Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№36 (606) 10 сентября 2007 г. Личный вкус

Скульптор эпохи мин

10.09.2007
Глазомер

Татьяна БЕМБЕЛЬ

«Ну уж нет, - отрезала Ада, - мы будем играть в мои игры. Какие я сама придумала. В которые наша бедняжка лапочка Люсетт, думаю, сможет играть со мной через год. Итак, начнем. Сегодня я покажу тебе две игры из цикла «тень-и-свет».

Владимир Набоков. «Ада»Ассоциации с Набоковым? На выставке белорусского скульптора? «Шутите, - сказала бы я в ответ до знакомства с работами Андрея Осташова, персональная выставка которого проходит в Национальном художественном музее. - Разве что «Дар»… Или какие-нибудь малоизвестные произведения, созданные на обочинах мэйнстрима: что-нибудь вроде работы классика белорусской монументальной скульптуры Заира Азгура, где «Железный» Феликс Эдмундович Дзержинский нежно-нежно прижимает к груди девочку лет одиннадцати-двенадцати».

Всех поголовно представителей самой брутальной категории художников аттестовать как неспособных к утонченной куртуазности или не склонных к интеллектуальным упражнениям и параллелям было бы неоправданным высокомерием. И все-таки факт остается фактом: белорусской скульптуре ХХ в. и ее традициям можно дать много хороших, лестных определений, но среди них неорганично будут смотреться слова «изысканная», «изящная», «куртуазная».

В случае с Андреем Осташовым впечатление от экспозиции с ее вызывающе-приватными, перегруженно-литературными, подчеркнуто-театральными - на грани фола (т.е. мультика) - небольшими бронзовыми скульптурами приятно контрастирует с заранее ожидаемым от очередной белорусской скульптурной выставки с ее привычным послевкусием сурового стиля, неизжитым пафосом, серьезными темами глобально-социального или эпохально-исторического характера. Закон контраста: после соленого хочется сладкого. И наоборот.

При взгляде на работы Андрея словосочетание «минский скульптор» приобретает дополнительный смысловой оттенок, вызывая ассоциацию с эпохой китайской династии Мин: «Нефритовая Гуаньинь», декадентское очарование уставшей самой от себя культуры и все такое прочее.

На выставку слетелись - будто долго и тщетно ждали, что их наконец пригласят после долгого игнорирования в пользу девушек с веслами и скорбных матерей, - призрачные образы Танагры, и севрского фарфора, и поздней готики, и бидермейера, и прочей сладостной красоты перезрелых стилей всех времен и народов.

На фоне маньеристического и в то же время такого наивного («А сёння я Баццiчэллі. Не, лепш ізноў Далі!» - Ну и на здоровье!) белорусского «неоромантизма» с салонным оттенком стиль Осташова выделяется нотой «это игра, всего лишь игра», причем понимаем это не только мы, художник и зритель, но и сами персонажи, в большинстве своем те самые «хорошенькие воображалы», которые, примеряя «красивые» матрицы стилей, поз, пластических цитат, становятся видны в своей естественности тем отчетливее, чем сильнее они прижимают маски к своим то ли буддическим, то ли дауническим личикам, чем старательнее ставят тоненькие, иногда кривоватенькие и даже косолапенькие ножки-стебельки в балетные позиции фальконетовых нимф. Процесс примерки не скрыт и, собственно, является содержанием работы.

Благодаря этому нюансу «детская игра» Осташова на самом деле вполне взрослая: канон, его нарушение и возвращение к нему, но на уровне игры и стилизации.

Персонажи пластических фантазий Осташова имеют не по одному художественному и литературному прототипу, тяжко обременены грузом как визуальной, так и литературной памяти. Цитаты и ссылки, намеки и подтексты, юмор порой темноватых оттенков - составляющие авторского стиля. Недаром в каталоге, изданном к выставке, на полях многих страниц как бы от руки написано по нескольку строк - непонятно только откуда, к сожалению…

Идея хорошая, но я предпочла бы встретить в каталоге цитату поострее, чем «Вселенная внесет волшебство в твою жизнь» (к работе «В поисках материка») или, например, «Истинное стремление - это путешествие в поисках любви» (к работе «Гейша и английский матрос»). Вот, на мой взгляд, образец более близкого ассоциативно текста: «Обе сестрички не были идеалом красоты, воплощаемом в мертвом мраморе, так как передние зубы у обеих были крупноваты, а нижняя губка пухлей, чем следовало бы; и поскольку нос и у той, и у другой был периодически забит, у обеих в профиль (в особенности попозже, года через три) наблюдалось несколько сонно-оцепенелое выражение».

Кроме бронзовой скульптуры, на выставке были выставлена мало кому известная и, по-моему, замечательная графика Осташова - иногда легкая, виртуозная, каллиграфическая, иногда плотная, вибрирующая штрихом и фактурой, скульптурная. В общем, надо смотреть.
Добавить комментарий
Проверочный код