Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Клапанный скотч Oker (Клеевой клапан)для заклейки полипропиленовых пакетов
axelpack.ru
№36 (606) 10 сентября 2007 г. События. Оценки

Взяли за яйца

10.09.2007
 

Ольга МИКША

Белорусский поэт Алесь Рязанов и художник Виктор Марковец подали иск к компании «Мобильные телесистемы» (МТС) о защите своих авторских прав. В широко растиражированном белом яйце в красном квадрате они узнали собственное произведение «Яйцеквадраты», созданное 15 лет назад.

Как сообщила пресс-служба Верховного суда, истцы требуют обязать компанию МТС опубликовать в ряде газет информацию о нарушении авторских прав в отношении произведения «Яйцеквадраты». В интервью «БелГазете» Виктор Марковец пояснил, что они требуют признания факта нарушения авторского права на яйцо в квадрате, искажения изначального произведения (там яйцо имеет идеальную форму овала) и тиражирования без разрешения авторов. О материальной компенсации речь пока не идет. «Какое может быть требование, если сначала должен быть признан факт нарушения авторских прав?» - считает Марковец. Однако художник не хочет смириться с тем, что их концепция, созданная в 1992г. и с тех пор хорошо известная и очень узнаваемая в артистической среде, была представлена московскому заказчику как авторская разработка иностранных дизайнеров и продана за большие деньги.

СПРАВКА «БелГазеты». «Яйцеквадраты» Рязанова и Марковца - шесть картин, на которых овальное яйцо заключено в квадрат. Художник использовал три цвета - белый, красный и черный, в результате чего получилось по два белых, красных и черных квадрата, в которых, соответственно, заключены белые, красные и черные яйца. Красный квадрат с белым яйцом в художественно-концептуальном проекте белорусских авторов выступал третьим номером и, несмотря на небольшую деформацию овала, в принципе, узнаваем в логотипе мобильного оператора. Яйцеквадраты украшают обложки книг Алеся Рязанова, в частности на представленном в прошлом году сборнике поэм «Каб мелi шчасце ўваскрасаць i лётаць» как раз оказался красно-белый вариант.

В своем официальном комментарии по поводу подачи иска МТС заявляет, что используемый компанией товарный знак (ТЗ) зарегистрирован и используется в установленном порядке, что полностью подтверждается соответствующими документами: «В настоящее время компания МТС в установленном законом порядке знакомится с материалами дела, изучает представленные истцами документы. После ознакомления с материалами дела на поданный иск будут представлены соответствующие мотивированные возражения».

По мнению экспертов, в данном случае налицо столкновение интересов авторского права и прав владельцев ТЗ как средства индивидуализации товара. Однако поскольку произведение - изображение яйцеквадратов - создано намного раньше, чем логотип МТС, на него автоматически, по факту создания и издания, распространяется авторское право, и этим же правом произведение охраняется.

Впрочем, факт нарушения авторского права может установить только суд. А для выяснения различий в яйцеквадратах Рязанова-Марковца и логотипе МТС, вполне возможно, суду придется привлекать экспертов. Но даже если факт нарушения авторского права будет доказан, у МТС есть шанс сохранить свою репутацию от пиратского клейма. Сквозной бренд для всех компаний, входящих в «Систему-Телеком», разрабатывало английское дизайнерское агентство, и за новую концепцию мобильный оператор заплатил $4 млн. А наличие договорных отношений позволяет заказчику предъявить исполнителю свои претензии.

В прошлом году, когда МТС только запустила ребрендинг, новый логотип с яйцом встретили в штыки большинство абонентов не только этой компании, но и других операторов и экспертов. Так, идеолог ребрендинга, бывший вице-президент МТС по маркетингу Гжегож Эш утверждал, что эта «форма создана природой и потому совершенна. Она проста и в то же время вечна. Символ, легко узнаваемый всеми жителями планеты, несет в себе мощный эмоциональный заряд». А представитель Art Directors Clab Russia Кирилл Смирнов в интервью «Коммерсанту» выразил диаметрально противоположное мнение: «Яйца» от МТС войдут в историю маркетинга как пример непонятно на что потраченных денег».

Через полгода после запуска ребрендинга Эш уволился из МТС по семейным обстоятельствам. В мае 2006г. спасать провальный проект пригласили известного российского режиссера Юрия Грымова, а еще через месяц в компании объявили, что теперь на каждую новую рекламную кампанию оператор будет устраивать тендер. В результате в 2006г. рекламный бюджет МТС вырос с $80 млн., потраченных на продвижение бренда в 2005г., до $100 млн.

И это дало свои результаты - спустя год 83 человека из 100 считают белые яйца в красном квадрате привлекательным символом мобильного оператора и выбирают контракт с МТС. Компания является лидером по количеству новых подключений как в России, так и в Беларуси. В целом быстрорастущий рынок мобильной связи позволил менее чем за год увеличить капитализацию на 25% - в начале июня 2007г. МТС оценивалась в $25 млрд.

И хотя тезис президента ОАО «МТС» Леонида Меламеда о том, что «символ яйца уже ассоциируется со связью», до сих пор многим кажется спорным, Алесь Рязанов, очевидно, был прав, когда говорил, что «яйцеквадраты - это универсальная формула, которая имеет отношение ко всему, а с другой стороны - это явления, связанные с национальным космосом и традицией».
Добавить комментарий
Проверочный код