Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (604) 27 августа 2007 г. Автостоп

ГАИ в птичьем полёте

27.08.2007
«Дорогу видим очень хорошо»

Ольга МИКША

Этим летом многие водители, спешащие по загородным дорогам Минской области, нередко предпочитали вдруг сбросить скорость и отказаться от рискованного маневра. По вполне понятной причине: почти два месяца по уик-эндам порядок на дорогах патрулирует вертолет воздушного патруля ГАИ.

О результатах небесного контроля корреспонденту «БелГазеты» рассказал старший инспектор по административной практике УГАИ УВД Миноблисполкома старший лейтенант Алексей РАК.

- Как возникла идея воздушного патрулирования?

- Мы анализировали опыт коллег соседних стран. Пока наш проект в пробной стадии - полеты начались совсем недавно. Для этих целей ГАИ арендует вертолет «Ми-2» в Центральном аэроклубе ДОСААФ в Боровой.

- Каков охват патрулируемой территории?

- Вся Минская область. За один рейд мы обычно охватываем примерно три района - с учетом использования личного состава на местах, расхода топлива. Это немало: например, до Березино, Крупок 150-200 км в одну сторону, а ведь мы как бы выписываем треугольник над этими районами. Поэтому пусть водители не сомневаются: мы можем появиться в любой точке Минской области и обнаружить нарушителя.

- Какие правонарушения фиксируете с вертолета?

- В основном это нарушения правил расположения на проезжей части и правил обгона транспортными средствами. Скоростной режим мы контролировать пока не можем, поскольку вертолет не оснащен спецприборами. В ближайшей перспективе планов оснащения такими приборами пока нет: дорого.

- Какие данные вы передаете на землю, если замечаете нарушителя?

- Воздушный патруль работает вместе с несколькими экипажами наземного патруля, в каждом районе у нас есть связь не менее чем с одним экипажем. Если видим нарушителя, то связываемся по рации с ближайшим патрульным экипажем, сообщаем координаты, марку, модель и цвет машины, если удается рассмотреть - то и госномер, а также направление движения. После этого наряд на земле начинает отрабатывать дорогу на предмет выявления этого автомобиля. Его останавливают, водителю сообщают, что его правонарушение зафиксировано воздушным патрулем, на борту которого находился инспектор ГАИ. После окончания рейда инспектор составляет подробный отчет обо всех отмеченных во время трехчасового рейда правонарушениях.

- Много выявляете нарушений?

- Это зависит от многих факторов - времени проведения рейда, погоды, интенсивности движения на дорогах, удаленности наземных нарядов от местоположения нарушителя… По-разному бывает. От 20 до 50 нарушений за рейд. Иногда нарушение фиксируется в довольно удаленном от населенных пунктов месте, куда ни один наряд быстро не доберется. Тогда мы просто фиксируем этот факт. Однако хочу отметить, что даже сам факт присутствия над дорогой патрульного вертолета с надписью «ГАИ» оказывает положительное действие на водителей. Как правило, заметив его, они снижают скорость и ведут себя на дороге достойно.

- Выходит, задержание нарушителей не является вашей первоочередной задачей при воздушном патрулировании?

- Наша главная цель - профилактика правонарушений и предупреждение тяжких ДТП, которые в присутствии ГАИ в небе или на земле обычно не совершаются.

- Сколько стоит один рейд?

- За час полета вертолет расходует 1 т керосина, поэтому только топливо обходится примерно в Br1 млн. Соответственно, три часа рейда - Br3 млн.

- Не слишком ли дорого для PR-акции?

- Пока еще рано подводить даже промежуточные итоги нашей работы. Время покажет, удалось ли нам с помощью такого метода сократить количество нарушений и ДТП.

- А перед воздушными гаишниками поставлены конкретные планы по сокращению количества ДТП?

- Конечно, мы также работаем над выполнением программы «Минус сто» по сокращению аварийности на дорогах, чтобы как можно меньше происходило тяжелых аварий, в которых люди гибнут и получают тяжелые увечья. Если благодаря нашим полетам мы сохраним жизнь не ста, а хотя бы пятерым гражданам, это будет означать, что мы работаем не зря.

- Проходят ли сотрудники ГАИ, отправляющиеся в воздушный патруль, спецподготовку?

- Специальных занятий не проводится, но воздушное патрулирование - новое интересное направлением деятельности ГАИ. В перспективе планируется даже создать воздушное подразделение ГАИ.

- Будете подавать заявку на прием в спецподразделение?

- Конечно, одним из первых! Хотя, если честно, хочется летать на более современных и комфортных машинах. К примеру, наши западные коллеги используют более компактные и маневренные вертолеты, работающие на бензине. Если в такой машине сложить лопасти, она может заехать даже на обычную автозаправку.

Такой вертолет можно использовать не только на патрулировании, но и в других сферах деятельности милиции, где требуется преследование. В этом случае вертолет оказывает бесценную помощь. Если его оборудовать специальной видеокамерой, то, зависая, он может вести наблюдение на довольно больших расстояниях и передавать полученные сведения наземным экипажам. Это был бы новый уровень проведения оперативно-разыскных мероприятий.

- На какой высоте летаете?

- На уровне самых высоких башенных кранов, можно сказать, что даже выше птичьего полета. Дорогу видим очень хорошо, в т.ч. допущенные правонарушения со стороны водителей.

- А не страшно летать?

- С непривычки, конечно, испытываешь острые ощущения. Ведь профессиональные летчики проходят подготовку, а тут выше шестнадцатиэтажного дома никогда и не поднимался… Поэтому когда поднимаешься над дорогой, все вокруг начинает звенеть, пилот закладывает виражи без оглядки на самочувствие инспектора, от перегрузок, бывает, чувствуешь себя некомфортно. А когда выходишь, сказывается трехчасовая вибрация в вертолете - дрожат ноги, в ушах звенит.

- Как профессиональный инспектор ГАИ приобретаете ли вы новые навыки во время воздушного патрулирования?

- Конечно, это другой взгляд на вещи. С неба все смотрится немного иначе, можно увидеть то, на что на земле не обращаешь внимания. Можно подсказать местным дорожным службам, как лучше организовать движение, перенести объезд или отрезок дороги со снижением скорости.
Добавить комментарий
Проверочный код