Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Эзотерический магазин Гармония, Работаем по всей России, доставка быстро
империя-сильнейших-ведьм.рф
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Экономика

Крайне цветущий бизнес

24.09.2007
Только 5,4% предпринимателей считают свой бизнес «крайне неуспешным»

Ярослав РОМАНЧУК

Исследовательский центр ИПМ совместно с польским аналитическим центром CASE презентовали результаты исследования «Факторы успеха малого и среднего бизнеса. Беларусь».

НОМЕНКЛАТУРА В БИЗНЕСЕ

Оптимизма в МСБ слегка поубавилось, но до тревожных ожиданий он явно не дозрел. Как «плохое» и «очень плохое» свое состояние оценивают только 10,8% опрошенных, как «очень хорошее» и «скорее хорошее» - 5,2%. На вопрос, как изменилось положение вашего предприятия за последние два года, 22,2% ответили «значительно ухудшилось» и 5,6% - «несколько ухудшилось», 12,1% заявило, что «значительно улучшилось» и «несколько улучшилось».

На вопрос, «считаете ли свой бизнес в целом успешным», 5,4% ответили, что он «крайне неуспешный» и «неуспешный», 6% - как «очень успешный». Все остальные - посередине. Им ни жарко, ни холодно. Они приспособились, адаптировались, обросли нужными связями в органах власти.

Такого частного бизнеса в Беларуси 65-70% (индивидуальные предприниматели не в счет). Он в большинстве своем составляет класс политических предпринимателей, или бизнес-элемент номенклатуры. Таких в стране около 20 тыс., с разной степенью приближения к коридорам власти. В их число входят и родственники чиновников, и бывшие госслужащие, в т.ч. силовых структур, сохранившие с коллегами доверительные связи.

На их фоне остальные просто вымирают. А те, которые вымерли, естественно, в опросах участвовать не могут. Поэтому опросы МСБ стабильно показывают такое большое число оптимистов. Большинство из них принадлежит к частному номенклатурному бизнесу. До тех пор, пока бюджет страны будет полон денег, а расходы государства превышают половину ВВП, у них всегда будет работа и стабильная прибыль.

Остальная часть МСБ примерно поровну делится между растерянными и разозленными. Часть их них дошла до коллективной защиты своих интересов (9,9%). Они состоят в бизнес-ассоциациях. О существовании бизнес-союзов, отраслевых ассоциаций и центров поддержки знают 50-60% МСБ, но вступать туда не спешат.

Или они решают добиваться правды в судах, или рассчитывают на то, что, живя по закону, у нас можно обезопасить себя от всех превратностей судьбы. Только 12,8% опрошенных ответили, что такого явления, как «откат», нет; 12% сказали, что такого явления, как «взятка», не существует, а 13,3% считают, что такого явления, как «оборот частных компаний без отражения в бухучете», нет.

Таблица ФАКТОРЫ УСПЕХА И ПОРАЖЕНИЯ

Респондентам было предложено выбрать из 29 внутренних факторов те, которые помогают в ведении бизнеса. Главными названы следующие: долговременные отношения с клиентами (4,27 по пятибалльной шкале, где 5 - «это очень помогает»); индивидуальный подход к клиентам (4,23); высокая квалификация персонала (4,2); наличие команды (4,11); эффективное управление предприятием (4,06) и высокое качество продукции (4,04). Это вполне рыночная оценка, свидетельствующая о наличии конкуренции, при которой выигрывает тот, у кого больше знаний, опыта и целеустремленности на долгосрочную перспективу.

Среди внешних факторов, помогающих МСБ в ведении бизнеса, на первой позиции отмечены рост платежеспособного спроса (3,92) и наличие неудовлетворенного спроса (3,51). Поскольку подавляющее большинство МСБ работает только на внутреннем рынке, в ситуации грядущих макроэкономических дисбалансов их ждут не самые лучшие времена. Только 16,6% опрошенных сказали, что экспортируют свою продукцию, 82,9% из них - в Россию. Причем среди них у 33,7% доля экспорта в общем объеме продаж была менее 25%, еще у 24,1% - в пределах 25-49%. Только 38% респондентов констатировали увеличение экспорта за последние два года. Так что МСБ пожинает плоды активной стимуляции внутреннего спроса правительством, но конкуренцию на внешних рынках он безоговорочно проигрывает.

Лишь 6,4% опрошенных считают, что в ближайшие два года экономическое положение их предприятия значительно ухудшится, еще 7,2% говорят о том, что оно «несколько ухудшится». А вот оптимистов гораздо больше: 11% считают, что положение «значительно улучшится», 54,5% - что «несколько улучшится». Белорусский малый бизнес либо не очень силен в макроэкономике, либо не верит, что можно потерять российский рынок. Очевидно, что в 2008-09гг. стимулировать внутренний спрос такими бурными темпами, как в 2004-07г., у властей не получится.

Среди девятнадцати внутренних факторов, мешающих развитию бизнеса, респонденты отдали приоритет следующим: нехватка собственных средств для развития предприятия; нехватка оборотных средств; высокие издержки на оплату труда; неэффективное управление предприятием и отсутствие хороших бизнес-идей. Среди внешних факторов отмечены следующие: налоговая система; бюрократические барьеры и ограничения; недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса; слишком сильная конкуренция на рынке и сложность процедур получения кредитов.

А еще удивляет приличное число респондентов, считающих, что конкуренция на нашем рынке сильная. Интересно, что они скажут, когда Беларусь начнет настоящую внутреннюю и внешнюю либерализацию? Впрочем, о том, когда ее начать, в пользу кого и по каким правилам ее проводить, у малого бизнеса никто спрашивать не собирается.

СПРАВКА «БелГазеты». Было опрошено 517 респондентов, репрезентативно представляющих отечественный частный бизнес. Менее 2% малого и среднего бизнеса (МСБ) работает на рынке с 1991г., 77,4% создано до 2004г., 33,3% респондентов представляют торговлю и общественное питание, 17,6% - промышленность, 11,6% - бытовое обслуживание, 9,7% - строительство, 48,7% МСБ работает в столице. На среднем белорусском малом предприятии работает 37 человек. В торговле - 28,2, в сфере бытового обслуживания - 23,7, на производстве - 6,7. Средний возраст топ-менеджера белорусского малого бизнеса - 39 лет.
Добавить комментарий
Проверочный код