Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№34 (604) 27 августа 2007 г. Автостоп

Уследить за ГАИ

27.08.2007
намерены автолюбители-энтузиасты

Елена АНКУДО

В стране обнаружилась группа активистов, намеревающихся создать нечто вроде добровольной народной дружины по контролю за деятельностью Госавтоинспекции. В начале августа пятеро водителей-энтузиастов посетили руководство республиканской и городской ГАИ и передали список главных проблем белорусских дорог.

Коллективное обращение, подписанное 321 водителем, - плод творческих усилий участников форума onliner.by, на протяжении нескольких лет обсуждавших дорожную обстановку в стране. Как-то один из участников форума попытался собрать причины, по которым поток автомобилей выглядит, «как стадо коров, идущих на водопой». Идею подхватили, откорректировали и принесли в ГАИ.

«БРОСАЮТСЯ ПОД КОЛЕСА»

Первая головная боль подписантов коллективного обращения - «недисциплинированные пешеходы», полагающие, что «правы на дороге в любой ситуации, а водители обязаны любой ценой… уступать дорогу». Беспечное поведение людей на дороге не получает адекватной реакции инспекторов ГАИ, предпочитающих«штрафовать водителей за гораздо менее значительные и опасные нарушения, в то время как рядом пешеходы практически бросаются под колеса».

Игнорируя безобразия пешеходов, гаишники, по мнению активистов, стремятся наказывать «профессиональных водителей по минимуму, а любителей по максимуму». Между тем водители-профессионалы «ведут себя на дорогах крайне недисциплинированно», особенно водители маршрутных такси, за которыми необходим «строгий контроль»: «Складывается впечатление, что вопросы переезда перекрестков, соблюдения направления движения по полосам никак не контролируются». Вместо этого сотрудники ГАИ почему-то чаще выходят «на прямые участки дорог для фиксации скорости движения».

Еще одна претензия - наказание виновников аварий. По мнению подписантов, «укоренилась практика поголовного лишения права управления транспортным средством за ДТП». Оправданная в случае аварий с тяжкими последствиями, практика «распространяется и на мелкие происшествия, в которых был нанесен ущерб на небольшие суммы и только имуществу участников». Члены инициативной группы утверждают, что «существует множество примеров» лишения прав за то, что водитель «по неосторожности повредил только свое транспортное средство и решил воспользоваться страховкой». В итоге «огромное количество водителей не вызывают ГАИ для оформления ДТП из-за боязни быть лишенными водительского удостоверения». Обязательное страхование гражданской ответственности «практически перестает работать», а на дороге растет количество «подстав», «вымогание денег за ДТП и необъективная оценка виновности», что, в свою очередь, порождает «условия для коррупции».

После этого перечня «однонаправленность работы ГАИ» уже не вызывает большого волнения, хотя контроль инспектора за соблюдением скоростного режима, по мнению подписантов, закрывает ему глаза на другие нарушения ПДД.

Последний пункт коллективного обращения - нарушение ПДД сотрудниками ГАИ и МВД: «превышение скорости движения, разворот через двойную сплошную, разговор по телефону во время движения, остановка в запрещенном месте». При этом на все сообщения о нарушениях «приходят отписки и никаких мер к нарушителям не применяется».

«В ЧАСЫ ПИК ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ, КАК В ВОЗДУШНОМ БОЮ»

В середине августа активистам удалось пробиться на прием к начальнику УГАИ МВД Александру Менделеву и начальнику УГАИ Минска Василию Бульбенкову. Остались ли активисты довольны встречей и повлияет ли диалог с милицейским начальством на безопасность дорожного движения, рассказал один из членов инициативной группы Игорь ХАТКЕВИЧ.

- Чем вызвано обращение группы водителей-активистов к руководству ГАИ?

- Неблагоприятной обстановкой на дорогах. С каждым днем ездить становится все опасней, в часы пик чувствуешь себя, как в воздушном бою: надо вовремя увернуться. Читая сводки, ужасаешься: по 10-20 погибших в ДТП, по 300 водителей, задержанных в выходные дни в состоянии алкогольного опьянения. У нас не так много людей, чтобы было столько нарушений. Пообщавшись с руководителями ГАИ, я сделал вывод, что они расположены к диалогу и готовы выслушать конструктивные предложения.

- Что вы готовы предложить?

- Меры профилактического характера, не используемые ГАИ, обратить внимание хотя бы на опыт зарубежных стран. Надо работать с пешеходами, но пока трудно поверить словам наших собеседников о том, что якобы половину времени инспектор ГАИ занимается профилактикой нарушений правил пешеходами.

- Вы верили далеко не всему, что слышали на встрече?

- Некоторая статистика, озвученная Бульбенковым, вызвала удивление: оказывается, водительских прав лишают в 12% случаев; по подсчетам участников форума, их больше, это нуждается в уточнении. Недостаточно следят за нарушителями - сотрудниками ГАИ и МВД. Чтобы началась работа по выявлению нарушений, Менделев предложил поделиться известными фактами.

- Где будете искать эти факты?

- На улицах. Каждый день оперативные машины под знаками стоят, проезжают на красный свет, нарушают требования разметки. Но цель - не поиск компромата и наказание, а профилактика. Если с нарушителем строго побеседует его начальник, глядишь, ситуация и исправится.

- Что планируете предложить ГАИ для повышения сознательности граждан?

- Пропаганду, которая неплохо работает за рубежом. Если на оживленном перекрестке просто поставить инспектора ГАИ, не случится ни одной аварии. Даже манекен гаишника действует, хотя идея сама по себе смешная. Можно придумывать и дальше, главное - сделать подачу информации интересной, не такой, как фильм «Дорога жизни», демонстрируемый в ГАИ водителям-нарушителям. Пора внушать пешеходам, что о безопасности они должны заботиться сами, а не рассчитывать на скорость реакции водителя, неожиданно выпрыгивая перед его машиной.

- Говоря о безнаказанности пешеходов, обращаете ли вы внимание на чрезмерно жесткие наказания водителей?

- Да, и интересуемся, как проходит рассмотрение дел нарушителей ПДД. Поэтому обязательно воспользуемся предложением ГАИ принять участие в разбирательствах. Надеюсь, это поможет узнать, насколько глубоко сотрудники ГАИ анализируют конкретные нарушения, правы ли некоторые участники ДТП, утверждая, что разбор формальный.

- ГАИ способствовала возникновению организации, контролирующей ее работу?

- Пока рано говорить. Предполагаем, что не всем сотрудникам ГАИ может понравиться наша инициатива. Впрочем, если разобраться, ГАИ заинтересована в нашем появлении, ведь не зря руководители этого ведомства говорят об открытости.

- А что если контроль не понравится ГАИ и в скором времени с вами перестанут сотрудничать?

- Наша цель - не контроль, а взаимодействие по вопросам безопасности дорожного движения. Пока существуют два противоположных лагеря - автомобилисты и инспекторы ГАИ, - то и дело с каждой стороны раздаются обвинения. Надо помочь этим лагерям начать контактировать.

- Какое впечатление осталось после встречи с руководством ГАИ?

- Они готовы к диалогу, инициатива воспринята с энтузиазмом. Поэтому будем рады, если движение будет нарастать: 320 подписавшихся из более чем 1,5 млн. водителей - это очень мало, хочется, чтобы неравнодушных людей было больше.

СПРАВКА «БелГазеты». Игорь Хаткевич - препресс-инженер частной типографии. Водительский стаж - пять лет. Ездит на Opel Vectra, в прошлом участник нескольких ДТП с повреждением транспортных средств.
Добавить комментарий
Проверочный код