Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№32 (602) 13 августа 2007 г. Визави

Минторг прокрутил «Динамо»

13.08.2007
и обнаружил нарушения у 80% продавцов

Татьяна КАРЮХИНА, Глеб ЖИВЛОВ

Минторг начал контрольные проверки соблюдения правил торговли и законодательства о защите прав потребителей продавцами на рынках. 6 июля сотрудники министерства и Мингорисполкома посетили вещевой рынок на стадионе «Динамо». В ходе проверок установлено, что «более 80% субъектов предпринимательской деятельности нарушают нормативные предписания». В частности, информирует Минторг, предприниматели не выполняли вменяющиеся им правилами торговли на рынках обязанности «предоставлять покупателю на вывеске, размещенной на торговом месте на рынке, предусмотренную законодательством информацию о продавце».

Не обеспечивали они и «наличие у продавца в течение всего периода работы на рынке нагрудного знака с указанием на нем должности, Ф.И.О.». А также не соблюдали некоторые нормы закона «О защите прав потребителей», вменяющего в обязанность продавцу «своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах». По результатам проверки Минторг выдал 426 предписаний субъектам предпринимательской деятельности об устранении выявленных нарушений. О причинах проведения подобных проверок и последствиях этой инициативы торгового ведомства для столичных предпринимателей корреспонденты «БелГазеты» беседовали с ведущим юрисконсультом ОО «Защита потребителей» Юрием ПЕРЕВОЗКОВЫМ и индивидуальным предпринимателем, торгующим на рынке «Динамо», Сергеем П.

Юрий ПЕРЕВОЗКОВ: «ПРОДАВЦЫ ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК «ОТЧЕ НАШ»

- Чем продиктована необходимость проведения регулярных проверок рынков?

- Тем, что правила торговли и законодательства о защите прав потребителей продавцами не соблюдаются даже не в 80%, как указывает Минторг, а почти в 100% случаев. Так, пункт 12 правил осуществления розничной торговли гласит: «Персонал продавца должен быть обеспечен нагрудными знаками с указанием должности, фамилии, имени и отчества». Это требование обязательно для исполнения всеми субъектами хозяйствования, которые осуществляют торговлю, однако не все работники вещевых рынков носят на одежде бэджи.

Многие продавцы не утруждают себя предоставлением информации о правилах эксплуатации товара. Между тем эта информация имеет большое значение: довольно часто возникают ситуации, когда непредоставление сведений о товаре ведет к неправильной его эксплуатации. В результате появляются дефекты, которых можно было бы избежать, если бы продавец разъяснил покупателю правила пользования.

- Каким образом потребитель может доказать, что ему не разъяснили правила эксплуатации товара?

- Законодательство в области торговли, в частности СТБ 1400-2003, устанавливает минимальный объем сведений о товаре, который продавец должен донести до потребителя, а также способы доведения этой информации. Эти сведения должны содержаться в прилагаемых к товару документах: либо в текстовой форме, либо в виде специальных знаков и символов.

Вот наглядный пример. Коробка с обувью: есть сведения по свойствам товара, есть информация о правилах ухода за товаром. Другое дело, что потребитель не всегда обращает на это внимание, и порой возникают случаи, когда очередная посетительница начинает возмущаться: «Что? Я еще должна что-то там читать?!» Но это уже проблема покупательницы: если информация продавцом приложена, и дефект возник по невнимательности или безграмотности потребителя, который не желает «что-то там читать», его требования не будут удовлетворены. Таким образом продавец обезопасил себя от необоснованных притязаний покупателей.

- Какую именно информацию о товаре обязан предоставить продавец покупателю?

- Любой продавец обязан предоставить потребителю товар с исчерпывающей информацией о наименовании изделия и стране-изготовителе с указанием местонахождения производителя, об основном назначении товара, его основных потребительских свойствах, безопасности, о сертификации, если товар подлежит обязательной сертификации, обозначение нормативного документа. В документах, прилагаемых к товару, должны содержаться также данные о его количестве, комплектности, цене, дате изготовления, о сроках службы или годности, или хранения, а также о гарантийных сроках.

- Продавцы столичных рынков в своих аргументах пеняют на иностранных производителей, которые не всегда снабжают товары необходимой по белорусскому законодательству информацией. «Почему отечественные предприниматели должны отвечать за изготовителей?» - спрашивают они.

-По закону «О защите прав потребителя», покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, имеет право предъявить претензии и к изготовителю, и к продавцу этого товара. И если в случае с белорусскими товарами имеет смысл обращаться непосредственно к отечественным производителям, которые изначально должны были разработать инструкцию по уходу за своей продукцией, то предъявить претензии зарубежному изготовителю порой весьма сложно. Именно поэтому законодательно установлено право потребителя обращаться с рекламациями непосредственно к продавцу.

- Насколько закон «О защите прав потребителей» и другие нормативные документы, регулирующие торговлю, унифицированы с российским и мировым законодательством в этой сфере?

- В достаточной степени. Я сталкивался, например, с российским стандартом, который устанавливает объем информации по продовольственной продукции и способах ее предоставления покупателю. Он фактически идентичен белорусскому.

- Некоторые предприниматели находят, что «Минторг должен не выявлять нарушения, а повышать уровень грамотности в вопросах потребительских прав…»

- Министерство этим и занимается: насколько мне известно, и Минторг, и Мингорисполком проводят всевозможные обучающие занятия - семинары и практикумы, на которых доводят правила торговли и законодательства о защите прав потребителей до предпринимателей и их работников. Это одни из основных документов, которые должны, как «Отче наш», знать продавцы. Они работают с потребителем, и должны знать не только права покупателей, но и свои собственные, чтобы избежать потребительского экстремизма и знать, как вести себя с покупателем, который злоупотребляет своими правами.

- Как часто потребители предъявляют претензии работникам вещевых рынков?

- Довольно часто. Причем большинство рекламаций, которые предъявляются работникам выставок и вещевых рынков, касается обуви.

- Претензии в основном предъявляются к качеству товаров либо в жалобах звучат фразы: «Не предоставил информацию о товаре»; «не было бэджа»?

-
Чаще всего претензии предъявляют к качеству. Пока еще потребители не задумываются о том, какие последствия может иметь непредоставление им сведений о товаре. Вопросы: «А как это правильно эксплуатировать?» и«Кто нам это продал?» - возникают, когда начинаются проблемы с товаром. И, в принципе, многие продавцы указывают и свое имя, и номер лицензии. Не выполняется другое требование законодательства: продавец должен предоставлять также адрес - где он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. И к нам приходит человек, у которого есть чек или другой документ, подтверждающий факт приобретения товара у данного продавца, но нет сведений о месте регистрации. Эти данные получить можно. Но, во-первых, он потратит на это деньги (это стоит 0,2 базовой величины), во-вторых - время.

- Вы считаете, что Минторг занизил процент нарушений на рынках?

- Мне кажется, что цифра 80% не соответствует реальному положению дел. Мы все являемся покупателями, и если не с целью приобретения товаров, то хотя бы для ознакомления посещаем вещевые рынки. И я всегда обращаю внимание на то, что, например, адрес регистрации, который по закону должен быть указан на вывесках, в большинстве случаев отсутствует.

- Какие меры ответственности предполагает нарушение правил торговли и законодательства о защите прав потребителей продавцами?

-
Непредоставление сведений о товаре или неполнота информации - основание для приостановления реализации товаров до устранения недостатков. А в соответствии со статьей 12.17 Кодекса об административных правонарушениях, нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин. Но, как следует из сообщения Минторга, предпринимателям вещевого рынка «Динамо» пока были выданы предписания об устранении выявленных нарушений. До серьезных санкций, видимо, не дошло, хотя не исключаю, что если министерство инициирует еще одну проверку, они будут применены в случае выявленных повторно нарушений.

СПРАВКА «БелГазеты». Юрий Перевозков родился в 1979г. в Минске. В 2001г. окончил юридический факультет Белорусского коммерческого университета управления по специальности «правоведение». Работал в Минском обществе защиты прав потребителей. С июня 2003г. - ведущий юрисконсульт ОО «Защита потребителя». Холост.

Беседовала Татьяна КАРЮХИНА

Сергей П.: «С ТАКИМ ПОДХОДОМ ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ ДЕФЕКТ»

- Насколько часто проводятся контрольные мероприятия по соблюдению правил торговли и законодательства о защите прав потребителей продавцами на вашем рынке?

- У налоговиков рейды плановые и бывают довольно часто. Регулярно приходят комиссии санстанции. Проверяют, насколько торговые места соответствуют законодательным актам. Представителей Минторга интересуют в основном общие вопросы: регистрация ИП на торговом месте, вывеска предпринимателя с информацией в полном объеме. Обращают внимание на наличие сведений о товаре.

Любые комиссии, в т.ч. налоговые, действуют по имеющимся у них предписаниям. Если предприниматель опасается проверки, то он от испуга даже не смотрит в это предписание, а если человек не волнуется, то просит представиться, предъявить предписание. И только если там написано, что это контрольная закупка, тогда, например, налоговая инспекция имеет право проверить выполнение кассовой дисциплины предпринимателем. В большинстве предприниматели к проверкам относятся совершенно спокойно. А частые проверки в какой-то степени даже подстегнули ИП к выполнению разных нормативных актов.

- Какими последствиями для предпринимателей грозят обнародованные Минторгом данные о нарушениях с их стороны?

- Может быть, это обернется штрафными санкциями в размере нескольких базовых величин. Но предприниматели сами немножко расслабились. Мы ведь эту школу проходили год назад, когда у ИП не было необходимых табличек с указанием их имен. Мы тогда даже собрали со всех деньги, официально изготовили всем эти таблички. Но прошел год, и эти таблички почти у всех где-то затерялись.

- Тем не менее предприниматели действительно далеко не всегда обеспечены нагрудными знаками и редко предоставляют покупателям инструкции по использованию реализуемых товаров…

- Это касается не только нашего рынка. Не хочу бросать тень на другие рынки, но ситуация там точно такая же. И ведь предписания об устранении выявленных нарушений коснулись лишь субъектов предпринимательской деятельности, хотя во многих госмагазинах можно видеть тех же продавцов без нагрудных знаков, не предоставляющих покупателям никаких инструкций. И говорить, что именно на рынке «Динамо» все повально плохо - это по меньшей мере предвзятость.

А насчет инструкций к реализуемым товарам - это совсем странное требование, хотя мы уже привыкли к тому, что требуют от нас все жестче и жестче. Для предпринимателей, которые завалены грудой бумажной волокиты, проблематично иметь еще и инструкции по использованию товаров. Обычно такая информация доносится до покупателей на словах. Ведь такие инструкции не предоставляются даже в респектабельных магазинах. Пусть над этим поработают сначала в крупных магазинах, а уже потом спрашивают с мелких предпринимателей. Иначе все эти претензии выглядят как продолжение проведения целенаправленной политики против малого бизнеса. Получается, что в борьбе против ввоза в страну импортной продукции чиновники применяют любые средства, в т.ч. занимаясь выявлением абсолютно незначительных нарушений.

- А насколько часто сами предприниматели становятся жертвами т.н. «потребительского экстремизма», когда покупатели сознательно идут на обман с целью обогащения?

- Одной из основных претензий к предпринимателям, как со стороны контролирующих органов, так и со стороны покупателей, является невыдача при покупке отрывных талонов и кассовых чеков. Но предприниматель, как плательщик единого налога, иногда не выдает чек не потому, что может тем самым уйти от уплаты налога, а потому что существует пробел в нашем законодательстве.

Пользуясь кассовыми аппаратами, всю свою выручку мы обязаны сдавать в банк, если она превышает 500 базовых величин. И чего тут греха таить: предприниматели сознательно занижают свои суммы, не проводя их полностью через кассовые аппараты. А все потому, что наши банки просто наживаются на предпринимателях, искусственно вынуждая их размещать деньги на расчетных счетах и снимая затем от 1,7% до 2,5%. Естественно, предприниматели в этом не заинтересованы, поэтому иногда не выдают чеки. Предприниматель так поступает не потому, что уклоняется от налогов (он плательщик единого налога, и на размере налога невыдача кассового чека никак не отражается), а потому, что не хочет просто так отдавать проценты банкам. Если бы правительство оставляло право за предпринимателем, когда и какую сумму ему вносить в банк, то 100% покупателей имели бы на руках кассовые чеки.

А пока сложившаяся ситуация способствует тому, что называют «потребительским экстремизмом». Покупатель, которому не выдали кассовый чек, считает, что нарушены его права, и обращается в общество по защите прав потребителей. Проблема еще и в том, что эксперты в этих обществах могут найти причины для недовольства абсолютно в любом случае. Забраковать у нас можно практически все. Есть очень много людей, которые ходят от одной точки на рынке к другой только лишь затем, чтобы затем с помощью консультантов из общества по защите прав потребителей предъявить претензии.

У нас, у людей, ведь как? Если он уже один раз сумел по явным или косвенным причинам защитить свои права и вернуть себе деньги, то у него появляется соблазн делать так еще и еще. У меня были такие случаи, когда я отказывался оплачивать экспертизу своего товара, а просто выплачивал покупателю требуемые деньги - на экспертизы и суды у предпринимателей просто нет времени.

Был недавно человек, который померил - все хорошо - и купил себе джинсы. Пришел домой, укоротил их, надел - что-то не то, коротковаты. И пришел на рынок с заявлением, что это некачественный товар! Или другой случай: мужчина купил обувь, поносил ее, а потом пришел к выводу, что обувь ему в чем-то не подходит. Естественно, поношенную обувь просто так он вернуть не может. Тогда мужчина идет в одно из обществ по защите прав потребителей, а там куча специалистов, юристов и консультантов. Начали измерять высоту каблука, расположение замка, жесткость пятки! С таким подходом всегда можно найти дефект в любой вещи. Пусть бы контролирующие органы тоже имели это в виду и заботились не только о правах потребителя, что абсолютно бесспорно, но и о правах предпринимателей.

СПРАВКА «БелГазеты». Сергей П. имеет высшее образование, занимается предпринимательской деятельностью более десяти лет. Женат, воспитывает ребенка.

Беседовал Глеб ЖИВЛОВ
Добавить комментарий
Проверочный код