Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№38 (608) 24 сентября 2007 г. Автостоп

Удержать на СТО

24.09.2007
«Серый» рынок сервисного обслуживания прессует легальный

Елена АНКУДО

Белорусский авторынок переживает парадоксальную ситуацию. Наблюдая стремительный рост автопарка и увеличение доли новых машин, импортеры прогнозируют отток клиентов из отечественных автоцентров. Автомобилей в стране хватает, сервисных центров - нет. И увеличение их количества не планируется.

Оптимистичные отзывы о росте продаж новых автомобилей заметно стихают у офисов сервисных центров. С началом осени очередь клиентов растет на глазах. Простого ремонта ждут несколько недель, кузовного - несколько месяцев. И это не предел. «Автолюбители должны быть готовы к увеличению срока ожидания на авторизованных станциях и повышению цен на сервисное обслуживание, - уверен председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей МИХНЕВИЧ. - Предоставив возможность продавать новые машины, правительство не создает условий для их обслуживания. В начале лета члены ассоциации изложили проблему в Совмине и министерствах и предложили пути улучшения ситуации. Если она не изменится, отечественный рынок потеряет потребителя: наши клиенты начнут обращаться к дилерам стран Балтии и Польши. Сначала по поводу ремонта, а затем - и за покупкой. В итоге бюджет теряет налоговые поступления, увеличивается теневой рынок сервисных услуг».

Дилеры без прибыли

Проблема вырисовалась давно, но начала обостряться в ноябре 2005г., после уравнивания таможенных платежей на ввозимые автомобили для юрлиц и физлиц. Получив возможность легальной работы, импортеры и первые дилеры наполнили страну новыми иномарками: в настоящее время представлено около тридцати автомобильных брендов; в 2007г. емкость рынка новых автомобилей в республике приблизится к 20 тыс., а в ближайшие два года может составить не менее 50 тыс. в год.

Отечественный автопарк иномарок увеличился до 1,3 млн. единиц. Появились новые импортеры, заполненные шоу-румы, интересные кредитные предложения, с которыми можно ознакомиться прямо в автосалоне.

Но все это в Минске. За пределами столицы ситуация выглядит далеко не столь оптимистично. В регионах развивать сеть обслуживания невыгодно. Отечественная реальность такова, что работа дилера - посредника между импортером и покупателем - не может приносить прибыль. Согласно общепринятой практике, импортер - оптовый поставщик автомобилей и запчастей от определенного производителя; он имеет склады в своем регионе и отвечает за оптовое распределение продукта дилерам. Последние оказывают услуги клиентам. Однако белорусские дилеры не торопятся открывать шоу-румы в регионах.

По указу, уравнявшему пошлины, передавая автомобили дилеру, импортер платит НДС с наценки на стоимость автомобиля. Реализуя приобретенный у импортера автомобиль конечному потребителю, дилер платит налог уже с полной цены реализации. Простая арифметика позволяет понять, почему белорусские дилеры не горят желанием становиться продавцами, а концентрируются исключительно на сервисном обслуживании. Законодательство вынуждает работать с клиентами только импортера - лишь в этом случае ценник в автосалоне не поднимается.

По принципу химчистки

Дилерам остается сервисное обслуживание. Однако ситуация с приобретением и дальнейшей установкой запчастей не дает повода для оптимизма. В случае оптовых продаж импортер может делать наценку от 20% до 30%. Розничная продажа позволяет дилеру устанавливать наценку самостоятельно. Однако в случае установки детали на автомобиль при его сервисном обслуживании ситуация меняется кардинально: расходные материалы отпускаются по себестоимости.

«Общегосударственный классификатор относит техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования к бытовым услугам, - поясняет Михневич. -Как в парикмахерской или химчистке, расходные материалы отпускаются по себестоимости. Это значит, что окупаемость развития производственных мощностей дилерских предприятий потребует около 50 лет. При таких сроках ни один инвестор не рискнет вкладывать средства в сервисное обслуживание. Бизнес, соблазнительный в других странах, застыл: с начала роста продаж новых автомобилей я не могу вспомнить появления новой авторизованной СТО».

По расчетам экспертов, стоимость возведения авторизованной СТО на семь-восемь рабочих мест с учетом оборудования и закупки инструмента составляет около $2,5 млн. Заработать такие деньги на продаже автомобилей и их сервисном обслуживании крайне затруднительно: по расчетам БАА, импортер выплачивает пошлин и налогов в бюджет в три раза больше, чем зарабатывает сам.

Пытаясь представить ситуацию в Беларуси, достаточно сравнить число дилеров, скажем, автомобилей Volkswagen у нас и в ближайшей европейской стране - Польше. В то время как в Беларуси работают четыре дилера, в Польше их пятьдесят пять, планируется появление еще семнадцати. Похожая ситуация в других странах ЕС; стремясь выжить в конкурентной борьбе, дилеры, насколько возможно, снижают цены на автомобили, чтобы затем заработать на их обслуживании. В Беларуси ситуация прямо противоположная - заработать могут только импортеры и только на продаже автомобилей.

Отсутствие прямого контракта с производителем лишает белорусского дилера возможности заниматься продажей автомобилей и получать прибыль при сервисном обслуживании. «Остается одна статья дохода - нормо-час на СТО, - отмечает Михневич. - Однако ее недостаточно даже для нулевой рентабельности. Формально у дилера есть право поднять стоимость нормо-часа при подтверждении затрат, в которые не входят запчасти, однако контролирующие структуры могут этого и не позволить. Положение вещей складывается в пользу «серого» бизнеса, не давая возможности развиваться «белому».

Много серости

Объем «серого» бизнеса по сервисному обслуживанию можно определить с помощью несложных арифметических действий. Ныне в Беларуси работает около сорока авторизованных станций. В среднем это четыреста сервисных постов. Предположив, что станции работают без выходных, определяем общее количество нормо-часов, выработанных авторизованными станциями за год: исходя из того, что в день на одном сервисном посту можно наработать не более 10 нормо-часов, это не более 1,44 млн.

В настоящее время в стране около 1,3 млн. автомобилей, на каждый из которых необходимо затратить около 7 нормо-часов. В общей сложности это около 9 млн. нормо-часов в год. Сравнив цифры, выясняем: на долю авторизованных станций приходится менее 20% работ. Заметная разница позволяет сделать предположение, что остаток приходится на неавторизированные и «серые» станции и гаражные мастерские.

Особый нюанс проблемы - происхождение запчастей, устанавливаемых на прочих, неавторизованных СТО, которых в стране не более двух сотен. Эксперты БАА предполагают, что часть запчастей ввезена в страну индивидуальными предпринимателями, имеющими льготы при декларировании запчастей, и, следовательно, имеет нелегальное происхождение. Оценить количество «серых» запчастей можно лишь с определенной долей уверенности. Для этого необходимо сравнить объем запчастей, прошедших на границе таможенную очистку, с количеством реализованных на СТО. Эта работа у контролирующих структур пока в будущем. Ныне же ряд авторизованных станций, не имея возможности потратить средства на заполнение складов запчастями, предлагают клиенту для экономии времени купить необходимую деталь у предпринимателя, торговая точка которого по странному совпадению находится напротив автосалона.

Чтобы удержать клиента

Пытаясь изменить ситуацию, дилеры, входящие в БАА, излагают проблему чиновникам самых разных ведомств. Минувшим летом предложение о мерах по совершенствованию автомобильного рынка страны получил премьер Сергей Сидорский.

По словам Михневича, «мы сформулировали пути изменения ситуации. В их числе либерализация цен в сфере реализации запчастей и услуг в автосервисах; выравнивание условий ввоза и реализации запчастей для юрлиц и физлиц; процедура упрощенного декларирования запчастей. Крайне желательно снижение оборотного налога с 15% до 5%. Это позволит регулировать цены экономически, а не административно, как происходит в настоящее время, а также удержать клиентов, уставших от очередей в белорусских автосалонах».
Добавить комментарий
Проверочный код