Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Экономика

Крыша прогарантирует

24.09.2007
Расклад недели

Сергей ЖБАНОВ

Управление информации Нацбанка поделилось с «Интерфаксом» своей озабоченностью по поводу ненадлежащего исполнения правительством и местными органами управления гарантийных обязательств, предоставляемых в целях возврата выданных банковских кредитов, уплаты процентов по ним и комиссионных за использование кредита. Для наведения порядка Нацбанк предлагает правительству принять согласованное решение, базирующееся на международных стандартах и обязывающее гаранта к безусловному исполнению своих обязательств.

Впрочем, Нацбанк признает, что президент уже неоднократно принимал решения об ужесточении подходов по предоставлению гарантий правительства, но «по-прежнему законодательными актами принимаются решения о выдаче гарантий по кредитам неплатежеспособных юрлиц, имеющих просроченную задолженность перед банками и бюджетом. Такие решения приводят к повышению кредитных рисков, принимаемых банками при кредитовании госпрограмм». В результате доля просроченной задолженности по кредитам в I квартале 2007г. увеличилась до 15,3% против 11% в 2006г.

Стимулы к сокращению сумм просроченной кредиторской задолженности у госпредприятий отсутствуют. Более того, они научились использовать практику участия в госпрограммах как средство конкурентной борьбы. Для этого даже неплатежеспособному предприятию достаточно связать кредитную заявку с какой-нибудь госпрограммой и под ее прикрытием расширять хозяйственную деятельность. При этом запрашиваемый объем кредитных ресурсов завышается предприятиями в среднем на 15-20%. Оценка их финансовых возможностей по обслуживанию кредита при этом не учитывается. Любой объем взятых кредитных обязательств предприятия не пугает, поскольку имеется гарантийная броня, предоставленная правительством или местными госорганами.

В свою очередь, банки привлекаются к финансированию программ не на конкурсной основе, как предписано правительством, а решения по выделению ими ресурсов принимаются посредством примитивного администрирования. МВФ давно уже предлагает свернуть подобную практику кредитования экономики. И Нацбанк тоже пытается всеми доступными средствами вразумить правительство. Даже путем публикаций в «Банковском вестнике», на страницах которого начальник главного управления регулирования банковских операций Нацбанка Татьяна Полегошко рассказывает о проблемах с ликвидностью, возникающих в банковской системе из-за директивного кредитования.

Впрочем, и без публикаций известно, что за последний год (на 1 сентября 2007г.) рентабельность банковских активов снизилась с 1,13% до 1,08%. Но Полегошко обращает внимание на увеличение банковских рисков и снижение ликвидности госбанков, обусловленное недостаточным бюджетным финансированием. Взносов и депозитов правительства недостаточно для того, чтобы госбанки могли в полном объеме обеспечить финансирование госпрограмм. В 2006г. банки выделили на эти цели Br4,3 трлн., а ресурсная база возмещена (Совмином) только на Br1,75 трлн. В I полугодии 2007г. та же история: Br2,4 трлн. банки выделили в рамках госпрограмм, а депозиты от правительства поступили на Br1,8 трлн.

Очевидно, это происходит из-за несогласования с банками их возможностей по финансированию госпрограмм. Но на это и не стоило надеяться: белорусское руководство категорически отказалось корректировать план социально-экономического развития республики после повышения входных цен на российские энергоносители. Если правительство услышит Нацбанк и согласится с тем, что банки должны учитывать финансовое положение заемщиков при выделении кредитов, то как минимум половина предприятий выпадет из числа участников госпрограмм. И это пугает правительство больше, чем финансовая несостоятельность предприятий или угроза их банкротства.

Ведь банкам пока удается наращивать объемы привлечения ресурсов из-за рубежа. С начала года ресурсная база банков увеличилась почти на 20%. Не потеряна надежда и на выделение стабилизационного российского кредита, с помощью которого правительство рассчитывает решить временные, как ему кажется, проблемы с ликвидностью банковской системы. Все еще образуется. Во всяком случае, критического изменения основных макроиндикаторов пока не наблюдается. Поэтому вряд ли экономика готова к тому, чтобы начать строго соблюдать международные банковские правила кредитования. Так можно вызвать целую цепь банкротств и поставить под угрозу срыва всю программу социально-экономического развития.

Президент, конечно, подпишет очередной указ о правилах финансирования госпрограмм, но ломать устоявшуюся систему поддержания национальной экономики в жизнеспособном состоянии никому не позволит. Для таких перемен страна еще не созрела. Но такое время обязательно наступит. Сроки начала экономических реформ напрямую зависят от степени повышения контрактных цен на российские энергоносители. Поэтому первым признаком высокой степени готовности экономики к радикальным переменам следует считать не временные перебои с ликвидностью, а скорость сокращения официальных золотовалютных резервов страны.

Нацбанк, как может, тормозит этот процесс, пополняя резервы за счет валюты, привлекаемой банками за счет все тех же иностранных кредитов. А правительство проводит разъяснительную работу, регулярно напоминая о том, что критической величиной в 50% является лишь отношение государственного внешнего долга к ВВП. Но пока только доля совокупного внешнего долга республики ($9,272 млрд.) в ее ВВП за I полугодие (Br42,4 трлн.) составила 47%. А это значит, что повод для волнения есть только у инвесторов наиболее слабых коммерческих банков и предприятий нестратегических отраслей. Интересы всех остальных участников рынка прикрыты надежной государственной крышей.
Добавить комментарий
Проверочный код