Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
Количество проголосовавших: 58
от призыва в армию
 41.38%
от бедных родственников
 15.52%
от оплаты коммунальных услуг
 12.07%
от вредных привычек
 6.90%
от прохождения флюрографии
 24.14%
№36 (606) 10 сентября 2007 г. События. Оценки

Взяли за яйца

10.09.2007
 

Ольга МИКША

Белорусский поэт Алесь Рязанов и художник Виктор Марковец подали иск к компании «Мобильные телесистемы» (МТС) о защите своих авторских прав. В широко растиражированном белом яйце в красном квадрате они узнали собственное произведение «Яйцеквадраты», созданное 15 лет назад.

Как сообщила пресс-служба Верховного суда, истцы требуют обязать компанию МТС опубликовать в ряде газет информацию о нарушении авторских прав в отношении произведения «Яйцеквадраты». В интервью «БелГазете» Виктор Марковец пояснил, что они требуют признания факта нарушения авторского права на яйцо в квадрате, искажения изначального произведения (там яйцо имеет идеальную форму овала) и тиражирования без разрешения авторов. О материальной компенсации речь пока не идет. «Какое может быть требование, если сначала должен быть признан факт нарушения авторских прав?» - считает Марковец. Однако художник не хочет смириться с тем, что их концепция, созданная в 1992г. и с тех пор хорошо известная и очень узнаваемая в артистической среде, была представлена московскому заказчику как авторская разработка иностранных дизайнеров и продана за большие деньги.

СПРАВКА «БелГазеты». «Яйцеквадраты» Рязанова и Марковца - шесть картин, на которых овальное яйцо заключено в квадрат. Художник использовал три цвета - белый, красный и черный, в результате чего получилось по два белых, красных и черных квадрата, в которых, соответственно, заключены белые, красные и черные яйца. Красный квадрат с белым яйцом в художественно-концептуальном проекте белорусских авторов выступал третьим номером и, несмотря на небольшую деформацию овала, в принципе, узнаваем в логотипе мобильного оператора. Яйцеквадраты украшают обложки книг Алеся Рязанова, в частности на представленном в прошлом году сборнике поэм «Каб мелi шчасце ўваскрасаць i лётаць» как раз оказался красно-белый вариант.

В своем официальном комментарии по поводу подачи иска МТС заявляет, что используемый компанией товарный знак (ТЗ) зарегистрирован и используется в установленном порядке, что полностью подтверждается соответствующими документами: «В настоящее время компания МТС в установленном законом порядке знакомится с материалами дела, изучает представленные истцами документы. После ознакомления с материалами дела на поданный иск будут представлены соответствующие мотивированные возражения».

По мнению экспертов, в данном случае налицо столкновение интересов авторского права и прав владельцев ТЗ как средства индивидуализации товара. Однако поскольку произведение - изображение яйцеквадратов - создано намного раньше, чем логотип МТС, на него автоматически, по факту создания и издания, распространяется авторское право, и этим же правом произведение охраняется.

Впрочем, факт нарушения авторского права может установить только суд. А для выяснения различий в яйцеквадратах Рязанова-Марковца и логотипе МТС, вполне возможно, суду придется привлекать экспертов. Но даже если факт нарушения авторского права будет доказан, у МТС есть шанс сохранить свою репутацию от пиратского клейма. Сквозной бренд для всех компаний, входящих в «Систему-Телеком», разрабатывало английское дизайнерское агентство, и за новую концепцию мобильный оператор заплатил $4 млн. А наличие договорных отношений позволяет заказчику предъявить исполнителю свои претензии.

В прошлом году, когда МТС только запустила ребрендинг, новый логотип с яйцом встретили в штыки большинство абонентов не только этой компании, но и других операторов и экспертов. Так, идеолог ребрендинга, бывший вице-президент МТС по маркетингу Гжегож Эш утверждал, что эта «форма создана природой и потому совершенна. Она проста и в то же время вечна. Символ, легко узнаваемый всеми жителями планеты, несет в себе мощный эмоциональный заряд». А представитель Art Directors Clab Russia Кирилл Смирнов в интервью «Коммерсанту» выразил диаметрально противоположное мнение: «Яйца» от МТС войдут в историю маркетинга как пример непонятно на что потраченных денег».

Через полгода после запуска ребрендинга Эш уволился из МТС по семейным обстоятельствам. В мае 2006г. спасать провальный проект пригласили известного российского режиссера Юрия Грымова, а еще через месяц в компании объявили, что теперь на каждую новую рекламную кампанию оператор будет устраивать тендер. В результате в 2006г. рекламный бюджет МТС вырос с $80 млн., потраченных на продвижение бренда в 2005г., до $100 млн.

И это дало свои результаты - спустя год 83 человека из 100 считают белые яйца в красном квадрате привлекательным символом мобильного оператора и выбирают контракт с МТС. Компания является лидером по количеству новых подключений как в России, так и в Беларуси. В целом быстрорастущий рынок мобильной связи позволил менее чем за год увеличить капитализацию на 25% - в начале июня 2007г. МТС оценивалась в $25 млрд.

И хотя тезис президента ОАО «МТС» Леонида Меламеда о том, что «символ яйца уже ассоциируется со связью», до сих пор многим кажется спорным, Алесь Рязанов, очевидно, был прав, когда говорил, что «яйцеквадраты - это универсальная формула, которая имеет отношение ко всему, а с другой стороны - это явления, связанные с национальным космосом и традицией».
Добавить комментарий
Проверочный код