем задолженности лизингополучателей перед компанией и характеризует объем бизнеса компании следующих периодов.

3. Соотношение общего числа клиентов за год и числа заключенных лизинговых договоров. Этот показатель является весьма значимым при оценке перспектив развития компании на рынке. Он отражает индекс количества договоров, приходящихся на одного клиента. Оценивая данный индекс, можно определить степень охвата рынка той или иной компанией, а значит, эффективность ее работы.

4. Объем полученных лизинговых платежей. Этот показатель оценивает деятельность компании в прошлых периодах.

Каждому из показателей присвоена оценка в баллах, а итоговое рейтинговое значение компаний основывалось на сумме баллов по каждому из критериев. Анализ любой приведенной позиции позволяет дать относительную оценку положения компании на рынке.

РЕЙТИНГ ЛИЗИНГОВЫХ КОМПАНИЙ РБ

2004г.

«Промагролизинг» 850

«Мазконтрактлизинг» 460

«Премьерлизинг» 340

ГК «Вестлизинг» 240

«Стройинвест Лизинг» 130

«Активлизинг» 100

«Интеллект-лизинг» 90

«Мобильный лизинг» 10

2005г.

«Промагролизинг» 850

«Мазконтрактлизинг» 300

ГК «Вестлизинг» 260

«Премьерлизинг» 160

«Стройинвест Лизинг» 110

«Парекс лизинг» 90

«Интеллект-лизинг» 80

«Райффайзен-лизинг» 70

«Активлизинг» 60

«Мобильный лизинг» 20

2006г.

«Промагролизинг» 830

ГК «Вестлизинг» 300

«Мазконтрактлизинг» 260

«Парекс лизинг» 220

«Райффайзен-лизинг» 170

«Стройинвест Лизинг» 130

«Премьерлизинг» 120

«Активлизинг» 100

«Интеллект-лизинг» 90

«БНБ Лизинг» 90

«Агролизинг» 70

«Мобильный лизинг» 10

2007г.

«Райффайзен-лизинг» 580

«Промагролизинг» 470

«Парекс лизинг» 390

ГК «Вестлизинг» 320

«Агролизинг» 260

«Мазконтрактлизинг» 230

«Стройинвест Лизинг» 150

«Премьерлизинг» 140

«БНБ Лизинг» 80

«Интеллект-лизинг» 60

«Активлизинг» 20

«Мобильный лизинг» 20

Источник: «ИПМ-Консалт», 2007

Результаты рейтинга представляют собой лишь первый опыт подобного исследования отечественного рынка. Будучи ежегодными, исследования подобного рода помогут лизинговым компаниям успешнее взаимодействовать со своими зарубежными и отечественными партнерами, а потребителям лизинговых услуг - более четко ориентироваться в рыночной ситуации, делая взвешенный, мотивированный выбор.
Добавить комментарий
Проверочный код