Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№36 (606) 10 сентября 2007 г. Личный вкус

Скульптор эпохи мин

10.09.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

«Ну уж нет, - отрезала Ада, - мы будем играть в мои игры. Какие я сама придумала. В которые наша бедняжка лапочка Люсетт, думаю, сможет играть со мной через год. Итак, начнем. Сегодня я покажу тебе две игры из цикла «тень-и-свет».

Владимир Набоков. «Ада»Ассоциации с Набоковым? На выставке белорусского скульптора? «Шутите, - сказала бы я в ответ до знакомства с работами Андрея Осташова, персональная выставка которого проходит в Национальном художественном музее. - Разве что «Дар»… Или какие-нибудь малоизвестные произведения, созданные на обочинах мэйнстрима: что-нибудь вроде работы классика белорусской монументальной скульптуры Заира Азгура, где «Железный» Феликс Эдмундович Дзержинский нежно-нежно прижимает к груди девочку лет одиннадцати-двенадцати».

Всех поголовно представителей самой брутальной категории художников аттестовать как неспособных к утонченной куртуазности или не склонных к интеллектуальным упражнениям и параллелям было бы неоправданным высокомерием. И все-таки факт остается фактом: белорусской скульптуре ХХ в. и ее традициям можно дать много хороших, лестных определений, но среди них неорганично будут смотреться слова «изысканная», «изящная», «куртуазная».

В случае с Андреем Осташовым впечатление от экспозиции с ее вызывающе-приватными, перегруженно-литературными, подчеркнуто-театральными - на грани фола (т.е. мультика) - небольшими бронзовыми скульптурами приятно контрастирует с заранее ожидаемым от очередной белорусской скульптурной выставки с ее привычным послевкусием сурового стиля, неизжитым пафосом, серьезными темами глобально-социального или эпохально-исторического характера. Закон контраста: после соленого хочется сладкого. И наоборот.

При взгляде на работы Андрея словосочетание «минский скульптор» приобретает дополнительный смысловой оттенок, вызывая ассоциацию с эпохой китайской династии Мин: «Нефритовая Гуаньинь», декадентское очарование уставшей самой от себя культуры и все такое прочее.

На выставку слетелись - будто долго и тщетно ждали, что их наконец пригласят после долгого игнорирования в пользу девушек с веслами и скорбных матерей, - призрачные образы Танагры, и севрского фарфора, и поздней готики, и бидермейера, и прочей сладостной красоты перезрелых стилей всех времен и народов.

На фоне маньеристического и в то же время такого наивного («А сёння я Баццiчэллі. Не, лепш ізноў Далі!» - Ну и на здоровье!) белорусского «неоромантизма» с салонным оттенком стиль Осташова выделяется нотой «это игра, всего лишь игра», причем понимаем это не только мы, художник и зритель, но и сами персонажи, в большинстве своем те самые «хорошенькие воображалы», которые, примеряя «красивые» матрицы стилей, поз, пластических цитат, становятся видны в своей естественности тем отчетливее, чем сильнее они прижимают маски к своим то ли буддическим, то ли дауническим личикам, чем старательнее ставят тоненькие, иногда кривоватенькие и даже косолапенькие ножки-стебельки в балетные позиции фальконетовых нимф. Процесс примерки не скрыт и, собственно, является содержанием работы.

Благодаря этому нюансу «детская игра» Осташова на самом деле вполне взрослая: канон, его нарушение и возвращение к нему, но на уровне игры и стилизации.

Персонажи пластических фантазий Осташова имеют не по одному художественному и литературному прототипу, тяжко обременены грузом как визуальной, так и литературной памяти. Цитаты и ссылки, намеки и подтексты, юмор порой темноватых оттенков - составляющие авторского стиля. Недаром в каталоге, изданном к выставке, на полях многих страниц как бы от руки написано по нескольку строк - непонятно только откуда, к сожалению…

Идея хорошая, но я предпочла бы встретить в каталоге цитату поострее, чем «Вселенная внесет волшебство в твою жизнь» (к работе «В поисках материка») или, например, «Истинное стремление - это путешествие в поисках любви» (к работе «Гейша и английский матрос»). Вот, на мой взгляд, образец более близкого ассоциативно текста: «Обе сестрички не были идеалом красоты, воплощаемом в мертвом мраморе, так как передние зубы у обеих были крупноваты, а нижняя губка пухлей, чем следовало бы; и поскольку нос и у той, и у другой был периодически забит, у обеих в профиль (в особенности попозже, года через три) наблюдалось несколько сонно-оцепенелое выражение».

Кроме бронзовой скульптуры, на выставке были выставлена мало кому известная и, по-моему, замечательная графика Осташова - иногда легкая, виртуозная, каллиграфическая, иногда плотная, вибрирующая штрихом и фактурой, скульптурная. В общем, надо смотреть.
Добавить комментарий
Проверочный код