Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Экономика

Крайне цветущий бизнес

24.09.2007
Только 5,4% предпринимателей считают свой бизнес «крайне неуспешным»

Ярослав РОМАНЧУК

Исследовательский центр ИПМ совместно с польским аналитическим центром CASE презентовали результаты исследования «Факторы успеха малого и среднего бизнеса. Беларусь».

НОМЕНКЛАТУРА В БИЗНЕСЕ

Оптимизма в МСБ слегка поубавилось, но до тревожных ожиданий он явно не дозрел. Как «плохое» и «очень плохое» свое состояние оценивают только 10,8% опрошенных, как «очень хорошее» и «скорее хорошее» - 5,2%. На вопрос, как изменилось положение вашего предприятия за последние два года, 22,2% ответили «значительно ухудшилось» и 5,6% - «несколько ухудшилось», 12,1% заявило, что «значительно улучшилось» и «несколько улучшилось».

На вопрос, «считаете ли свой бизнес в целом успешным», 5,4% ответили, что он «крайне неуспешный» и «неуспешный», 6% - как «очень успешный». Все остальные - посередине. Им ни жарко, ни холодно. Они приспособились, адаптировались, обросли нужными связями в органах власти.

Такого частного бизнеса в Беларуси 65-70% (индивидуальные предприниматели не в счет). Он в большинстве своем составляет класс политических предпринимателей, или бизнес-элемент номенклатуры. Таких в стране около 20 тыс., с разной степенью приближения к коридорам власти. В их число входят и родственники чиновников, и бывшие госслужащие, в т.ч. силовых структур, сохранившие с коллегами доверительные связи.

На их фоне остальные просто вымирают. А те, которые вымерли, естественно, в опросах участвовать не могут. Поэтому опросы МСБ стабильно показывают такое большое число оптимистов. Большинство из них принадлежит к частному номенклатурному бизнесу. До тех пор, пока бюджет страны будет полон денег, а расходы государства превышают половину ВВП, у них всегда будет работа и стабильная прибыль.

Остальная часть МСБ примерно поровну делится между растерянными и разозленными. Часть их них дошла до коллективной защиты своих интересов (9,9%). Они состоят в бизнес-ассоциациях. О существовании бизнес-союзов, отраслевых ассоциаций и центров поддержки знают 50-60% МСБ, но вступать туда не спешат.

Или они решают добиваться правды в судах, или рассчитывают на то, что, живя по закону, у нас можно обезопасить себя от всех превратностей судьбы. Только 12,8% опрошенных ответили, что такого явления, как «откат», нет; 12% сказали, что такого явления, как «взятка», не существует, а 13,3% считают, что такого явления, как «оборот частных компаний без отражения в бухучете», нет.

Таблица ФАКТОРЫ УСПЕХА И ПОРАЖЕНИЯ

Респондентам было предложено выбрать из 29 внутренних факторов те, которые помогают в ведении бизнеса. Главными названы следующие: долговременные отношения с клиентами (4,27 по пятибалльной шкале, где 5 - «это очень помогает»); индивидуальный подход к клиентам (4,23); высокая квалификация персонала (4,2); наличие команды (4,11); эффективное управление предприятием (4,06) и высокое качество продукции (4,04). Это вполне рыночная оценка, свидетельствующая о наличии конкуренции, при которой выигрывает тот, у кого больше знаний, опыта и целеустремленности на долгосрочную перспективу.

Среди внешних факторов, помогающих МСБ в ведении бизнеса, на первой позиции отмечены рост платежеспособного спроса (3,92) и наличие неудовлетворенного спроса (3,51). Поскольку подавляющее большинство МСБ работает только на внутреннем рынке, в ситуации грядущих макроэкономических дисбалансов их ждут не самые лучшие времена. Только 16,6% опрошенных сказали, что экспортируют свою продукцию, 82,9% из них - в Россию. Причем среди них у 33,7% доля экспорта в общем объеме продаж была менее 25%, еще у 24,1% - в пределах 25-49%. Только 38% респондентов констатировали увеличение экспорта за последние два года. Так что МСБ пожинает плоды активной стимуляции внутреннего спроса правительством, но конкуренцию на внешних рынках он безоговорочно проигрывает.

Лишь 6,4% опрошенных считают, что в ближайшие два года экономическое положение их предприятия значительно ухудшится, еще 7,2% говорят о том, что оно «несколько ухудшится». А вот оптимистов гораздо больше: 11% считают, что положение «значительно улучшится», 54,5% - что «несколько улучшится». Белорусский малый бизнес либо не очень силен в макроэкономике, либо не верит, что можно потерять российский рынок. Очевидно, что в 2008-09гг. стимулировать внутренний спрос такими бурными темпами, как в 2004-07г., у властей не получится.

Среди девятнадцати внутренних факторов, мешающих развитию бизнеса, респонденты отдали приоритет следующим: нехватка собственных средств для развития предприятия; нехватка оборотных средств; высокие издержки на оплату труда; неэффективное управление предприятием и отсутствие хороших бизнес-идей. Среди внешних факторов отмечены следующие: налоговая система; бюрократические барьеры и ограничения; недостаточная защита имущественных прав и интересов частного бизнеса; слишком сильная конкуренция на рынке и сложность процедур получения кредитов.

А еще удивляет приличное число респондентов, считающих, что конкуренция на нашем рынке сильная. Интересно, что они скажут, когда Беларусь начнет настоящую внутреннюю и внешнюю либерализацию? Впрочем, о том, когда ее начать, в пользу кого и по каким правилам ее проводить, у малого бизнеса никто спрашивать не собирается.

СПРАВКА «БелГазеты». Было опрошено 517 респондентов, репрезентативно представляющих отечественный частный бизнес. Менее 2% малого и среднего бизнеса (МСБ) работает на рынке с 1991г., 77,4% создано до 2004г., 33,3% респондентов представляют торговлю и общественное питание, 17,6% - промышленность, 11,6% - бытовое обслуживание, 9,7% - строительство, 48,7% МСБ работает в столице. На среднем белорусском малом предприятии работает 37 человек. В торговле - 28,2, в сфере бытового обслуживания - 23,7, на производстве - 6,7. Средний возраст топ-менеджера белорусского малого бизнеса - 39 лет.
Добавить комментарий
Проверочный код