Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Ожидается, что декрет об обеспечительном депозите позволит бизнесменам не опасаться за свою свободу,если они выйдут за правовые рамки. Нужно просто заблаговременно положить не менее BYN50 тыс. на счет в Беларусбанке. От чего еще можно обезопасить граждан?
от призыва в армию
от бедных родственников
от оплаты коммунальных услуг
от вредных привычек
от прохождения флюрографии
№34 (604) 27 августа 2007 г. Тема недели

Не надо мусорить

27.08.2007
Облигации правительства Беларуси приравнены к «мусорным» или спекулятивным

Ярослав РОМАНЧУК

На следующий день после обнародования агентством Standard&Poor’s суверенного кредитного рейтинга Беларуси долгожданные результаты выдало на-гора и агентство Moody’s Investors Service. Беларуси присвоен рейтинг Ba2 по иностранной валюте и B1 по обязательствам государства в белорусских рублях и валюте. По депозитам в инвалюте был получен рейтинг B2, в белорусских рублях - Baa3. Последний рейтинг на десять позиций отстает от самого стабильного и легендарного «трипл-эй» (тройного А).

Облигации правительства Беларуси приравнены к «мусорным» или спекулятивным. Ценные бумаги страны не дотянули до инвестиционных, оставшись в зоне высоких макроэкономических рисков и сильной зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

СПРАВКА «БелГазеты». «Мусорные» облигации (Junk bonds) - облигации, которые выпускаются под высокую ставку доходности, т.е. под высокие проценты. Они не имеют инвестиционного качества. Часто их эмитенты имеют плохую финансовую репутацию или испытывают временные финансовые сложности. Выпускаются в большом количестве относительно нестабильными компаниями. Покупателями являются инвесторы, которые терпимо относятся к риску. Выпуск «мусорных» облигаций позволяет небольшим компаниям в относительно короткие сроки привлекать большой объем средств, не прибегая к банковским кредитам. Многие компании, выпускавшие «мусорные» облигации, впоследствии не могли рассчитаться по ним. При этом «мусорные» облигации спасли от банкротства многие бизнесы, в т.ч. в инновационной сфере. К мусорным облигациям относятся ценные бумаги, доходность к погашению которых превышает среднерыночную. При этом вероятность выполнения обязательств по выплате процентов и основной суммы долга достаточно велика. Одним из родоначальников и асов «мусорных» облигаций является Майкл Милкен. В 1970-ых он приучил Wall Street покупать их, что способствовало бурному развитию финансового рынка. В 1990г. финансист угодил за решетку за якобы бухгалтерские манипуляции с отчетностью. Государства, облигации которых получают неинвестиционный рейтинг, оцениваются как эмитенты с относительно высокими рисками, которые при определенных обстоятельствах могут испытывать сложности с выплатой процента или основного долга.

Standard&Poor’s поясняет, что рейтинг Беларуси отражает «чрезвычайно высокий уровень суверенных условных обязательств вследствие сильной роли государства в экономике; слабую внешнюю ликвидность с покрытием резервами счета текущих операций значительно меньше одного месяца в 2006г., а также низкую предсказуемость политического выбора вследствие чрезвычайной централизации политической системы». При этом оценщики отметили сравнительно высокий уровень развития ($3800 на душу населения), низкий уровень совокупного госдолга (9% ВВП), сильный внешнеторговый баланс и большой экономический потенциал «вследствие значительного объема основного капитала в промышленности и высококвалифицированной рабочей силой».

Это вполне точные характеристики состояния экономики Беларуси на начало 2007г. Оценка развития ситуации на 2007г. вполне сопоставима с оценками МВФ, Economist Intelligence Unit и независимых экспертов. С такой оценкой согласен и вице-президент Moody’s Джонатан Шиффер: «Белорусская экономическая модель стимулирования высоких темпов экономического роста при относительно малом социальном неравенстве работала очень хорошо в последние пять лет, но уровень подготовки существующих институтов и механизмов для того, чтобы справиться с качественно новой экономической средой, остается неясным».

Рейтинговые агентства признали очевидное, указав на экономический рост, низкий долг, щедрую поддержку России и относительно стабильный бюджет. По-другому они не могут интерпретировать вполне вероятные макроэкономические, внешнеторговые и фискальные проблемы, время наступления и интенсивность которых будут зависеть не только от внешних факторов, но и от действий белорусской власти. Очевидно, что подняться на десять ступенек вверх и получить инвестиционный рейтинг для белорусского правительства нереально, а вот риск опуститься ниже будет возрастать.
Добавить комментарий
Проверочный код