Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (604) 27 августа 2007 г. Тема недели

Не надо мусорить

27.08.2007
Облигации правительства Беларуси приравнены к «мусорным» или спекулятивным

Ярослав РОМАНЧУК

На следующий день после обнародования агентством Standard&Poor’s суверенного кредитного рейтинга Беларуси долгожданные результаты выдало на-гора и агентство Moody’s Investors Service. Беларуси присвоен рейтинг Ba2 по иностранной валюте и B1 по обязательствам государства в белорусских рублях и валюте. По депозитам в инвалюте был получен рейтинг B2, в белорусских рублях - Baa3. Последний рейтинг на десять позиций отстает от самого стабильного и легендарного «трипл-эй» (тройного А).

Облигации правительства Беларуси приравнены к «мусорным» или спекулятивным. Ценные бумаги страны не дотянули до инвестиционных, оставшись в зоне высоких макроэкономических рисков и сильной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

СПРАВКА «БелГазеты». «Мусорные» облигации (Junk bonds) - облигации, которые выпускаются под высокую ставку доходности, т.е. под высокие проценты. Они не имеют инвестиционного качества. Часто их эмитенты имеют плохую финансовую репутацию или испытывают временные финансовые сложности. Выпускаются в большом количестве относительно нестабильными компаниями. Покупателями являются инвесторы, которые терпимо относятся к риску. Выпуск «мусорных» облигаций позволяет небольшим компаниям в относительно короткие сроки привлекать большой объем средств, не прибегая к банковским кредитам. Многие компании, выпускавшие «мусорные» облигации, впоследствии не могли рассчитаться по ним. При этом «мусорные» облигации спасли от банкротства многие бизнесы, в т.ч. в инновационной сфере. К мусорным облигациям относятся ценные бумаги, доходность к погашению которых превышает среднерыночную. При этом вероятность выполнения обязательств по выплате процентов и основной суммы долга достаточно велика. Одним из родоначальников и асов «мусорных» облигаций является Майкл Милкен. В 1970-ых он приучил Wall Street покупать их, что способствовало бурному развитию финансового рынка. В 1990г. финансист угодил за решетку за якобы бухгалтерские манипуляции с отчетностью. Государства, облигации которых получают неинвестиционный рейтинг, оцениваются как эмитенты с относительно высокими рисками, которые при определенных обстоятельствах могут испытывать сложности с выплатой процента или основного долга.

Standard&Poor’s поясняет, что рейтинг Беларуси отражает «чрезвычайно высокий уровень суверенных условных обязательств вследствие сильной роли государства в экономике; слабую внешнюю ликвидность с покрытием резервами счета текущих операций значительно меньше одного месяца в 2006г., а также низкую предсказуемость политического выбора вследствие чрезвычайной централизации политической системы». При этом оценщики отметили сравнительно высокий уровень развития ($3800 на душу населения), низкий уровень совокупного госдолга (9% ВВП), сильный внешнеторговый баланс и большой экономический потенциал «вследствие значительного объема основного капитала в промышленности и высококвалифицированной рабочей силой».

Это вполне точные характеристики состояния экономики Беларуси на начало 2007г. Оценка развития ситуации на 2007г. вполне сопоставима с оценками МВФ, Economist Intelligence Unit и независимых экспертов. С такой оценкой согласен и вице-президент Moody’s Джонатан Шиффер: «Белорусская экономическая модель стимулирования высоких темпов экономического роста при относительно малом социальном неравенстве работала очень хорошо в последние пять лет, но уровень подготовки существующих институтов и механизмов для того, чтобы справиться с качественно новой экономической средой, остается неясным».

Рейтинговые агентства признали очевидное, указав на экономический рост, низкий долг, щедрую поддержку России и относительно стабильный бюджет. По-другому они не могут интерпретировать вполне вероятные макроэкономические, внешнеторговые и фискальные проблемы, время наступления и интенсивность которых будут зависеть не только от внешних факторов, но и от действий белорусской власти. Очевидно, что подняться на десять ступенек вверх и получить инвестиционный рейтинг для белорусского правительства нереально, а вот риск опуститься ниже будет возрастать.
Добавить комментарий
Проверочный код