Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Автостоп

месячный отчет

24.09.2007
с Владимиром ГУРЬЯНОВЫМ*

Владимир ГУРЬЯНОВ

Скрытые дефекты

Дорога - государство в миниатюре. Там есть свои границы, свои писаные и неписаные законы. Своя власть и своя правда. Своя свобода, равенство, водительское братство. И свои «члены профсоюза».

Путешествующих по Беларуси иностранцев, особенно наших бывших соотечественников по Советскому Союзу, удивляют чистые улицы, ухоженные дворы, цветущие клумбы. А посетители минских авторынков точно знают, что внешний марафет «свежепригнанных бэушек» скрывает сотни тысяч километров пробега, неизвестное ремонтное прошлое и туманное эксплуатационное будущее.

У дороги нет начала, нет конца и нет национальности. Но опытному глазу всегда видно, кто едет - француз, немец, белорус или россиянин. Правила движения, дорожные знаки, разметка, светофоры универсальны на всей планете. Но соблюдают их везде по-разному.

Однажды вечером мы с коллегой ехали по Логойскому тракту. На одном из перекрестков она внезапно сворачивает налево, хотя движение было разрешено только прямо. «Почему ты свернула?» - «Но ведь никого вокруг не было, я никому не помешала!»

Узнали себя? Это Беларусь.

Мы привыкли рассматривать правила дорожного движения как систему запретов. Какой-то злой дядька запретил мне здесь поворачивать!

В этом и есть корень зла.

Объехать очередь на светофор по правому ряду, подрезать, остановиться под запрещающим знаком, запарковаться на тротуаре, выехать на перекресток при явном заторе - это у нас в порядке вещей. Особенно если поблизости нет ГАИ.

Мы все делаем втихомолку. Как провинившиеся дети. Пока начальство не видит, можно развлекаться. Любые правила воспринимаются как несвобода. Преступление - вид личной свободы. Государство и народ - отнюдь не одно и то же. Общество - это «они» и «мы», «чэсныя» и «нячэсныя».

Десятилетие «крепких хозяйственников» у власти привело к тому, что в Беларуси нет крупного криминала, почти нет бандитов, серийных убийц, нет терроризма. Зато по количеству заключенных на душу населения Беларусь на третьем месте в мире после России и США - 456 зеков на каждые 100 тыс. жителей.

Система сама провоцирует людей на нарушения. Неправильная разметка, неудачное расположение светофоров, непродуманное распределение транспортных потоков. Примеров предостаточно. Каждый водитель-минчанин запросто назовет сотню мест в городе, где нарушения ПДД типичны и вызваны именно организацией движения.

Но страна не изменится, пока не изменимся мы сами. Дедушка Лев Толстой был чудак, но оказался прав. Начинать - с себя. С малых дел.

Правила дорожного движения - это не запрет сверху. Это необходимая для жизни система, обязательная для всех и каждого. Не «кто-то запретил мне», а мы все вместе договорились установить рамки поведения. Правила дорожного движения - это общественный договор, который каждый подписывает, выходя на дорогу. Пешеходом или водителем. Для нашей свободы, безопасности и спокойствия.

Впрочем, безопасность… О чем это я? Нашим маленьким мирком управляет статистика. Дебет - кредит. Начислено - уплачено. Засеяно - сжато. Родились - умерли. Программа «Минус 100» - это тоже статистика. Нас, как стадо в коровнике, опять посчитали по головам и включили в план. Какие «минус 100»?! Цель должна быть - НОЛЬ погибших на дороге. И без сроков. Не завтра, не через год, а постоянно. Чем раньше, тем лучше.

Безопасность имущества, сохранность жизни и здоровья могли бы стать нашей национальной идеей. Но разруха в головах продолжается.

Однажды мой приятель на ночной дороге сбил пешехода. Насмерть. Формально виноват он не был, но после той аварии взгляды на жизнь здорово изменились. И манера езды тоже. В лучшую сторону.

Вопрос только в том, хватит ли на нас всех живых пешеходов.

* журналист «Автобизнес Weekly»
Добавить комментарий
Проверочный код