Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№36 (606) 10 сентября 2007 г. Тема недели

Город в глубокой паузе

10.09.2007
на руинах утопии

Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ

Минская утопия не относится к числу жестоких и мрачных, напротив, она солнечна и оптимистична, считает художник-концептуалист Артур Клинов, создавший книгу «Горад СОНца. Визуальная поэма в трех частях». В беседе с корреспондентом «БелГазеты» Артур Клинов рассказал о Великой Утопии по-белорусски, Желтом Городе и амбициозности Национальной библиотеки.

- Почему Минск - «Горад СОНца»?

- Минск - один из интереснейших городов планеты, поскольку на его территории расположен Город СОНца - уникальный архитектурный ансамбль, не имеющий аналогов в мировой архитектурной практике. С запада на восток его протяженность около 8 км, с севера на юг - от 1,5 км до 4 км.

Великая коммунистическая утопия была попыткой воплотить в жизнь одну большую иллюзию - общество всеобщего счастья. Единственный способ, которым она могла реально приблизиться к этой цели, - создать иллюзию общества Счастья, погрузить всех в некое подобие летаргического сна. Поэтому Город СОНца - это город грез на границе реальности и стремлений к невозможному.

Уникальность и гениальность Города СОНца в том, что это единственная известная нам реализация грандиозной декорации идеального города Великой Утопии. Утопию нельзя воплотить в жизнь, невозможно построить идеальный город. Но возможно создать сценографию Утопии, возвести великолепную декорацию идеального города, что и было осуществлено на территории Минска. То, что это только декорация, бутафория идеального города, а не сам город, не делает его менее уникальным, наоборот, придает некую болезненную гениальность, некое архитектурное сумасшествие, которое в будущем будет привлекать миллионы людей.

- Что такое Великая Утопия?

- На территории Минска родилось и ушло в небытие несколько городов. Это метафора, которая присутствует в самом имени города - Менск, от слова «меняться». Везде города развиваются эволюционно, когда новое прирастает к старому. Менск же пережил ряд исторических катаклизмов, после которых иными становились не только его внешний облик, но и национальный состав населения, религии, эстетика, уклад быта. Поэтому проект «Город СОНца» реализовался именно в Минске.

Декорации идеального города создавались во многих городах Великой Утопии, но везде они врастали в тело старого города и оставались только фрагментами. В столице коммунистической империи фрагменты Города Сонца утонули в теле старой Москвы, смешались с тверскими бульварами и столешниковыми переулками. В Минске же проект «Город СОНца» создавался с чистого листа, на месте, расчищенном от старого города, поэтому только у нас он воплотился как цельное тело, единый ансамбль.

- Вы говорите о «роскоши убожества». В чем она выражается?

- Центральный проект идеального города должен был реализоваться не здесь, а 700 км восточнее, на главном алтаре Великой Утопии - в Москве. В Минске же создавалась только увертюра к Городу СОНца. Он был только шикарными вратами, ведущими к Алтарю. Отсюда структура города и его «роскошь убожества». Это город одной улицы, идущей с запада на восток. Вдоль этой улицы протянулась многокилометровая стена дворцовых фасадов. Но фокус в том, что это дворцы-стены, за которыми прячутся кирпичные коробки обычных многоквартирных домов. Представьте себе это сюрреалистическое зрелище - город одной длинной улицы, застроенной двумя многокилометровыми плоскими дворцовыми стенами! Этот город-врата, город-декорация создавался для путника-зрителя, который шел на восток к Алтарю и не должен был видеть того, что находилось по ту сторону дворцовых стен.

- Этот город мог быть другим?

- Если б не было двух столетий колониальной истории, Минск мог бы реализовать себя как нормальный европейский город. Однако судьба его сложилась гораздо трагичнее. Но именно она преподнесла столь странный и великолепный подарок - солнечный город грез. Ведь если бы Минск стал нормальным европейским городом - он был бы красивым, уютным, но одним из тысяч. Сегодня же мы обладаем абсолютной уникальностью…

Я очень опасаюсь, что если в ближайшее время не произойдет осознание уникальности Города СОНца и канонизация его как градостроительного памятника мирового значения, то вскоре можно ожидать агрессивного вторжения на его территорию больших денег, бетона, отсутствия здравого смысла и вкуса. Обладание таким архитектурным ансамблем сулит в будущем миллиардные инвестиции в виде доходов от туризма. Однако чтобы деньги пришли в страну, мы должны сохранить город и провести широкую маркетинговую кампанию по его раскрутке.

- Вам уютно рядом с грандиозными новостроями вроде Национальной библиотеки и железнодорожного вокзала?

- К библиотеке я отношусь спокойно - любые амбициозные проекты за пределами Города СОНца и старого Минска могут и должны стать памятниками своего времени. Но когда начинается бездумное вторжение в Желтый Город (одно из определений Города СОНца), как это случилось с новым железнодорожным вокзалом, это уже граничит с изменой национальным интересам.

- А Дворец Республики?

- На мой взгляд, он довольно органично вписался в тело Желтого Города. Возможно потому, что несет в себе эстетику храмово-мемориальной архитектуры, восходящей к пирамидам, зиккуратам, зораастрийским культам.

- Может, все-таки антиутопия, а не утопия?

- Мне бы не хотелось политизировать идею Города Сонца. Город СОНца не принадлежит какой-либо конкретной партии, группе граждан и даже народу. Это достояние всей цивилизации, поэтому каждая власть должна осознавать свою ответственность за него. Мы не европеизируемся, не русифицируемся и не советизируемся. Мы зависли в глубокой паузе, внезапно обнаружив, что мы есть и пытаемся мучительно осознать себя.

СПРАВКА «БелГазеты». Артур Клинов родился в Минске. По образованию - архитектор-градостроитель. Дипломная работа - концептуальные решения по реконструкции центра Минска. Издатель и главный редактор альманаха современной белорусской культуры - pARTisan. Автор книг «Горад СОНца. Визуальная поэма в трех частях»и «Путеводитель по Городу Сонца», изданной в Германии.
Добавить комментарий
Проверочный код